Образовательный стандарт
Стандарт как договор
Конец ушедшего года прошел под знаком
не только обсуждения результатов нацпроекта
«Образование», но и свежих новостей с фронта
разработки стандартов нового поколения. Мы,
разумеется, тоже не остались в стороне. На
круглый стол, состоявшийся в Издательском доме
«Первое сентября», пришли генеральный директор
издательства «Просвещение», руководитель
коллектива разработчиков стандартов нового
поколения Александр КОНДАКОВ и профессор МГУ,
член-корреспондент РАО, возглавляющий одну из
рабочих групп в команде разработчиков Александр
АСМОЛОВ.
Это была уже не первая подобная
встреча в нашей редакции. И тем приятнее было
фиксировать те изменения, которые произошли в
работе над проектом стандартов за минувший год.
Гораздо яснее стали выглядеть многие узловые
положения, на которых выстраивается концепция
нового документа.
В частности, А. Асмолов особо
подчеркнул тот факт, что все предыдущие реформы в
образовании делались «без учета мотивации тех
людей, на которых они были направлены. Нам нужно
новое понимание стандарта, не связанное с
минимумом знаний. Кто говорит про минимум знаний,
получает минимум образования. Поэтому возникла
необходимость увидеть стандарт как инструмент
общественного договора».
Эта позиция тем более актуальна в
связи с понятием «образовательные результаты».
Ведь у образовательных стандартов много разных
потребителей. Это и родители, и школьники, и
учителя, и вузы, и работодатели и т.д. И каждый
потребитель хочет увидеть в образовательных
результатах то, что наиболее значимо для него.
Совместить в одном документе потребности столь
разных потребителей непросто.
Предполагается, что в разделе
«Требования к освоению основных
общеобразовательных программ», который
ориентирован на родителей, законодателей,
результаты должны быть представлены в общем виде
как определенная конкретизация целей
образования. А в примерных программах по
отдельным учебным предметам, которые
предназначены для учителей, авторов учебников,
результаты должны быть более детализированы.
Новые стандарты не поставят в
школе все с ног на голову. Но ситуацию, надеемся,
изменят
Напомним, что в концепции новых
госстандартов образовательные результаты
понимаются как достижения общекультурного,
познавательного и личностного развития
учащегося. Именно поэтому ключевой
компетенцией следует считать умение учиться,
способность личности к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта, а
не только освоение учащимися конкретных
предметных знаний и навыков в рамках отдельных
дисциплин.
«Умение учиться» выступает
существенным фактором повышения эффективности
освоения учащимися предметных знаний, умений,
формирования других компетенций и целостной
картины мира. Разрабатываемая в рамках
проекта подготовки новых госстандартов Программа
развития универсальных учебных действий
призвана обеспечить формирование универсальной
способности человека – умения учиться.
На стержневых вопросах при
разработке стандартов подробно остановился А.
Кондаков. «Чему учить? Зачем? Ради чего? На этих
моментах мы делаем основной акцент, обсуждая
проект в рабочих группах, – подчеркнул
Александр Михайлович. – В связи с этим
выделение фундаментального ядра – одна из
принципиальных новаций настоящей разработки
стандарта образования».
А. Кондаков пояснил, что одна из главных
задач фундаментального ядра – достижение
консенсуса во взглядах на научное
содержание образования между так называемой
«академической наукой», педагогами и
методистами-предметниками. Основная ошибка
предшествующих разработок заключалась в том, что
мнение «академической науки» практически
игнорировалось, что и привело, в конечном итоге, к
резкому снижению уровня фундаментальности
российского школьного образования. Теперь
этот перекос будет исправлен. Планируется, что
проекты концепций образовательных областей по
разным направлениям будут предложены к
обсуждению уже в 2008-м году.
Он также напомнил еще об одном
существенном отличии новой версии стандартов,
которая будет содержать не Базисный учебный
план, а Базисный образовательный план, в который,
в частности, будут включены программы воспитания
и социализации. «Образование должно решать
задачу гражданской консолидации», – заметил
А. Кондаков.
Предлагаемый вариант второго
поколения стандарта ориентирован не только на
анализ и оценку индивидуальных достижений
школьников по освоению основных
общеобразовательных программ, но и на анализ и
оценку состояния системы образования на всех
уровнях. А это значит, что в комплексе
нормативных и методических документов будут
прописаны требования к условиям осуществления
образовательного процесса, условия для успешной
образовательной деятельности детей. Иными
словами, некий уровень, ниже которого нельзя
опускаться, будет задан. И его придется
выдерживать не только самой школе, но и
методистам, работникам управлений образования,
региональным властям, губернаторам.
Таким образом, как видно из нашего
небольшого обзора, разработчики стандартов
общего образования второго поколения, задались
благородной, но непростой целью: сделать новый
документ результатом консенсуса, договора
множества людей – от государства,
региональных властей, управленцев, педагогов и
методистов до родителей и детей. Задача
непростая, но найти общий язык, видимо,
необходимо.
И А. Кондаков, и А. Асмолов в своих высказываниях
были реалистичны и аккуратно, но твердо говорили
о национальной, социальной и экономической
разобщенности страны. По их мнению, было бы
нелишним, если бы данный документ инициировал
договорные процессы в обществе по разным
вопросам.
Ну а напоследок представляем вам планируемый
пока график введения образовательных стандартов
второго поколения:
введение программ начальной школы в
экспериментальном режиме – с 1 сентября 2008
года;
основной школы – с 1 сентября 2009
года;
старшей школы – с 1 сентября 2010
года.
Чего
ждать в ближайшее время?
|
В 2008 г. работа над
стандартом вступает в новую фазу. Важнейшим
элементом становится реализация пилотного
проекта в ряде регионов (субъектов Федерации) и
крупных городах всех федеральных округов РФ.
В качестве экспериментальных площадок
выбраны:
– Центральный федеральный округ –
Москва и Московская область;
– Северо-западный федеральный
округ – Ленинградская и Калининградская
области;
– Южный федеральный округ –
республика Дагестан и г. Ростов-на-Дону;
– Приволжский федеральный округ –
республика Татарстан и г. Оренбург;
– Уральский федеральный округ –
Ямало-Ненецкий автономный округ и г. Челябинск;
– Сибирский федеральный округ – г.
Новосибирск, г. Омск;
– Дальневосточный федеральный
округ – Приморский край и республика Саха
(Якутия).
Узнать подробности о содержании и
направлениях работы над новым стандартом
образования, задать вопросы вы можете на сайте
http://standart.edu.ru |
Подготовила Яна САРТАН
Приведены выдержки из Проекта
Требований к результатам освоения основных
общеобразовательных программ. |