|
Тьюторство
как новая профессия в образовании
Еще
один летний, «пухлый» номер. После дошкольных
программ (см. № 25–26) мы обращаемся к другой, не
менее значимой теме. А именно – к тьюторству. Это
понятие, появившееся в нашей системе образования
более десяти лет назад, поначалу вызывало и почти
всеобщее недоумение, и множество вопросов, и
горячие споры. Но время прошло, и страсти
поутихли. Школа, хотя и продолжает оставаться
одним из самых консервативных институтов, все же
изменилась. Изменилась потому, что потихоньку
меняются сами принципы и цели образования. Все
чаще говорится о сетевом образовании и
управлении, а это значит, что школа нуждается и в
иных штатных единицах. Одной из таких «единиц» и
является новая-старая должность – тьютор.
По сути, тьютор сегодня выполняет в школе
функции консультанта. Среди его задач – работа с
образовательными потребностями учащихся,
освоение технологий учебного труда, обсуждение
будущего детей, помощь ребенку в поиске себя и
своей цели в жизни. И если школа шагает в ногу со
временем, если хочет успешно конкурировать на
рынке образовательных услуг, то такое
нововведение, как тьюторство, окажется для нее
благотворным и полезным.
Материалы этого номера нам помогла
подготовить томская школа «Эврика–развитие», в
которой еще в 1991 году началась экспериментальная
работа по внедрению принципиально новой системы
педагогической поддержки детей в учебном
процессе – тьюторства. К тому же вот уже много
лет именно в Томске ежегодно проходят так
называемые «тьюториалы» или, проще говоря,
тьюторские конференции, где можно поделиться
опытом, задать любые вопросы и предложить что-то
новое в ежедневную практическую работу тьютора.
Часть статей взята из материалов одной из
последних конференций, где шла речь о принципах
открытого образования, регионального развития и
способах построения открытого образовательного
пространства. Но при рассмотрении этих тем все
авторы основное внимание уделяли тьюторству как
практике построения открытого образовательного
пространства.
Не удивляйтесь, если в разных статьях вы
встретите некоторые повторяющиеся определения.
Просто эти базовые понятия оказываются важной
отправной точкой при разговоре на тему
тьюторства.
Мы надеемся, что материалы данного номера
станут для вас интересными и нужными. Пусть даже
вы не сможете применить на практике все звучащие
здесь советы и рекомендации, но если хотя бы одна
идея покажется вам привлекательной и
осуществимой – значит, мы не зря собирали этот
номер.
Редакция
- Тьюторство как новая
профессия в образовании
- Исследование
- Людмила ДОЛГОВА. Тьюторство в
аспекте результативности образования
- Елена СУХАНОВА. Тьюторское
сопровождение образовательного заказа
- Из первых рук
- Герои нашего времени. Беседа с
Людмилой ДОЛГОВОЙ
- Азбука тьютора
- Технологии
- Н.А. САЗОНОВА. Тьюторская
работа в переходном пятом классе
- Александра РЯЗАНОВА, Надежда
МУХА. Тьютор и учитель-предметник
- Надежда МУХА, Лариса
АНТРОПЯНСКАЯ. Тьюторство в старшей школе
- Лариса АНТРОПЯНСКАЯ. Переход
из подростковой в старшую школу
- Лариса АНТРОПЯНСКАЯ.
Образовательные и профессиональные стажировки
учащихся
- Т.И. ГАДАЛОВА, С.К. КЛИНЦОВА, Е.А.
КРАВЧЕНКО. Учитель и ученик в пространстве
культуры
- Г.Н. БЕСПАЛОВА. Модели
тьюторского сопровождения
- Г.А. ГУРТОВЕНКО, Г.А. ЖЕЛЕЗНОВА,
Н.А. КОСТИНА. Профессия - педагог
- Н.В. БОРИСАНОВА. Ситуация
успеха как условие развития педагога
- Опыт
- М.П. ЧЕРЕМНЫХ. Научить
технологиям успешного действия
- Н.В. БРИТ. Наставник = тьютор
- Теория на практике
- А.А. ЦУКЕР. Образовательное
пространство школы
- Проектирование
- Е.Д. ФАЙЗУЛЛАЕВА, Т.Ю. КОРОТИНА.
Будущее - за индивидуальным обучением и
поощрением инициативы
|
|
|
|
|