Рецензии
Методическая работа в школе:
организация, планирование, анализ / авт.-сост. Л.В.
Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2007
«Вся методическая работа
должна быть направлена на стимулирование
творчества учителя и выработку потребности в
самообразовании и саморазвитии».
|
Вопросы методического
обеспечения учебного процесса нередко
рассматриваются педагогами как занятие
излишнее, отвлекающее от основной работы –
обучения детей. С этим действительно можно
согласиться, если свести всю методическую работу
к написанию соответствующих рекомендаций и
составлению отчетов о проделанной работе. Однако
то же самое направление деятельности при условии
иного к нему отношения и, как следствие, – иной
организации – может выступить не только
полезным, но и необходимым компонентом
эффективной организации учебно-воспитательного
процесса.
Обратимся к «Толковому словарю русского
языка», в котором слово «методический»
определяется как «строго последовательный,
систематичный, точно следующий плану». Вряд ли
стремление построить свою работу в соответствии
с заранее продуманным сценарием может вызвать
возражения. И потому становится понятным:
неуважительное отношение к методической
работе вызвано не столько ее содержанием,
сколько конкретным воплощением того, что порой
лишь называется методической работой.
Данное издание, адресованное
руководителям методобъединений и школьной
администрации, относится к разряду книг,
помогающих увидеть то положительное влияние,
которое в состоянии оказать методическая служба
школы на ход образовательного процесса. Хотя оно
и не претендует на всестороннее изложение
проблем, и в его названии присутствует слово
«анализ», пособие имеет скорее
практико-ориентированный, а не аналитический
характер.
Книга состоит из двух частей. В первой
части обсуждаются содержательные аспекты
методической работы: основные направления
деятельности методической службы, задачи
методсоветов школы и их типология по методам и
формам (одной из таких форм выступает проблемная
методическая неделя, о которой говорится
специально), вопросы планирования
научно-методической работы и др.
Во второй части – «Приложении» –
есть описание конкретных разработок по
организации методической службы в школе. Это,
в частности, положения о научно-методическом
совете образовательного учреждения, о
методическом объединении классных
руководителей, о
медико-психолого-педагогическом консилиуме, о
школьном конкурсе учебных кабинетов; планы
работы кафедр и образовательного учреждения в
целом.
Следует обратить внимание на то, что
авторы, занятые обеспечением методической
поддержки учебного процесса, сами не всегда
формулируют методически обоснованные
рекомендации. Так, в разделе «Результаты
исследования удовлетворенности педагогов
жизнедеятельностью в образовательном
учреждении» приводятся показатели диагностики и
их количественная шкала, но при этом остается
неясным, какие выводы следуют из полученных
результатов.
В «Приложении» также содержатся
материалы, отражающие опыт работы отдельных
образовательных учреждений.
Это небольшое пособие, изданное тиражом в 12
тысяч экземпляров, наверняка не будет лишним на
полке руководителя школы, завуча или школьного
методиста, так как собранный авторами
материал – результат обобщения проделанной
работы. А это как раз именно то, что выгодно
отличает книги, написанные на основании
полученных результатов, от тех, которые созданы
без всякой опоры на практику.
Марина СТЕПАНОВА
|