Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2008

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Из истории вопроса

Сколько стоит стандарт?

О том, что российская система образования должна жить по образовательному стандарту, говорилось уже в Законе «Об образовании» 1992 года. В 1993-м в Конституции РФ было записано: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты»…

За 15 лет на подготовку стандартов потрачено несколько миллионов долларов. Множество рабочих групп подготовило экстравагантные проекты. Так, в проекте стандарта РАО, победившем на конкурсе Министерства образования РФ в 1993 году, предлагалось точная «перепись» содержания образования, вплоть до литературных произведений, теорем, исторических фактов, физических законов. По мнению президента РАО Николая Никандрова, это могло бы защитить детей от «произвола некоторых руководителей образования», которые, к примеру, не захотят давать к изучению в школе «Капитанскую дочку». Идея «описательного» стандарта была решительно отвергнута.

В 2001 году для подготовки новых стандартов был создан временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) под руководством профессора Московского института открытого образования Виктора Фирсова. Работа коллектива подверглась резкой критике со стороны оппонентов, и ученые даже не успели доделать свою работу. Эстафета перешла к ВНИКу Эдуарда Днепрова и Владимира Шадрикова. На разработку нового стандарта выделили около двух миллионов долларов.

В 2003-м, когда дебаты о содержании стандартов входили в завершающую стадию, на одни только «прочие» расходы (то есть командировочные и т.п.) было потрачено 98 миллионов рублей.

А итог столь дорогостоящей работы вызвал отторжение у образовательной общественности.

«В этом стандарте зафиксированы те знания, которые устарели несколько лет назад, – заявил генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. – На сегодняшний день его введение отбросило бы страну на десять лет назад».

Руководитель Московского департамента образования Любовь Кезина тогда же заявила, что «стандарт Днепрова–Шадрикова» даже хуже победившего на конкурсе 1993 года.

В процессе дискуссий о том, зачем стране нужен образовательный стандарт, была выдвинута идея: государство должно гарантировать не минимум (или максимум) содержания образования, а условия, в которых будет проводиться обучение по той или иной программе.

Но реализация этого положения споткнулась о практику разделения полномочий в регионах. Государство может декларировать требование оборудовать все школы теплыми туалетами, компьютерными классами, учебниками и спортивным инвентарем, но реально обеспечить соответствующие условия для ОУ способны только муниципалитеты.

Новый этап в подготовке стандартов начался с введением в действие нацпроекта «Образование». Выяснилось, что без законодательно закрепленного стандарта нельзя ни перейти на нормативно-подушевое финансирование, ни ввести НСОТ, ни создать новую систему оценки качества образования.

В ноябре 2007 года Госдума наконец приняла соответствующий закон о введении нового образовательного стандарта. Однако новый документ не определяет ни содержания образования, ни условий обучения.

Согласно ему, руководить разработкой программ – как и в советские времена – будет Министерство образования (ныне Минобрнауки).

За соблюдение стандартов на условия обучения в школе снова отвечают чиновники на местах.

В новом законе отсутствует главное: не прописан механизм, который мог бы гарантировать каждой школе поддержание определенного уровня обучения. Как и в прежних законопроектах о стандартах, все цифры и конкретные предложения на эту тему были удалены при обсуждении.

Результат такой: если в школьный туалет детям приходится ходить на улицу, а на урок информатики – в кабинет директора, где стоит единственный на всю школу компьютер, то это, конечно, нарушение стандарта.

Кто-то должен за это ответить. Но отвечать некому. Ведь если у муниципалитета и родителей нет денег, предъявлять претензии к школе бессмысленно.

Эксперты Общественной палаты, подготовившие свои замечания на законопроект, отметили, что закон не описывает механизм формирования стандарта, передавая это право правительству. В своем заключении палата предложила включить в формирование стандартов общественные институты – в том числе родительские комитеты и будущих работодателей выпускников.

Серьезные опасения образовательной общественности вызвал отказ от деления стандартов на федеральный, региональный и школьный компоненты. От привычной «трехзвенности» внутри стандарта осталось единственное звено – государственное.

Некоторые видят в этом реакцию на политику регионов, которые в 2007 году один за другим вводили в базовую сетку часов предмет «основы православной культуры», называя этот религиозный курс «региональным компонентом».

Другие субъекты РФ явно ставили региональный компонент выше федерального: различные курсы, придуманные и введенные местными властями, начинали преобладать в школьных программах, хотя оплачивались предметы по-прежнему из федерального бюджета.

Новый закон сохраняет право школы и региона дополнять федеральную часть стандарта местным компонентом. Однако он не оговаривает (как было прежде), в каких пропорциях это можно делать.

Провоцируя подобную неопределенность, субъектам РФ дают понять, что им пора ограничить школьную самодеятельность. Федеральная власть оставляет за собой право на вмешательство: если в регионе решат вводить в школьное обучение нежелательный «региональный» компонент, она может ограничить финансирование. По принципу: кто заказывает музыку, тот и платит.

Общественная палата России, представив перечень своих замечаний на законопроект, высказала также опасения по поводу концепции «примерной образовательной программы», на основании которой предполагается строить программы школ.

«Такая формулировка дает возможность чрезмерного регулирования школьной образовательной программы, – заявили эксперты. – Возникает вероятность возвращения к советской системе с ее негибкостью и консерватизмом».

Закон отменяет понятие минимума содержания учебных программ и объема максимальной нагрузки. Вместо этого он вводит набор требований к конечному результату освоения программ. Каковы эти требования? Конечно, это ЕГЭ.

Теперь главные вопросы: сколько стоит уже принятый закон о стандартах? как он будет финансироваться?

Министерство образования и науки РФ утверждает, что новый закон не потребует финансовых затрат. Но это не так. В 2005 году экспертами уже была подсчитана финансовая составляющая перехода страны на новый государственный стандарт.

Расчет исходил из минимума – из того, что новые стандарты предполагают повышение квалификации учителя и что с этими целями должно расходоваться 5% от фонда оплаты труда.

Так, в 2004 году 144 часа повышения квалификации одного педагога обходились бюджету в 1 066 рублей. Повышение квалификации по новому стандарту должно стоить, соответственно, в два раза дороже – 2 132 рубля.

По статистике, свыше 60% школ в России расположены в сельской местности. Еще приблизительно 20% учителей преподают в небольших городках, где нет своего педвуза или ИПК.

Таким образом, на новые стандарты собираются перевести страну, в которой 80% учителей для повышения квалификации вынуждены ехать в другой город, тратиться на дорогу, жить в общежитии ИПК или педвуза, платить за питание и т.п.

А эти дополнительные расходы (оплата дороги до ИПК стоит от сотни до пары тысяч рублей плюс суточные, плата за проживание в общежитии или гостинице и питание), по подсчетам экспертов, могут составить, самое меньшее, 4,74 миллиарда рублей в год.

Так что львиная доля расходов на введение нового стандарта и переобучение педагогов будет возложена на муниципалитеты, школы и самих учителей.

Пятнадцать лет подготовки стандарта дорого обошлись всей стране. Но введение стандарта может обойтись школам еще дороже.

Светлана КИРИЛЛОВА
Рейтинг@Mail.ru