Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Программы здоровьесбережения

«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья», – со словами немецкого мыслителя и философа Артура Шопенгауэра, сказанными им в XIX веке, и сегодня не поспоришь. Особенно, если задуматься о том, как изменилась с тех пор жизнь, каким мобильным стал мир, сколько новых технологий появилось, каким воздухом мы дышим. Прибавим к этому неокрепший детский организм, школьные нагрузки и стресс, нерациональное питание, постоянное пребывание за компьютером – и перед нами серьезно пошатнувшееся здоровье учащихся.
В какой-то момент школы забеспокоились и стали менять ситуацию. На смену философии «уроки и еще раз уроки» пришел другой подход – «уроки и сохранение здоровья». А вместе с ним – всевозможные программы здоровьесбережения. В сегодняшнем номере по этой теме мы публикуем материалы двух учебных заведений.
Первый – из городской школы Курска, где работа ведется уже не первый год. Управленческая команда ОУ представила не только свой план действий, но и сценарии родительского собрания и вариант планирования уроков.
Второй – из сельской школы Оренбургской области, где работа по здоровьесбережению только начинается. Но, судя по заявленному плану, тут все пройдет на «отлично».

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Курска

Подпрограмма «Здоровье»

Пояснительная записка

Подпрограмма «Здоровье» является системообразующим компонентом воспитательной программы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Курска. <…>

Ее цель – предоставление всех возможностей ОУ для формирования духовно здоровой, социально-адаптивной, физически и творчески развитой личности; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

– формирование у детей потребности в здоровом образе жизни;
– создание условий для реализации творческих способностей учащихся (проживание ситуации «успеха»);
– развитие гармоничных отношений подростков с социальным окружением;
– повышение квалификации педагогов в вопросах охраны здоровья;
– просветительская деятельность.

Валеологизация учебно-воспитательного процесса является основной научной проблемой образовательного учреждения. Это подразумевает широкую пропаганду здорового образа жизни, спортивную работу, сотрудничество с медико-биологическими центрами, спортивными школами. Все это складывается в определенную систему действий, включающих:

  • экспериментальную работу учителей-новаторов;

  • сотрудничество с кафедрой НОУШ КГПУ, центром планирования семьи, центром «Гармония», Областным центром медицинской профилактики, наркологическим центром и т.д.;

  • лекторий для старшеклассников, преподавателей и родителей по проблемам здорового образа жизни;

  • «Путешествие в страну Здоровья» для учащихся младших классов;

  • устный журнал «Здоровье» для учащихся среднего звена;

  • спортивные соревнования, эстафеты, конкурсы, вечера, праздники («Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и др.);

  • спортивные секции (баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, бокс, карате, большой теннис и др.).

Здоровьесберегающее воспитание не является альтернативой всем другим воспитательным системам и подходам. Но его главная отличительная особенность – приоритет здоровья в воспитательном процессе.

Это определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающей образовательной среды, в которой все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье.

В своей подпрограмме «Здоровье» мы старались четко прописать, как реализуется триединое представление о здоровье.

Участники подпрограммы:

– учащиеся;
– классные руководители;
– учителя-предметники (ОБЖ, биология, валеология, физкультура, ИЗО, ОПК и др.);
– школьный врач, медсестра;
– врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
– врачи-специалисты (стоматолог, нарколог, гинеколог и др.);
– школьные специалисты (психолог, логопед);
– инструктор ЛФК, хореограф;
– родители;
– педагоги дополнительного образования;
– сотрудники центра медицинской профилактики, наркологического диспансера, центра планирования семьи,центра реабилитации и др.;
– сотрудники учреждений культуры города.

Фото А.Степанова

Педагогические средства:

1. Пакет диагностик состояния здоровья учащихся. Анкеты, выявляющие склонность к вредным привычкам.
2. Методические рекомендации классным руководителям по формированию у детей гигиенических навыков.
3. Программы учебных предметов, создающих основы здорового образа жизни (ОБЖ, валеология, «Окружающий мир», ЛФК, ОПК и др.).
4. Дни здоровья.
5. Выездные сборы старшеклассников.
6. Психодиагностика и психокоррекция (программа работы психолого-педагогической службы школы).
7. Хореокоррекция (программа работы хореографа).
8. Программа летнего оздоровительного сезона.
9. Городская спартакиада.
10. Школьные программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.
11. Программа «Творчество в основе здоровья».

Координация здоровьесберегающей воспитательной работы в масштабах школы возлагается на заместителя директора по воспитательной работе, методические объединения классных руководителей начальной школы, среднего звена и старших классов.

Это предполагает своевременное планирование, систематический анализ проводимых мероприятий, отслеживание динамики в изменении уровней здоровья и воспитанности учащихся.

Подпрограмма включает семь основных разделов, в которых указаны система целесообразных форм и методов воспитания школьников с учетом сохранения и развития их здоровья, содержание работы, сроки выполнения и ответственные.

1. Организация воспитательного процесса в школе

№№

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и методов организации работы

1

Поддержание санитарно-гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон и т.д.); организация работы санпостов, дежурства

В течение года

Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе

Рейд «Твой внешний вид»,  игровые перемены

2

Эстетическое оформление интерьера классов и школы (разведение цветов, живые уголки, информационные центры и др.)

Постоянно

Директор школы, заведующиекабинетами

Конкурсы «Лучший кабинет», «Лучший уголок школы»

3

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок

Сентябрь– октябрь

Заместитель директора школы

Методический совет ПМПк

4

Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям (санитарно-гигиеническим, психофизическим, эстетическим)

В течение года

Директор школы, заведующие кабинетами

Тематические рейды

5

Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, настольные игры, работа библиотеки и др.)

Постоянно

Заместитель директора по воспитательной работе

Семинары для классных руководителей

6

Работа школьной психологической службы: диагностика, организация психоэмоциональной разгрузки учителей и учащихся. Организация и контроль работы классов компенсации. Уроки психологии (10–11-й классы). Работа кабинета психологической разгрузки

Постоянно

Директор школы, психолог

Тематические родительские собрания

7

Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни: валеология, ОБЖ, «Окружающий мир», ЛФК, «Мир вокруг нас»

 

Администрация школы

Педсовет

8

Проведение «здоровых уроков»; разнообразие форм проведения уроков

Постоянно

Администрация школы, учителя- предметники

Директорские совещания

9

Проведение тематических валеологических занятий

По плану школы

Заместитель директора школы

Отработка примерной тематики валеологических занятий

10

Подготовка учащихся к экзаменам. Создание позитивного психоэмоционального настроя

Второе полугодие

Администрация школы, учителя- предметники

Семинар для учителей школы

11

Проведение мероприятий по охране зрения учащихся

Повседневно

Учителя-предметники

Мероприятия по охране зрения учащихся

2. Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья детей

№№

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и методов организации работы

1

Контроль состояния здоровья учащихся (анализ на основе углубленного осмотра)

Начало учебного года

Школьный медицинский работник

Педсоветы, родительские собрания, родительские комитеты, где разрабатываются программы совместной деятельности. Выступления врача и школьного медицинского работника на педсоветах, родительских собраниях. Индивидуальные консультации о состоянии здоровья детей и рекомендации по его восстановлению

2

  • Улучшение качества медицинского обслуживания; усовершенствование материальной базы медицинского кабинета.

  • Программа деятельности школьного медицинского работника (работа с больными детьми; профилактика, беседы, «Уголки здоровья», санбюллетени, полезные советы, экраны чистоты и т.д.);

  • Наблюдение врача-педиатра, закрепленного за школой (организация диспансерного и амбулаторного лечения)

Постоянно

 

 

 

Не реже одного раза в месяц

 

 

 

 

Постоянно

Школьный медицинский работник

Рейды, выпуск бюллетеней и радиогазет

3

Организация горячего питания

Постоянно

Администрация школы

Общешкольный родительский комитет

4

Профилактическая работа во время эпидемий

  

Администрация школы, медицинские работники

Программа профилактики

5

Работа в центрах реабилитации в период каникул

Каникулы

Школьные психологи

Консультации, тренинги, анкетирование

6

Оздоровительная работа с детьми в летний период

Июнь–август

Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, школьный медицинский работник

Организация и работа школьных оздоровительных лагерей, центра реабилитации; турпоходы, экскурсии

 3. Гигиеническое, санитарно-просветительское воспитание учащихся

№№

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и методов организации работы

1

Работа школьного Центра социально-психологической помощи (cостав центра: заместитель директора по воспитательной работе; школьный психолог; школьный медицинский работник)

Раз в полугодие

Заместитель директора по воспитательной работе

Участие в программе деятельности центра:

– работа подростковых клубов

для юношей и девушек;

– лекции врачей;

– индивидуальные консультации специалистов для учащихся и родителей

2

Реализация программы «Гигиена пола» (1–11-й классы)

В течение года

Классные руководители, врачи, школьный медицинский работник

Центр планирования семьи

3

Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни

В течение года

Библиотекарь

Школьная библиотека, детская библиотека № 7

4

Организация постоянно действующих лекториев для учащихся, учителей, родителей по пропаганде здорового образа жизни

В течение года

Классные руководители

Тематика составляется на основе диагностических данных, исследований педагогов

и родителей учащихся

5

Работа детского информационно-просветительского бюро «Первые шаги»

В течение года

Руководители бюро

Программа работы радиостудии «Свет»

6

Организация работы кружков и факультетов по валеологической тематике

Сентябрь

Администрация школы

Семинар для педагогов ДО

4. Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)

№№

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и методов организации работы

1

Тестирование учащихся (5–8-й и 9-11-й классы) по выявлению склонностей к вредным привычкам.

Разработка антинаркотической программы

По плану работы школы

Заместитель директора по воспитательной работе,
педагог ДО,
классные руководители

Анкетирование

2

Участие в проведении:

– международного дня борьбы с курением;
– недели здорового образа жизни;
– международного дня борьбы со СПИДом

 

19 ноября
27 ноября –
1 декабря
1 декабря

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный медицинский работник

Конкурсное сочинение «СПИД – чума века»; конкурс плакатов, выпуск бюллетеней;
тест «Что мы знаем о курении»; информационный бюллетень «Курение и организм»;
игра «Вы рискуете своими легкими»;
беседа врача; презентация стенда «Хочу жить долго»; домашний опрос родителей «Что вы делаете, чтобы уберечь ребенка от курения»; конкурс «Класс здорового образа жизни»

3

Работа радиостудии «Свет»; письма сверстников «Нужна твоя помощь»

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

  

4

Родительский лекторий:

– «В город пришла беда»;
– «Легко ли быть молодым в наше время?»

 

Раз в полугодие
Первое полугодие

Администрация школы, психологи, социальный педагог

Круглый стол (участники: школьный родительский комитет, педагоги, ОПППН, отдел по борьбе с наркотиками, подростковый врач, нарколог, медицинские работники; специалисты по вопросу работы с подростками)

5

Программа детского информационно-просветительского бюро «Первые шаги» (цикл лекций по профилактике вредных привычек)

Постоянно

Классные руководители, школьный медицинский работник, врачи

Цикл лекций, составленный классными руководителями на год, с учетом возрастных особенностей учащихся

6

Проведение школьного форума «Мы против наркотиков»

По плану работы школы

Заместитель директора по воспитательной работе

В программе:

пресс-конференция «Наркомания – родня эпидемии»;
круглые столы с родителями и учащимися;
диспут «Наркотическая религия»;
конкурс рисунков, сочинений; обзорные книжные вставки и материалы СМИ; просмотр фильмов

5. Физкультурно-массовая оздоровительная работа

№№

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и методов организации работы

1

Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом:

– определение группы здоровья;
– занятость в спортивных секциях, объединениях:
– в школе;
– в спортивной школе;
– в общественных организациях

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, учителя физкультуры

Расписание работы спортивных секций, клубов на базе школы; спортивные школы, данные их посещения

2

Программа городской спартакиады школьников

В течение года

Спортивные школы

Городские соревнования

3

Школьные программы спортивно-массовой оздоровительной работы

В течение года

Директор школы

Дни здоровья; работа школьных спортивных секций;
школьные спортивные соревнования; подвижные игры, конкурсы; турслеты, походы

4

Летняя оздоровительная программа

Июнь–август

Заместитель директора по воспитательной работе

Школьные оздоровительные лагеря: трудовой лагерь «Друзья маленького принца», оздоровительный лагерь «Солнышко»;
центры реабилитации здоровья; профильные лагеря «Магистр», «Вертикаль», «Монолит»

6. Творчество – в основе здоровья

№№

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и методов организации работы

1

Проведение фестиваля талантов «Новая звезда»

Ноябрь–январь

Заместитель директора по воспитательной работе

Конкурс чтецов;
конкурс солистов;
конкурс актерского мастерства;
конкурс «Большой вальс»

2

Организация фестиваля изобразительного творчества «Звучащие краски», посвященного творчеству Г.В. Свиридова

Март

Учителя ИЗО

Выставка работ учащихся, линейка подведения итогов

3

Проведение конкурса художников-живописцев «Волшебный мир фантазии»

Май

Учителя ИЗО

Выставка работ учащихся, линейка подведения итогов

4

Работа выставочного зала

В течение года

Учителя ИЗО

Выставка работ учащихся, учителей, родителей

5

Посещение лекториев Курской областной филармонии

В течение года

Классные руководители 1–11-х классов

Конкурс проектов

6

Проведение музыкальной викторины, посвященной знаменитым курянам

Февраль

Учителя музыки

Круглый стол

7

Посещение лекториев в картинной галерее

В течение года

Классные руководители 1–11-х классов

Конкурс проектов

7. Духовность и здоровье

№№

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и методов организации работы

1

Составление программы духовно-нравственного воспитания школьников

Сентябрь–октябрь

Учителя ОПК, классные руководители

МО учителей ОПК, семинар классных руководителей

2

Организация праздника «Осенний народный календарь»

Октябрь

Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе

Открытые внеклассные и внешкольные мероприятия

3

Научно-практическая конференция «Русские народные игры. Духовные истоки»

Апрель

Классные руководители школы II–III ступени

Выставка проектов; творческие работы и доклады учащихся; проведение недели игры; выпуск методического сборника

4

Организация работы лектория «Православие и здоровье»

В течение года

Учителя ОПК, валеологии

Экскурсии, лекции, практикумы, родительские собрания

Автор-составитель Программы замдиректора по ВР Наталья ЗИНОВЬЕВА
Рейтинг@Mail.ru