Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Программы здоровьесбережения

Сценарий родительского собрания
«Учите детей быть здоровыми»

Цель: способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.

Форма: информационный лекторий с элементами практикума.

Участники: родители, классный руководитель, школьный врач.

Подготовительный этап

Учителю необходимо провести:

1. Опрос учащихся по теме «Твой режим дня».
2. Анкетирование родителей по проблеме собрания:
– Считаете ли вы важным для себя формировать у ребенка ответственное отношение к своему здоровью?
– Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?
– Какова, на ваш взгляд, роль родительского примера в формировании у детей привычки заботиться о своем здоровье?

Оборудование, оформление:

  • плакаты по теме охраны здоровья младшего школьника;

  • памятки-рекомендации;

  • выставка литературы по проблеме собрания.

План мероприятия

Формирование у младших школьников привычки к здоровому образу жизни.

1. Режим дня младшего школьника.
2. Обмен опытом семейного воспитания.
3. Подведение итогов собрания и рекомендации родителям.

Примерный ход собрания

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений».

Институт школы детей и подростков АМН рекомендует использовать для оценки состояния здоровья детей четыре показателя:
– наличие или отсутствие на момент осмотра хронических болезней;
– уровень функционального состояния основных систем организма;
– степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
– уровень психического и физического развития и степень его гармоничности.

О наличии или отсутствии у ребенка заболевания может судить врач-специалист. Уровень психического развития устанавливает детский психолог.

По мнению С.В. Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% – от внешней среды, 10% – от деятельности системы здравоохранения. А остальные 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит прежде всего от родителей. Именно они в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей соответствующих привычек и потребностей, развитию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Учителю следует уделить больше внимания вопросу выработки у школьников безопасного для жизни и здоровья поведения.

Привычка – это образ действий, ставший обычным, постоянным. Чаще всего она формируется на основе усвоенного, доведенного до автоматизма навыка. Например, если ребенок научился хорошо плавать, то он с удовольствием будет проводить свой досуг в бассейне.

Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. Это очень хорошо должны понимать родители. «Учи показом, а не рассказом», – говорили в древности. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнять.

Для закрепления навыка большое значение имеют похвала и первые положительные результаты. Это особенно важно при формировании у детей потребности заботиться о своем здоровье. Неправильное поведение взрослых ведет к формированию у ребенка вредных привычек (грызть ногти, не мыть руки пред едой, курить и др.). Искоренить их возникновение довольно сложно. От родителей, учителей требуются терпение и выдержка.

Переходя к вопросу о важности для здоровья ребенка соблюдения режима дня, классный руководитель может предложить родителям обменяться мнениями по этому поводу, проанализировать высказывания детей. Затем уделить особое внимание проблеме формирования привычки соблюдения режима дня как важнейшего фактора здоровья младшего школьника.

Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?

Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять ежедневно в одни и те же часы.

При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает сделать, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться. Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний.

Рационально организованный режим школьника – это:

1. Учеба в школе, точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий, а также творческой деятельности.
2. Обязательный отдых на свежем воздухе.
3. Достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.
4. Регулярное и полноценное питание.
5. Режим дня в семье строится в соответствии с тем временем, которое ребенок проводит в школе.

Дорогие родители, помните о том, что пробуждение – важный момент режима дня. От того, с каким настроением проснется ребенок, зависит его психологический настрой на весь день. Желательно вспомнить все ласковые слова, которые когда-либо произносились своим маленьким детям.

Во многих семьях пробуждение происходит по будильнику. А как утверждают ученые, его звонок – значительный стресс для организма. Как же быть? Доверьтесь биологическим часам. Пусть организм ребенка просыпается сам в одно и то же время.

Но для того чтобы правильно встать, нужно вовремя лечь. Утром ребенок должен успеть самостоятельно застелить постель, сделать несколько упражнений утренней зарядки, выполнить гигиенические процедуры, обязательно позавтракать.

На дорогу в школу необходимо оставить столько времени, чтобы она стала спокойной прогулкой. Если ребенок спешит, то, заняв свое место за партой, он расслабится, и ему будет трудно включиться в работу.

Ирина БИЛЬДИНА,
учитель школы I ступени
Рейтинг@Mail.ru