Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2008

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Методическая работа в школе: организация, планирование, анализ / авт.-сост. Л.В. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2007

«Вся методическая работа должна быть направлена на стимулирование творчества учителя и выработку потребности в самообразовании и саморазвитии».

Вопросы методического обеспечения учебного процесса нередко рассматриваются педагогами как занятие излишнее, отвлекающее от основной работы – обучения детей. С этим действительно можно согласиться, если свести всю методическую работу к написанию соответствующих рекомендаций и составлению отчетов о проделанной работе. Однако то же самое направление деятельности при условии иного к нему отношения и, как следствие, – иной организации – может выступить не только полезным, но и необходимым компонентом эффективной организации учебно-воспитательного процесса.

Обратимся к «Толковому словарю русского языка», в котором слово «методический» определяется как «строго последовательный, систематичный, точно следующий плану». Вряд ли стремление построить свою работу в соответствии с заранее продуманным сценарием может вызвать возражения. И потому становится понятным: неуважительное отношение к методической работе вызвано не столько ее содержанием, сколько конкретным воплощением того, что порой лишь называется методической работой.

Данное издание, адресованное руководителям методобъединений и школьной администрации, относится к разряду книг, помогающих увидеть то положительное влияние, которое в состоянии оказать методическая служба школы на ход образовательного процесса. Хотя оно и не претендует на всестороннее изложение проблем, и в его названии присутствует слово «анализ», пособие имеет скорее практико-ориентированный, а не аналитический характер.

Книга состоит из двух частей. В первой части обсуждаются содержательные аспекты методической работы: основные направления деятельности методической службы, задачи методсоветов школы и их типология по методам и формам (одной из таких форм выступает проблемная методическая неделя, о которой говорится специально), вопросы планирования научно-методической работы и др.

Во второй части – «Приложении» – есть описание конкретных разработок по организации методической службы в школе. Это, в частности, положения о научно-методическом совете образовательного учреждения, о методическом объединении классных руководителей, о медико-психолого-педагогическом консилиуме, о школьном конкурсе учебных кабинетов; планы работы кафедр и образовательного учреждения в целом.

Следует обратить внимание на то, что авторы, занятые обеспечением методической поддержки учебного процесса, сами не всегда формулируют методически обоснованные рекомендации. Так, в разделе «Результаты исследования удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» приводятся показатели диагностики и их количественная шкала, но при этом остается неясным, какие выводы следуют из полученных результатов.

В «Приложении» также содержатся материалы, отражающие опыт работы отдельных образовательных учреждений.

Это небольшое пособие, изданное тиражом в 12 тысяч экземпляров, наверняка не будет лишним на полке руководителя школы, завуча или школьного методиста, так как собранный авторами материал – результат обобщения проделанной работы. А это как раз именно то, что выгодно отличает книги, написанные на основании полученных результатов, от тех, которые созданы без всякой опоры на практику.

Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru