Дошкольное образование
От младенчества до школы
В дошкольных учреждениях столицы
разрабатываются новые технологии
сотрудничества с семьей
Известно, что в период дошкольной жизни
ребенок получает столько же информации об
окружающем мире, сколько потом за все десять
школьных лет. Ведь в раннем возрасте знания
приобретаются из любопытства и потому гораздо
прочнее оседают в сознании, чем то, что
заучивается в школе по принуждению. Об этом
шла речь на заседании по проблемам воспитания и
образования детей раннего возраста, которое
состоялось в Москве в рамках VII Международного
совещания руководителей образовательных
учреждений. Представители органов управления
образованием и общественных организаций столицы
поделились опытом с коллегами из 33 стран Европы и
Азии…
От пятилетнего ребенка до меня
только шаг,
а от новорожденного до пятилетнего – страшное
расстояние.
Л.Н. Толстой
Заместитель начальника Управления
дошкольного и общего образования Департамента
образования Москвы Мария Цапенко сообщила
несколько ярких цифр. К примеру, в столице сейчас
существуют 18 направлений работы с дошкольниками.
Для их реализации создана городская
экспериментальная площадка, в которую вошло 29
государственных ДОУ и одно негосударственное.
Кроме того, открыто 15 ресурсных образовательных
центров. Их цель – собрать весь богатый
столичный опыт и представить его регионам. Среди
тем, на которых акцентируется внимание, такие:
Изучение дошкольниками иностранных
языков.
Какие игрушки и игры должны
использоваться дома и в детских садах.
Современные дети. Какие они? Если
ребенок стал другим, то и мы должны измениться.
Отдельный разговор был посвящен
столичной программе «Московская семья –
компетентные родители». Ее основной целью
является объединение научно-культурных,
научно-образовательных и педагогических
ресурсов, сосредоточенных в городе, для
обеспечения разносторонней поддержки
социокультурного и воспитательного потенциала
московской семьи. Эта программа реализуется в
ДОУ столицы второй год.
В фокусе внимания была и тема
психолого-педагогической поддержки семей. Ее
рассматривали по нескольким позициям:
Сопровождение семьи от ожидания
ребенка до начала его школьной жизни (c этой целью
в каждом ДОУ создаются соответствующие
программы психолого-педагогического
сопровождения семьи с учетом возраста ребенка).
Охват разных категорий родителей
институтом родительства. Здесь имеется в виду:
поддержка родителей;
поддержка детей с ограниченными
возможностями;
институт прародителей: бабушки и
дедушки;
институт гувернерства;
институт профилактики и
урегулирования семейных конфликтов;
институт приемных и патронатных
родителей;
поддержка детей и родителей,
посещающих ДОУ;
поддержка родителей, воспитывающих
детей дома.
Создание инфраструктуры поддержки
семей на уровне шаговой доступности (с этой целью
в Москве созданы консультативные пункты для
родителей, имеющих детей в возрасте от года до
семи лет и не посещающих ДОУ по разным причинам).
По словам завкафедрой педагогики и
методики дошкольного образования МИОО Ксении
Белой, «все больше руководителей ДОУ стремятся
работать как учреждения открытого типа, как
социально-педагогические центры, интегрирующие
семейный фактор социализации детей. Это крайне
важно, т.к. мы стараемся обеспечить непрерывность
сопровождения процессов социализации ребенка с
раннего до младшего школьного возраста в едином
социальном пространстве жизни ребенка:
семья – детский сад – школа –
микрорайон».
Сегодня во многих ДОУ столицы
апробируются всевозможные технологии
сотрудничества с семьей. Особо выделяются
образовательно-игровые программы, в ходе которых
решается множество задач. В том числе –
использование активных методов общения ребенка
с целью интеграции его знаний в практические
действия и предоставление родителям информации
об исследовательской позиции детей.
Такая работа разворачивается, как
правило, вокруг ресурсного центра, объединяющего
несколько ДОУ. Они связаны единой
исследовательской проблематикой по принципу
информационно-переговорной модели. Их цель –
отработка механизмов сетевого взаимодействия
всех ДОУ столицы и внедрение в практику
инновационных идей.
Программа «Московская семья –
компетентные родители» включает в себя и
научно-методический комплект. Это уже изданные и
готовящиеся к выпуску статьи, пособия, сборники.
Комплект формируется по трем блокам:
для родителей, воспитывающих детей
дошкольного возраста;
для педагогов, работающих с детьми и
родителями;
для детских садов по организации
системы взаимодействия с семьями воспитанников.
Кстати…
|
Руководитель
Департамента образования Москвы Ольга ЛАРИОНОВА
рассказывает о столичных нововведениях в
области дошкольного образования:
– Московская семья стала другой. Если
в начале 90-х годов был отток из детских садов, то
сейчас в Департамент образования Москвы
поступает все больше вопросов о качестве работы
ДОУ.
В то же время есть мамы, не отдающие детей в ДОУ,
желающие сами чему-то научиться для того, чтобы
заниматься с ребенком. Поэтому мы организуем
центры игровой поддержки. Все чаще на первых
этажах жилых домов правительство столицы
выделяет часть площади, которая затем юридически
присоединяется к существующим ДОУ. Туда и
приходят мамы с детьми на 2–3 часа. Их вместе учат
рисовать, лепить и т.д. Родителям также выдают
пособия, чтобы подобные занятия можно было
проводить и дома. Такая форма работы сейчас очень
востребована. |
На встрече был также
представлен опыт работы ресурсного центра ДОУ
№ 2923 «Академия детства» по индивидуальному
развитию детей дошкольного возраста. Здесь
ведется работа по поддержке интеллектуального
развития ребят при формировании у них
познавательных способностей. Это та платформа,
на которой в будущем можно самостоятельно
проектировать свое жизненное пространство.
В «Академии детства» убеждены в
необходимости повышения компетентности ребенка
в среде сверстников. Самое главное – каким
образом и в каком сочетании он будет
компилировать и использовать познавательные
процессы для того, чтобы решить поставленную
перед ним задачу. Гармоническое воспитание
ребенка предполагает развитие всех видов
способностей. И потому задача ресурсного
центра – найти программу, их объединяющую.
Эта работа отлично вписывается в рамки
пилотного проекта в области воспитания и
образования детей младшего возраста «Московское
образование: от младенчества до школы». Он
реализуется в рамках Соглашения между ЮНЕСКО и
Департаментом образования города Москвы, суть
которого в том, что ЮНЕСКО и 192 страны взяли на
себя обязательство предоставить к 2015 году
качественное дошкольное образование
максимальному количеству детей.
Подготовила Марина КОСОБОК
|