Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Программы здоровьесбережения

Программа организации здоровьесберегающего пространства

Данную программу представляет МОУ «Тат. Каргалинская средняя общеобразовательная школа», расположенная в селе Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области. Русский язык в ней не является родным. Здесь учатся 423 ученика.
В прошлом учебном году школа стала победителем конкурса ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы. Тогда ведущим направлением развития было провозглашено создание информационной среды. После этого управленческая команда под руководством директора Т.Ф. Низамутдиновой придумала план действий на три года вперед по организации здоровьесберегающего пространства, которым и делится с читателями «УШ».
Особенностью программы является то, что она реализуется на всех уровнях.

Пояснительная записка

Чтобы процесс создания здоровьесберегающего пространства школы был эффективным и действенным, мы считаем необходимым отслеживать промежуточные результаты, которые характеризуются следующими показателями:

– состоянием физического и психологического здоровья учащихся и учителей;
– личностным развитием школьников;
– повышением профессиональной компетентности педагогов;
– удовлетворенностью качеством образовательных и медицинских услуг субъектов образовательного процесса.

Поэтому мы выделили ряд направлений нашей работы:

– нормативно-правовое;
– организационно-управленческое;
– программно-методическое;
– создание здоровьесберегающей образовательной среды;
– решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта;
– медико-психолого-педагогическая и социальная работа;
– мониторинг здоровья учащихся;
– научно-исследовательская и экспериментальная деятельность по моделированию и апробации здоровьесберегающих технологий, оздоровительных систем и мероприятий.

Цель программы: создание здоровьесберегающего пространства в Татаро-Каргалинской школе.

Задачи:

1. Создание модели экологически комфортной образовательной среды.
2. Разработка и внедрение технологий реабилитации умственной и физической работоспособности.
3. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса на основе компетентностного подхода.
4. Создание сквозных учебных программ на основе здоровьесберегающих образовательных технологий и включение их содержательной части в преподаваемые дисциплины.
5. Разработка технологии здоровьесберегающего сопровождения учащихся.
6. Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров в области организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного процесса.
7. Внедрение мониторинговой системы результативности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности.

Реализация данных задач возможна при таких условиях как:

  • проведение диагностики здоровья учащихся и мониторинга происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья;

  • благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе школы, уровень культуры педагогов;

  • наличие высокой компетентности в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса;

  • реализация здоровьесберегающего подхода в моделировании процесса обучения;

  • использование рекреативных технологий в создании здоровьеформирующих программ воспитательного пространства школы.

Ожидаемые результаты:

1. Комфортная образовательная среда, созданная с учетом санитарно-гигиенических требований.
2. Профессиональная компетентность учителя, овладение им здоровьесберегающими образовательными технологиями, его личная культура здоровья.
3. Готовность ученика к выбору форм, способов и средств деятельности.
4. Организация регулярного взаимодействия с системой повышения квалификации работников образования, методическими центрами с целью методической поддержки преподавателей и администрации в области создания здоровьесберегающего образовательного пространства.
5. Внедрение в управленческую деятельность, учебный процесс, социально-воспитательную работу здоровьесберегающих образовательных технологий.
6. Ориентация научно-методической и экспериментальной работы на реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий.
7. Содержание образования, обеспечивающее формирование и развитие культуры здоровья учащихся.
8. Применение здоровьесберегающего подхода в предпрофильной и профильной подготовке учащихся.
9. Позитивная динамика сформированности здоровьесберегающей компетентности учащихся и культуры здорового образа жизни.

Реализация программы осуществляется поэтапно.

Первый этап (2008–2009 гг.)

Целевая группа, ответственные

Задачи

Директор школы, научный руководитель, заместители директора

  • Провести проблемно-ориентированный анализ образовательного пространства на предмет соответствия принятым нормам организации здоровьесберегающего пространства школы.

  • Принять обоснованное решение о включении вопросов здоровья в число приоритетов работы ОУ с учетом имеющихся у школы или управления образования ресурсов (кадровых, финансовых, организационных, информационных).

  • Определить исходные теоретические позиции.

  • Изучить исходное состояние (уровень) проблемы.

  • Проанализировать затруднения.

  • Определить систему целей и задач, направленных на решение проблем, связанных с организацией здоровьесберегающего пространства школы.

  • Составить рабочий вариант проекта и поэтапный план действий.

  • Определить программу мониторинга организации здоровьесберегающей деятельности с учетом выполнения каждым субъектом своих должностных обязанностей.

  • Составить программу развития экологического комфорта в школе.

  • Провести соответствующую научно-методическую работу в коллективе.

  • Создать доброжелательную, активную, ответственную обстановку

Директор школы, заместители директора

  • Разработать диагностический инструментарий оценки сформированности здоровьесберегающей компетенции учащихся.

  • Продумать тематику методических семинаров и круглых столов по повышению здоровьесберегающей компетентности педагогических работников.

  • Начать работу по созданию методического сопровождения деятельности педагогов в организации здоровьесберегающего процесса школы (разработать маршрутные листы поэтапного сопровождения учащихся).

  • Составить программу мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни

Научный руководитель, заместители директора, руководители предметных МО

  • Организовать методические семинары по повышению квалификации педагогов в области овладения современными образовательными технологиями

Директор школы, заместители директора, учителя-предметники

  • Выделить факторы образовательной среды и их влияние на динамику здоровья учащихся.

  • Определить перечень необходимых ресурсов для реализации следующих этапов программы.

  • Разработать программу диагностики состояния здоровья учащихся и структуры потенциально патогенных факторов.

  • Выделить параметры оценивания качества среды как объекта деятельности человека и дать оценку качества школьного и пришкольного пространства.

  • Начать работу по созданию информационного сопровождения деятельности педагогов.

  • Активизировать возможности родительского комитета, учителей, попечительского совета.

  • Создать доброжелательную, активную, ответственную обстановку

Школьный психолог, классные руководители, учителя-предметники

  • Помочь каждому ученику познать себя (особенности памяти, внимания, склонности и интересы, потенциал физического и физиологического развития и т.д.).

  • Предоставить ребенку право и организовать психолого-педагогическую и родительскую помощь при определении им трех важных составляющих образовательного процесса (выбор углубленного изучения предметов; дополнительных элективных курсов; уровня изучения интересующих дополнительных предметов).

  • Создать доброжелательную обстановку.

  • Определить критерии и оценить экологическую комфортность учебных кабинетов.

  • Организовать режим двигательной активности школьников на уроках как средство профилактики «школьных патологий».

  • Разработать диагностический инструментарий оценки психологической составляющей организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

  • Провести анализ психологического климата класса

Учителя физической культуры

  • Составить программы организации физкультминуток на уроке.

  • Разработать систему занятий на переменах на основе рекреативных технологий для учителей предметников и классных руководителей.

  • Проводить в течение всего периода обучения ориентировочную оценку (скрининг) состояния здоровья учащихся

Школьный психолог

  • Продумать для учителей-предметников систему упражнений для поддержания эмоционального благополучия учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время.

  • Разработать комплекс тренинговых занятий для поддержания психологического здоровья учащихся

Медицинский работник

  • Проанализировать уровень состояния здоровья учащихся согласно их медицинским картам с тем, чтобы составить рекомендации по методическому применению тех или иных технологий обучения и воспитания

Второй этап (2009–2010 гг.)

Целевая группа, ответственные

Задачи

Директор школы, заместители директора

  • Разработать и реализовать программу организации здорового питания в школе.

  • Создать комнату психологической разгрузки для учащихся с их помощью.

  • Систематизировать применение учителями-предметниками в учебном процессе методических рекомендаций использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий.

  • Осуществить программное и учебно-методическое обеспечение учебного процесса по здоровьесбережению

Директор школы, заместители директора, учителя-предметники

  • Ввести специальный предмет – культура здоровья (1 час в неделю) в каждой параллели учащихся.

  • Организовать проведение уроков здоровья в форме тренингов, дискуссий, панорам, бинарных уроков, видеопросмотров с последующим обсуждением, практическими занятиями и др.

  • Разработать программу организации школьной жизни по тематическим периодам с использованием рекреативных технологий.

  • Создать и ввести в практику карты показателей здоровья учащихся (КПЗУ).

  • Проанализировать полученные результаты оценки состояния здоровья учащихся и воздействия патогенных факторов с целью корректировки программы в дальнейшем.

  • Организовать проведение встречи учащихся с социальными работниками, представителями управления внутренних дел, врачами по вопросам здоровьесбережения.

  • Организовать участие детей в школьных мероприятиях.

  • Разработать программу валеологического просвещения родителей через родительский лекторий, консультации и собеседования со специалистами школы

Заместители директора, учителя-предметники

  • Разработать и реализовать методические рекомендации для осуществления учителями-предметниками интеграции вопросов здоровья в содержание учебных дисциплин.

  • Выделить основные направления педагогических исследований в школьном образовании как область творческой и научной деятельности учителя

Заместители директора, учителя-предметники

  • Сконструировать здоровьесберегающие педагогические технологии в образовательном процессе: выделить здоровьесберегающий потенциал педагогических технологий; педагогические технологии поддерживающего типа; современные развивающие педагогические технологии; технологии развития познавательной и творческой деятельности учащихся в преподавании учебных дисциплин.

  • Разработать факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы

Учителя-предметники, классные руководители

  • Включить в содержание учебных дисциплин вопросы культуры здоровья и здорового образа жизни.

  • Освоить и включить в методику преподавания учебных дисциплин элементы современных образовательных технологий, не наносящих вреда.

  • Составить программу самонаблюдения и самоанализа урока с позиции здоровьесбережения.

  • Учитывать здоровьесберегающие принципы построения современного урока.

  • Разработать индивидуальные траектории обучения для каждого ученика. (Они должны соответствовать интересам и склонностям ребенка, выстраиваться в форме индивидуальных учебных планов.)

  • Овладеть приемами реабилитации физической и психической работоспособности учащихся.

  • Составить каждому классному руководителю циклограмму своей деятельности с включением здоровьесберегающих образовательных технологий.

  • Организовать процесс воспитания культуры здорового образа жизни

Школьный психолог

  • Определить график индивидуальных консультаций по реализации педагогической поддержки учащихся с учетом возрастных особенностей.

  • На основании диагностических данных разработать для классных руководителей методические рекомендации организации здоровьесберегающего сопровождения учащихся.

  • Составить и реализовать программу тренинговых занятий для учащихся

Учитель физической культуры, медицинский работник

  • Подготовить и провести инструктаж педагогов по овладению приемами самомассажа, дыхательной гимнастики и их использованию во время уроков

Третий этап (2010–2011 гг.)

Целевая группа, ответственные

Задачи

Заместители директора, руководители предметных МО, учителя-предметники

  • Продолжить повышение квалификации педагогов. Обратить внимание на тему «Культура педагогического общения как средство здоровьесбережения в образовательном процессе».

  • Реализовать программу валеологического просвещения родителей через родительский лекторий, консультации и собеседования со специалистами школы по темам: функции семьи и школы в формировании детского здоровья; достижения науки в организации здорового образа жизни в семье и т.д.

  • Провести анализ собственной деятельности по организации здоровьесберегающего пространства

Учителя-предметники

  • Развивать исследовательские умения и навыки, являющиеся условиями выработки самостоятельной позиции в формировании культуры здоровья.

  • Использовать в организации здоровьесберегающей деятельности с учащимися методических приемов арттерапии, библиотерапии, эстетотерапии, сказкотерапии и др.

  • Учебный процесс осуществлять в экологически комфортной здоровьесберегающей среде.

  • Внедрить элементы сетевой модели проектной деятельности учащихся в аспекте здоровьесбережения.

  • Осуществить коррекцию учебных программ и методических комплексов по обучению и воспитанию здорового образа жизни учащихся.

  • Разработать материалы обучающих семинаров для учителей других школ

Учителя физической культуры, учителя-предметники

  • Продолжить разрабатывать занятия ЛФК в лечении и профилактике школьных патологий.

  • Продолжить поиск нетрадиционных методических приемов оздоровления

Школьный психолог, учителя-предметники

  • Психолого-педагогическая коррекция здоровья учащихся в учебном процессе

Научный руководитель, заместители директора, руководители предметных МО

  • Организовать серию обучающих семинаров для учителей других школ; создать консультационный центр по формированию и оптимальному функционированию информационной среды школы

Результаты:

  • создание экологически комфортной здоровьесберегающей среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе школы;

  • повышение уровня развития здоровьесберегающей компетенции субъектов образовательного процесса;

  • обновление содержательной и методической базы преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства.

Анжелика МУРАТОВА, замдиректора по научно-методической работе МОУ «Тат. Каргалинская средняя общеобразовательная школа», с. Татарская Каргала Оренбургская область, Алена МОИСЕЕВА, к.п.н, доцент кафедры педагогического мастерства ИПКиПП Оренбургского государственного педагогического университета
Рейтинг@Mail.ru