Дети и наука
От лекций до экспедиций
Варианты организации проектной и
исследовательской деятельности
Способность работать в команде,
творчески мыслить, обладать самостоятельностью
в принятии решений, инициативностью, стремлением
к самопознанию, самосовершенствованию,
самореализации… Все эти качества хотят нынче
видеть в молодых людях, только-только покинувших
школьную скамью. Однако мало кто задумывается о
том, что для решения данных задач учебного
времени, определенного стандартным учебным
планом общеобразовательной школы,
катастрофически не хватает…
Что делать? Школы, как у нас это обычно
бывает, уже давно решают эти проблемы сами. И
активно развивают дополнительную
образовательную среду, предоставляющую учащимся
максимальные условия для развития. В частности,
пространство исследовательской
деятельности – одно из самых действенных
способов развития творческих и интеллектуальных
способностей личности.
Под исследовательской деятельностью
обычно понимается работа школьников под
руководством педагога, связанная с решением
творческой, поисковой задачи с заранее
неизвестным решением на предметном материале
той или иной области знаний. Она предполагает
наличие основных этапов, характерных для
научного исследования: постановку проблемы,
изучение теории, посвященной данной
проблематике, овладение методикой исследования,
сбор материала, его анализ и обобщение,
формулировку собственных выводов, публичное
представление (презентацию) результатов.
Отмечу, что работа по формированию
исследовательских навыков осуществляется в
урочное время. Этому способствуют современные
педагогические технологии, основанные на
диалогических моделях организации
образовательного процесса, на предоставлении
максимальной самостоятельности учащимся в
осуществлении учебной деятельности, на широком
использовании компьютерной техники.
В Усть-Илимском экспериментальном
лицее в ходе занятий педагоги предлагают
лицеистам выполнение мини-исследований,
составление тестов, подготовку мини-докладов с
компьютерным сопровождением. Это позволяет
ребятам овладевать основными приемами
исследовательской деятельности, способами
работы с дополнительной литературой, искусством
ведения дискуссии и т.п.
В нашем лицее существует целостная
система организации интеллектуально-творческой
деятельности учащихся. В нее вовлечено 70
процентов педагогов и 100 процентов учащихся.
|
Но самое основное происходит
после уроков. Учебно-исследовательская
деятельность развивается, как правило, на базе
факультатива, спецкурса, учебной группы системы
дополнительного образования или
разновозрастной учебной группы, работающей по
специальной исследовательской программе.
Большое значение имеет организация
проведения индивидуальных исследований
учащихся под руководством опытного наставника.
Анализ возникающих затруднений подсказал нам,
что нужна специальная образовательная программа
как для детей, так и для взрослых.
Нами была разработана
образовательная программа «Школа молодого
исследователя». Она подразумевает создание
единого образовательного пространства,
в рамках которого решаются задачи комплексной
подготовки школьников к исследовательской
деятельности и научно-практическим
конференциям разных уровней.
Для тех, кто по ней занимается,
проводятся лекции по темам, затрагивающим
вопросы структуры и правил оформления
исследовательской работы, отбора методов
исследований, сбора и обработки исходных
данных, составления разного рода отчетов,
подготовки публичного выступления, разработки
компьютерной презентации и т.д. Учащиеся
знакомятся со специфической терминологией,
учатся составлять библиографию, план
исследования, проводить опросы, анкетирование.
Для старших лицеистов существует
элективный курс «Основы исследовательской
деятельности», а для учеников помладше (учащихся
6–7-х классов) проводятся развивающие игры «Юный
исследователь».
Для учителей мы организовали
спецсеминар «Особенности осуществления
научного руководства исследовательской
деятельностью лицеистов».
Результат проведенной работы не
заставил долго ждать. Сегодня в нашем лицее
существует целостная система организации
интеллектуально-творческой деятельности
учащихся. В нее вовлечено 70 процентов педагогов и
100 процентов учащихся лицея, и мы заметили, что у
нас резко возросло количество участников и побед
в научно-практических конференциях различного
уровня:
городского: научно-практические
конференции «За страницами твоего учебника»,
«Земля – твой дом», «Новое поколение –
новое мышление»;
областного: «Шаг в будущее,
Сибирь!», «Исследуем природу», «Человек в истории
XX века»;
всероссийского: фестиваль
исследовательских и творческих работ
«Портфолио», научно-практическая конференция
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!».
Отмечено увеличение количества
групповых работ лицеистов по проблемам,
охватывающим несколько предметов,
активизировалось участие в
проектно-исследовательской деятельности
учеников 7–9-х классов, у старшеклассников возрос
интерес к летним экспедициям, выставкам,
интеллектуальным конкурсам и т.п.
Вот уже много лет у нас действует
добровольное творческое объединение
учащихся – лицейское научное общество.
Организация и управление им осуществляется на
основе локальных актов, основной из которых –
положение о научном лицейском обществе.
В рамках деятельности объединения
организуется работа традиционной лицейской
научно-практической конференции «Я открываю
мир», Всероссийской конференции «Давайте, люди,
никогда об этом не забудем!», посвященной победе
в Великой Отечественной войне.
Лицеисты пробуют свои силы
в изучении самых разнообразных тем. Наиболее
интересными, по мнению экспертной комиссии,
стали: «Своеобразие падежной системы немецкого
языка»; «Введение в топологию. Лист Мебиуса, как
односторонняя неориентированная поверхность»;
«Пропорции и гармония в архитектуре»;
«Исследование культуры плиточных могил долины
реки Ага»; «Развитие туризма на Байкале (на
примере территории поселка Большое Голоустное)»;
«Комплексные соединения»; «Загадочный мир
углерода»; «Аляска-Сибирь. Нижнеилимский военный
аэродром»; «Интерпретация стихотворения Горация
«Exegi monumentum» в русской литературе»; «Современный
взгляд на дружбу», «Два лицея – диалог через
века» и многие другие.
В течение двух лет наши ученики
принимали участие в работе региональной полевой
экологической школы «Крохалята», которая
располагалась в живописном месте острова
Ольхон – Сарайском заливе.
|
Важнейшим способом
активизации исследовательской деятельности
учащихся является проведение научных
экспедиций. Они позволяют решать в комплексе с
научными и образовательные, и краеведческие, и
оздоровительные задачи.
С 2004 года учащиеся Усть-Илимского
экспериментального лицея под руководством
автора данной статьи, учителя географии Оксаны
Валерьевны Зуровской, являлись участниками
летних экспедиций на озеро Байкал. В течение
четырех лет ребята работают над проектом «Наш
Байкал».
Экспедиция 2004 года была посвящена
изучению сакрального места острова – скалы
Шаманка (мыс Бурхан). Мыс Бурхан – один из
земных дворцов небожителей – тенгриев, одна
из девяти святынь Азии, ранее именовавшаяся
«камень-храм», ставшая своего рода визитной
карточкой озера. Ребята работали в краеведческом
музее поселка Хужир, встречались с жителями.
Одновременно лицеисты описывали памятники
природы острова.
В течение двух лет наши ученики
принимали участие в работе региональной полевой
экологической школы «Крохалята», которая
располагалась в живописном месте острова
Ольхон – Сарайском заливе. Под руководством
ученых Лимнологического института Сибирского
отделения РАН они проводили комплексное
изучение территории острова.
В 2006 году лицеисты отправились на
западный берег озера – в дельту реки
Голоустная, поселок Большое Голоустное. Место
для изучения было выбрано не случайно.
В течение года учащиеся знакомились
с историей и топографией местности, изучали
литературу о крае. Участники экспедиции не
только проводили комплексное
физико-географическое описание территории, но и
изучали проблему развития туризма на территории
поселка Большое Голоустное.
В 2007 году под руководством учителя
истории Виктора Александровича Голощапова
группа лицеистов старших классов приняла
участие в комплексной археологической
экспедиции, организованной одной из лучших школ
России – МОУ «Могойтуйская средняя
общеобразовательная школа № 2». Основной
целью поездки стал поиск остатков поселений
древнего человека, культовых комплексов, следов
производства древней металлургии, а также
наскальных рисунков. Для достижения этой цели
были проведены археологические разведки в
долине рек Ага, Сарта, Шивея и на Уронайском
хребте.
Во время экспедиции ребята вели фото- и
видеосъемку, собирали гербарий травянистых
растений, вели дневники наблюдений. Весь
полученный материал обрабатывался, привлекалась
дополнительная литература, приглашались для
консультации ученые. Результаты исследований
описывались в докладах и рефератах, лучшие
из которых рекомендовались к представлению
на научно-практических конференциях разного
уровня, где, как правило, были отмечены дипломами.
Полученные материалы имеют ценность
не только для конкретного региона, но и в целом
для понимания истории и культуры огромной
территории, оказывавшей в древности большое
влияние на всю историю Евразии.
Отметим и еще один важный результат
поисково-исследовательской деятельности
учащихся. Прежде всего – это развитие
положительной мотивации учения, чувства дружбы и
товарищества между ребятами, приобретение
бесценного опыта работы в коллективе над
решением общей задачи. И, конечно же, практика
исследовательской деятельности формирует
особое отношение к познанию, к различным
процессам и явлениям и в целом к окружающему
миру.
Участие лицеистов в исследовательской
деятельности прививает им вкус к научной работе,
приучает к обязательному доведению изысканий до
логического завершения, вооружает их приемами
проведения эксперимента, измерению и описанию
полученных результатов. Нет никакого сомнения в
том, что наличие среди выпускников лицея 4-х
кандидатов наук и 15-ти аспирантов – заслуга и
лицейского научного общества.
Оксана ЗУРОВСКАЯ, учитель географии,
организатор исследовательской деятельности
лицеистов,
Усть-Илимский экспериментальный лицей,
г. Усть-Илимск,
Иркутская обл.
|