Рецензии
Методические семинары:
методическая поддержка инновационной
деятельности / сост. И.Г. Норенко – Волгоград:
Учитель, 2007
«Жизнь сама по себе – ни
благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла,
смотря по тому, во что вы сами превратили ее».
Мишель Монтень
|
Распространенной формой
повышения методической грамотности педагогов
часто является их участие в работе практических
семинаров. Как активное – с докладом, или в
роли организатора, так и пассивное – в
качестве слушателя. Что касается первого, то тот,
кому хотя бы раз приходилось организовывать
семинары в своем образовательном учреждении,
наверняка вспомнит, сколько времени и сил это
потребовало. Однако не сомневаюсь и в том, что
такая напряженная и, на первый взгляд, ненужная
для школы работа имела позитивные последствия
для самих организаторов мероприятия. В ходе
его подготовки невольно приходилось
задумываться о сильных и слабых сторонах
педагогического процесса в своей школе и,
разумеется, делать соответствующие (и порой не
всегда приятные) выводы.
Говоря о пассивных участниках – тех,
кто приходит на семинары с надеждой приобретения
опыта, то они не только получают информацию о
возможных формах организации учебного процесса,
но и могут взглянуть на демонстрируемые модели с
точки зрения собственных наработок. В ходе
последующего обсуждения оттачиваются
формулировки, а иногда рождаются новые идеи.
Книга, о которой идет речь, позволяет
заочно поучаствовать в семинарах. А в этом
есть и свои положительные стороны: можно
вернуться к началу того или иного мероприятия,
два раза побывать на одном и том же уроке,
остановиться на привлекшем внимание каком-то
эпизоде. Под одной обложкой представлено
описание пяти семинаров, разнообразных по
тематике и предлагаемым формам работы.
У брошюры ярко выраженный
практико-ориентированный характер. Она
рассчитана на школьную администрацию и
методистов. Однако обращает на себя внимание то,
что в издании отсутствуют какие-либо сведения
обобщающего и аналитического характера.
Если не считать полстраницы «Введения»,
то данное издание – подробное описание самих
методических семинаров без какого-либо
объяснения, почему выбраны именно они, какие
могут быть сделаны итоговые заключения по
результатам их проведения, насколько возможно
повторение опыта их организации в других учебных
учреждениях и т.п.
Отсутствие подобной информации,
во-первых, усложняет знакомство с книгой и,
во-вторых, способствует формированию
впечатления, что объединение выбранных
составителем семинаров сделано без достаточных
на то оснований.
Кроме того, вызывают возражения и сами
семинары. Бросается в глаза несоответствие их
теоретической и практической частей. Собственно
практическая часть – открытые уроки и
классные часы – интересна и продумана, но не
всегда связана с частью теоретической, словно
искусственно примыкающей к практической, что
находит отражение и в наукообразных названиях.
Например, один из семинаров называется: «Работа
администрации школы по созданию оптимальных
условий для творческого выражения личности
ребенка в рамках заявленного статуса».
Комментарии составителя книги в данном случае
были бы весьма кстати.
В то же время некоторые педагогические
находки заслуживают того, чтобы на них
остановиться. Так, в рамках одного из
семинаров со старшеклассниками проводится
круглый стол на тему: «Жизнь – это…». Педагогу
удалось найти адекватные формы привлечения
внимания подростков к сущностным вопросам бытия,
поиску ответов на вопросы, к которым рано или
поздно обращается каждый из нас.
Марина СТЕПАНОВА
|