Программы здоровьесбережения
«Девять десятых нашего счастья
зависит от здоровья», – со словами немецкого
мыслителя и философа Артура Шопенгауэра,
сказанными им в XIX веке, и сегодня не поспоришь.
Особенно, если задуматься о том, как изменилась с
тех пор жизнь, каким мобильным стал мир, сколько
новых технологий появилось, каким воздухом мы
дышим. Прибавим к этому неокрепший детский
организм, школьные нагрузки и стресс,
нерациональное питание, постоянное пребывание
за компьютером – и перед нами серьезно
пошатнувшееся здоровье учащихся.
В какой-то момент школы забеспокоились и стали
менять ситуацию. На смену философии «уроки и еще
раз уроки» пришел другой подход – «уроки и
сохранение здоровья». А вместе с ним –
всевозможные программы здоровьесбережения. В
сегодняшнем номере по этой теме мы публикуем
материалы двух учебных заведений.
Первый – из городской школы Курска, где работа
ведется уже не первый год. Управленческая
команда ОУ представила не только свой план
действий, но и сценарии родительского собрания и
вариант планирования уроков.
Второй – из сельской школы Оренбургской
области, где работа по здоровьесбережению только
начинается. Но, судя по заявленному плану, тут все
пройдет на «отлично».
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 31» г. Курска
Подпрограмма «Здоровье»
Пояснительная записка
Подпрограмма «Здоровье» является
системообразующим компонентом воспитательной
программы МОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 31» г. Курска. <…>
Ее цель – предоставление всех
возможностей ОУ для формирования духовно
здоровой, социально-адаптивной, физически и
творчески развитой личности; раскрытие
творческого потенциала каждого ребенка.
Мы ставим перед собой следующие
задачи:
– формирование у детей потребности в
здоровом образе жизни;
– создание условий для реализации творческих
способностей учащихся (проживание ситуации
«успеха»);
– развитие гармоничных отношений подростков с
социальным окружением;
– повышение квалификации педагогов в вопросах
охраны здоровья;
– просветительская деятельность.
Валеологизация
учебно-воспитательного процесса является
основной научной проблемой образовательного
учреждения. Это подразумевает широкую
пропаганду здорового образа жизни, спортивную
работу, сотрудничество с медико-биологическими
центрами, спортивными школами. Все это
складывается в определенную систему действий,
включающих:
экспериментальную работу
учителей-новаторов;
сотрудничество с кафедрой НОУШ КГПУ,
центром планирования семьи, центром «Гармония»,
Областным центром медицинской профилактики,
наркологическим центром и т.д.;
лекторий для старшеклассников,
преподавателей и родителей по проблемам
здорового образа жизни;
«Путешествие в страну Здоровья» для
учащихся младших классов;
устный журнал «Здоровье» для
учащихся среднего звена;
спортивные соревнования, эстафеты,
конкурсы, вечера, праздники («Папа, мама, я –
спортивная семья», «Веселые старты» и др.);
спортивные секции (баскетбол,
волейбол, футбол, легкая атлетика, бокс, карате,
большой теннис и др.).
Здоровьесберегающее воспитание не
является альтернативой всем другим
воспитательным системам и подходам. Но его
главная отличительная особенность –
приоритет здоровья в воспитательном процессе.
Это определяет последовательное
формирование в школе здоровьесберегающей
образовательной среды, в которой все педагоги,
специалисты, учащиеся, их родители согласованно
решают общие задачи, связанные с заботой о
здоровье.
В своей подпрограмме «Здоровье» мы
старались четко прописать, как реализуется
триединое представление о здоровье.
Участники подпрограммы:
– учащиеся;
– классные руководители;
– учителя-предметники (ОБЖ, биология, валеология,
физкультура, ИЗО, ОПК и др.);
– школьный врач, медсестра;
– врач-педиатр, закрепленный за учреждением;
– врачи-специалисты (стоматолог, нарколог,
гинеколог и др.);
– школьные специалисты (психолог, логопед);
– инструктор ЛФК, хореограф;
– родители;
– педагоги дополнительного образования;
– сотрудники центра медицинской профилактики,
наркологического диспансера, центра
планирования семьи,центра реабилитации и др.;
– сотрудники учреждений культуры города.
Педагогические средства:
1. Пакет диагностик состояния
здоровья учащихся. Анкеты, выявляющие склонность
к вредным привычкам.
2. Методические рекомендации классным
руководителям по формированию у детей
гигиенических навыков.
3. Программы учебных предметов, создающих основы
здорового образа жизни (ОБЖ, валеология,
«Окружающий мир», ЛФК, ОПК и др.).
4. Дни здоровья.
5. Выездные сборы старшеклассников.
6. Психодиагностика и психокоррекция (программа
работы психолого-педагогической службы школы).
7. Хореокоррекция (программа работы хореографа).
8. Программа летнего оздоровительного сезона.
9. Городская спартакиада.
10. Школьные программы спортивно-массовой,
оздоровительной работы.
11. Программа «Творчество в основе здоровья».
Координация здоровьесберегающей
воспитательной работы в масштабах школы
возлагается на заместителя директора по
воспитательной работе, методические объединения
классных руководителей начальной школы,
среднего звена и старших классов.
Это предполагает своевременное
планирование, систематический анализ проводимых
мероприятий, отслеживание динамики в изменении
уровней здоровья и воспитанности учащихся.
Подпрограмма включает семь основных разделов,
в которых указаны система целесообразных форм и
методов воспитания школьников с учетом
сохранения и развития их здоровья, содержание
работы, сроки выполнения и ответственные.
1. Организация воспитательного
процесса в школе
№№ |
Содержание
работы |
Сроки |
Ответственные |
Система
целесообразных форм и методов организации
работы |
1 |
Поддержание
санитарно-гигиенического режима в школе
(световой и тепловой режим, проветривание,
состояние мебели, окон и т.д.); организация работы
санпостов, дежурства |
В течение года |
Директор школы,
заместитель директора по воспитательной работе |
Рейд «Твой внешний
вид», игровые перемены |
2 |
Эстетическое
оформление интерьера классов и школы (разведение
цветов, живые уголки, информационные центры и др.) |
Постоянно |
Директор школы,
заведующиекабинетами |
Конкурсы «Лучший
кабинет», «Лучший уголок школы» |
3 |
Рациональное
расписание уроков, не допускающее перегрузок |
Сентябрь– октябрь |
Заместитель
директора школы |
Методический
совет ПМПк |
4 |
Смотр кабинетов
(аттестация рабочих мест); их соответствие
требованиям (санитарно-гигиеническим,
психофизическим, эстетическим) |
В течение года |
Директор школы,
заведующие кабинетами |
Тематические
рейды |
5 |
Организация
активного отдыха на переменах (подвижные игры,
настольные игры, работа библиотеки и др.) |
Постоянно |
Заместитель
директора по воспитательной работе |
Семинары для
классных руководителей |
6 |
Работа школьной
психологической службы: диагностика,
организация психоэмоциональной разгрузки
учителей и учащихся. Организация и контроль
работы классов компенсации. Уроки психологии
(10–11-й классы). Работа кабинета психологической
разгрузки |
Постоянно |
Директор школы,
психолог |
Тематические
родительские собрания |
7 |
Введение учебных
предметов, непосредственно формирующих здоровый
образ жизни: валеология, ОБЖ, «Окружающий мир»,
ЛФК, «Мир вокруг нас» |
|
Администрация
школы |
Педсовет |
8 |
Проведение
«здоровых уроков»; разнообразие форм проведения
уроков |
Постоянно |
Администрация
школы, учителя- предметники |
Директорские
совещания |
9 |
Проведение
тематических валеологических занятий |
По плану школы |
Заместитель
директора школы |
Отработка
примерной тематики валеологических занятий |
10 |
Подготовка
учащихся к экзаменам. Создание позитивного
психоэмоционального настроя |
Второе полугодие |
Администрация
школы, учителя- предметники |
Семинар для
учителей школы |
11 |
Проведение
мероприятий по охране зрения учащихся |
Повседневно |
Учителя-предметники |
Мероприятия по
охране зрения учащихся |
2. Мероприятия по сохранению и
укреплению здоровья детей
№№ |
Содержание
работы |
Сроки |
Ответственные |
Система
целесообразных форм и методов организации
работы |
1 |
Контроль
состояния здоровья учащихся (анализ на основе
углубленного осмотра) |
Начало учебного
года |
Школьный
медицинский работник |
Педсоветы,
родительские собрания, родительские комитеты,
где разрабатываются программы совместной
деятельности. Выступления врача и школьного
медицинского работника на педсоветах,
родительских собраниях. Индивидуальные
консультации о состоянии здоровья детей
и рекомендации по его восстановлению |
2 |
Улучшение качества медицинского
обслуживания; усовершенствование материальной
базы медицинского кабинета.
Программа деятельности школьного
медицинского работника (работа с больными
детьми; профилактика, беседы, «Уголки здоровья»,
санбюллетени, полезные советы, экраны чистоты
и т.д.);
Наблюдение врача-педиатра,
закрепленного за школой (организация
диспансерного и амбулаторного лечения)
|
Постоянно
Не реже одного раза в месяц
Постоянно |
Школьный
медицинский работник |
Рейды, выпуск
бюллетеней и радиогазет |
3 |
Организация
горячего питания |
Постоянно |
Администрация
школы |
Общешкольный
родительский комитет |
4 |
Профилактическая
работа во время эпидемий |
|
Администрация
школы, медицинские работники |
Программа
профилактики |
5 |
Работа в центрах
реабилитации в период каникул |
Каникулы |
Школьные
психологи |
Консультации,
тренинги, анкетирование |
6 |
Оздоровительная
работа с детьми в летний период |
Июнь–август |
Директор школы,
заместитель директора по воспитательной работе,
школьный медицинский работник |
Организация и
работа школьных оздоровительных лагерей, центра
реабилитации; турпоходы, экскурсии |
3. Гигиеническое,
санитарно-просветительское воспитание учащихся
№№ |
Содержание
работы |
Сроки |
Ответственные |
Система
целесообразных форм и методов организации
работы |
1 |
Работа школьного
Центра социально-психологической помощи (cостав
центра: заместитель директора по воспитательной
работе; школьный психолог; школьный медицинский
работник) |
Раз в полугодие |
Заместитель
директора по воспитательной работе |
Участие в
программе деятельности центра:
– работа подростковых клубов
для юношей и девушек;
– лекции врачей;
– индивидуальные консультации
специалистов для учащихся и родителей |
2 |
Реализация
программы «Гигиена пола» (1–11-й классы) |
В течение года |
Классные
руководители, врачи, школьный медицинский
работник |
Центр
планирования семьи |
3 |
Пропаганда
специальной литературы по здоровому образу
жизни |
В течение года |
Библиотекарь |
Школьная
библиотека, детская библиотека № 7 |
4 |
Организация
постоянно действующих лекториев для учащихся,
учителей, родителей по пропаганде здорового
образа жизни |
В течение года |
Классные
руководители |
Тематика
составляется на основе диагностических данных,
исследований педагогов
и родителей учащихся |
5 |
Работа детского
информационно-просветительского бюро «Первые
шаги» |
В течение года |
Руководители бюро |
Программа работы
радиостудии «Свет» |
6 |
Организация
работы кружков и факультетов по валеологической
тематике |
Сентябрь |
Администрация
школы |
Семинар для
педагогов ДО |
4. Профилактика вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания)
№№ |
Содержание
работы |
Сроки |
Ответственные |
Система
целесообразных форм и методов организации
работы |
1 |
Тестирование
учащихся (5–8-й и 9-11-й классы) по выявлению
склонностей к вредным привычкам.
Разработка антинаркотической программы |
По плану работы
школы |
Заместитель
директора по воспитательной работе,
педагог ДО,
классные руководители |
Анкетирование |
2 |
Участие в
проведении:
– международного дня борьбы
с курением;
– недели здорового образа жизни;
– международного дня борьбы со СПИДом |
19 ноября
27 ноября –
1 декабря
1 декабря |
Заместитель
директора по воспитательной работе, классные
руководители, школьный медицинский работник |
Конкурсное
сочинение «СПИД – чума века»; конкурс
плакатов, выпуск бюллетеней;
тест «Что мы знаем о курении»; информационный
бюллетень «Курение и организм»;
игра «Вы рискуете своими легкими»;
беседа врача; презентация стенда «Хочу жить
долго»; домашний опрос родителей «Что вы делаете,
чтобы уберечь ребенка от курения»; конкурс
«Класс здорового образа жизни» |
3 |
Работа
радиостудии «Свет»; письма сверстников «Нужна
твоя помощь» |
В течение года |
Заместитель
директора по воспитательной работе, классные
руководители |
|
4 |
Родительский
лекторий:
– «В город пришла беда»;
– «Легко ли быть молодым в наше время?» |
Раз в полугодие
Первое полугодие |
Администрация
школы, психологи, социальный педагог |
Круглый стол
(участники: школьный родительский комитет,
педагоги, ОПППН, отдел по борьбе с наркотиками,
подростковый врач, нарколог, медицинские
работники; специалисты по вопросу работы
с подростками) |
5 |
Программа
детского информационно-просветительского бюро
«Первые шаги» (цикл лекций по профилактике
вредных привычек) |
Постоянно |
Классные
руководители, школьный медицинский работник,
врачи |
Цикл лекций,
составленный классными руководителями на год,
с учетом возрастных особенностей учащихся |
6 |
Проведение
школьного форума «Мы против наркотиков» |
По плану работы
школы |
Заместитель
директора по воспитательной работе |
В программе:
пресс-конференция «Наркомания –
родня эпидемии»;
круглые столы с родителями и учащимися;
диспут «Наркотическая религия»;
конкурс рисунков, сочинений; обзорные книжные
вставки и материалы СМИ; просмотр фильмов |
5. Физкультурно-массовая
оздоровительная работа
№№ |
Содержание
работы |
Сроки |
Ответственные |
Система
целесообразных форм и методов организации
работы |
1 |
Анализ занятости
учащихся физкультурой и спортом:
– определение группы здоровья;
– занятость в спортивных секциях, объединениях:
– в школе;
– в спортивной школе;
– в общественных организациях |
В течение года |
Заместитель
директора по воспитательной работе, учителя
физкультуры |
Расписание работы
спортивных секций, клубов на базе школы;
спортивные школы, данные их посещения |
2 |
Программа
городской спартакиады школьников |
В течение года |
Спортивные школы |
Городские
соревнования |
3 |
Школьные
программы спортивно-массовой оздоровительной
работы |
В течение года |
Директор школы |
Дни здоровья;
работа школьных спортивных секций;
школьные спортивные соревнования; подвижные
игры, конкурсы; турслеты, походы |
4 |
Летняя
оздоровительная программа |
Июнь–август |
Заместитель
директора по воспитательной работе |
Школьные
оздоровительные лагеря: трудовой лагерь «Друзья
маленького принца», оздоровительный лагерь
«Солнышко»;
центры реабилитации здоровья; профильные лагеря
«Магистр», «Вертикаль», «Монолит» |
6. Творчество – в основе здоровья
№№ |
Содержание
работы |
Сроки |
Ответственные |
Система
целесообразных форм и методов организации
работы |
1 |
Проведение
фестиваля талантов «Новая звезда» |
Ноябрь–январь |
Заместитель
директора по воспитательной работе |
Конкурс чтецов;
конкурс солистов;
конкурс актерского мастерства;
конкурс «Большой вальс» |
2 |
Организация
фестиваля изобразительного творчества
«Звучащие краски», посвященного творчеству Г.В.
Свиридова |
Март |
Учителя ИЗО |
Выставка работ
учащихся, линейка подведения итогов |
3 |
Проведение
конкурса художников-живописцев «Волшебный мир
фантазии» |
Май |
Учителя ИЗО |
Выставка работ
учащихся, линейка подведения итогов |
4 |
Работа
выставочного зала |
В течение года |
Учителя ИЗО |
Выставка работ
учащихся, учителей, родителей |
5 |
Посещение
лекториев Курской областной филармонии |
В течение года |
Классные
руководители 1–11-х классов |
Конкурс проектов |
6 |
Проведение
музыкальной викторины, посвященной знаменитым
курянам |
Февраль |
Учителя музыки |
Круглый стол |
7 |
Посещение
лекториев в картинной галерее |
В течение года |
Классные
руководители 1–11-х классов |
Конкурс проектов |
7. Духовность и здоровье
№№ |
Содержание
работы |
Сроки |
Ответственные |
Система
целесообразных форм и методов организации
работы |
1 |
Составление
программы духовно-нравственного воспитания
школьников |
Сентябрь–октябрь |
Учителя ОПК,
классные руководители |
МО учителей ОПК,
семинар классных руководителей |
2 |
Организация
праздника «Осенний народный календарь» |
Октябрь |
Классные
руководители, заместитель директора по
воспитательной работе |
Открытые
внеклассные и внешкольные мероприятия |
3 |
Научно-практическая
конференция «Русские народные игры. Духовные
истоки» |
Апрель |
Классные
руководители школы II–III ступени |
Выставка проектов;
творческие работы и доклады учащихся;
проведение недели игры; выпуск методического
сборника |
4 |
Организация
работы лектория «Православие и здоровье» |
В течение года |
Учителя ОПК,
валеологии |
Экскурсии, лекции,
практикумы, родительские собрания |
Автор-составитель
Программы замдиректора по ВР Наталья
ЗИНОВЬЕВА
|