Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2008

ТЕМА НОМЕРА: УПРАВЛЯЮЩИЕ СОВЕТЫ
 

Новая иерархия

Государственно-общественное управление вошло во все уровни власти

Хабаровский край в конкурсе Комплексных проектов модернизации образования участия не принимал. Справедливости ради нужно отметить, что развитие по конкурсным направлениям в регионе идет, в том числе, по государственно-общественному управлению. Тогда в чем же дело? Как водится, в деньгах. КПМО предусматривали софинансирование с регионом. Сумма от края для него потребовалась непосильная, и он не смог включиться в проекты. Тем не менее «бесприданница» работает в рамках заданных направлений и содержательно кое-что предпринимает. К примеру, система управляющих советов не сосредоточилась исключительно в школах, а развернулась гораздо шире.

В регионе…

По словам заместителя начальника управления общего образования Министерства образования Хабаровского края Валентины Антюховой *, край только начинает движение к полноценному государственно-общественному управлению. Но ответы на имеющиеся вопросы ищутся параллельно с зародившейся практикой. Иначе к 2010 г. не удастся решить поставленную задачу: представить в решении проблем образования в равной мере государственную и общественную составляющие.

Сделано главное: общественное управление закрепило позиции за совершенно разными представителями системы образования

«Мы прекрасно понимаем, – говорит Валентина Алексеевна, – что сегодня задачи перед образованием стоят гораздо шире и сложнее, нежели раньше. Помимо знаний, умений, навыков мы должны обеспечить ребенку гарантии быть востребованным в обществе, показать себя хорошим семьянином, иметь профессиональный успех и т. д. Для этого образованию важен заказ и государства, и общества, и родителей».

Чтобы создать новую систему управления, на заседании Правительства Хабаровского края утвердили Государственно-общественный совет по вопросам образования. В него вошли родительская общественность, члены попечительских советов, предприниматели, ученые, студенты, учителя, директора школ, представители культуры и органов социальной сферы…

Основной задачей совета определили «развитие сферы образования в интересах как общества, так и государства». Если заглянуть вглубь этой формулировки, то проявится целая палитра рабочих моментов.

На сегодняшний день в 55% школ края есть попечительские советы, зачастую ограничивающиеся функцией материально-технического обеспечения. Но здесь хотят наделить общественный орган и функцией управления. Для этого в уставах общеобразовательных школ появляются новые строки.

Во-первых, совет участвует в определении приоритетных направлений развития образовательной системы.

Во-вторых, он заслушивает и утверждает отчет министра.

В-третьих, участвует в формировании краевого бюджета, решает вопрос ресурсного обеспечения образования.

Также на плечах совета лежит организация изучения общественного мнения по качеству условий и процессов, которые идут в образовательных учреждениях. Общественность привлекается к наблюдению за процедурой аттестации ОУ и проведением государственной итоговой аттестации.

Для обсуждения плановых вопросов совет заседает раз в квартал.

Кроме того, при этом органе созданы четыре постоянных комиссии. «Они не надуманные, – уверяет Валентина Антюхова, – а выросли из имеющихся проблем: Комиссия развития инновационных процессов в сфере образования, Комиссия подготовки квалифицированных кадров в соответствии с запросами и потребностями рынка труда, Комиссия по становлению гражданской позиции и Комиссия по развитию общественной составляющей».

Остановимся подробнее на последней из перечисленных. Она призвана создавать управляющие советы. На сегодняшний день в 55% школ есть попечительские советы, зачастую ограничивающиеся функцией материально-технического обеспечения. Но в крае хотят наделить общественный орган и функцией управления. Для этого в уставах общеобразовательных школ появляются новые строки.

«Вопросов много, – делится замначальника управления общего образования. – Скажем, каким образом разделить функции между этим государственно-общественным советом и Министерством образования? Ведь, по сути дела, функция совета своеобразная: с одной стороны, оппонировать министерству, отслеживать, как люди выстраивают политику, с другой – они вместе должны выполнять региональные задачи в области образования».

Нужны эффективные механизмы

Алексей СУРИН, декан Факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова:
– Нельзя выносить ребенка за один день, хочешь – не хочешь, для этого нужно девять месяцев. Попытка ускорить процесс ни к чему хорошему не приведет. То, что мы с вами называем гражданским обществом и его атрибутами, тоже не может появиться по указу. Требуется длительная работа (кстати, схожая в этом с системой образования и воспитания). И очень важно, чтобы мы начинали что-то делать.
Каким образом общество должно участвовать в процессе формирования школьного образования?.. Какие механизмы для этого нужны?.. Все ответы пока – на уровне нашего мнения. То есть о происходящем мы говорим: это нравится, а это не нравится. Но никаких эффективных механизмов в явной форме у нас почти не существует.

В муниципалитете…

На муниципальном уровне новая система управления представлена аналогичными советами при главах муниципальных образований.

Дополняет их краевой родительский совет, созданный в 2004 г. Он, как и «старший брат» – Государственно-общественный совет по вопросам образования, – собирается ежеквартально. Входят в него представители всех 19-ти муниципальных образований, представляющих интересы родительской общественности на краевом уровне. В Министерстве образования выделен специалист, который отвечает за вовлечение родителей в управление.

Одной из форм этого родительского совета является проведение ежегодных краевых родительских собраний, когда в городах края все они идут по единой тематике дня.

Регион также претворил в жизнь идею присутствия общественных организаций при оценке документов учителей и школ во время участия в нацпроектах. В этом задействованы уже восемь организаций.

Труд учителя оценит общество

Сергей НАМСАРАЕВ, Министр образования и науки Республики Бурятия:

– Когда федеральный центр объявил конкурс между субъектами Российской Федерации по комплексной модернизации образования, республика расписала свои соображения и подала заявку. Став пилотным регионом, Бурятия, конечно, немедленно приступила к реализации своего проекта.

Основные направления были заданы, и мы за рамки не выходили. Но основной упор сделали на внедрение новой системы оплаты труда учителям, причем сразу с 1 сентября 2007 года. На нее перешли общеобразовательные школы, лицеи, гимназии. Есть известная шутка о «средней температуре по больнице». Так вот «средняя зарплата по школе» дает нам право говорить об увеличении доходов учителей на 25–30 процентов.

Влиять на зарплату, в частности, должно качество труда учителя. «Опять к этому приложат руку чиновники?!» – звучали гневные реплики. Ничего подобного! Чиновники здесь ни при чем. Они занимаются организацией, всеми управленческими делами, следят за соблюдением нормативов и вообще всей правовой базы, а оценивать труд учителя прежде всего будет общество.

В школе…

А что же происходит в образовательных учреждениях?

«У нас есть опыт по управляющим советам, – рассказывает Валентина Антюхова. – К сожалению, их всего восемь. Но функции этих УС уже прописаны в уставах образовательных учреждений. Яркий пример – школа в Комсомольске-на-Амуре».

Управляющие органы могут иметь непохожие по масштабу полномочия, но действуют они ради общей цели

УС устанавливает в ней режим занятий, осуществляет контроль за соблюдением условий обучения детей и работы педагогов, согласовывает школьный компонент государственного образовательного стандарта и профили обучения в старшей школе, содействует привлечению внебюджетных средств, заслушивает и утверждает доклад директора.

Знаменательна школа масштабом изменений, внесенных управляющим советом. Только за два последних года он привлек в школу 2 млн 218 тысяч рублей, оказал помощь в проведении ремонта, но самое главное – наладил школьный «быт». Были оборудованы видеостудия, лекционный и компьютерный залы; поддержана работа школьного издательского дома, виртуального музея, пришкольного летнего лагеря; не остались без внимания совета и проводимые мероприятия; дети и педагоги получают специально учрежденную премию.

«Советы возникают, поэтому нужно скорее прописать, что они могут делать, а что нет, – считает Антюхова. – И для того чтобы у них была первоначальная нормативная база, распоряжением правительства края утверждено Положение об управляющем совете общеобразовательного учреждения. Помимо этого мы еще утвердили Положение о публичном докладе школы, где четко расписано, что он должен содержать. И губернатор края поставил перед нами задачу в 2008-м году ввести публичные доклады ОУ. Для этого мы расширяем школьные сайты, где планируем выставлять отчеты. Пока же директора школ выступают с ними на родительских собраниях, а главы муниципальных образований и заведующие органами образования – на районных».

Инна АЛЕЙНИКОВА

___________________

* Участник межрегиональной конференции «Расширение общественного участия в модернизации школьного образования: проблемы и перспективы» (г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет государственного управления).

Рейтинг@Mail.ru