Практика
Школьный доклад
или доклад директора школы?
Недостаток достоверной информации
сказывается на качестве деятельности человека.
Это аксиома. Если речь идет об образовании, то
дефицит осведомленности влияет и на отношение
общества к школе. Как часто приходится читать
в прессе статьи, не отражающие сути школьных
проблем и достижений, привлекающие внимание
читателя только броским заголовком, но не
глубоким содержанием. Почему так происходит?..
Может быть, школа сама о себе не хочет
говорить? Возможно, она этого не делает из-за
опасений быть не понятой, либо ей вообще нечего
сказать социуму о своих успехах или проблемах?
Вряд ли.
Чаще всего недостаточная
информированность окружающего мира о жизни
образовательного учреждения связана просто с
его собственным невниманием к своему имиджу, с
твердой уверенностью в том, что все равно ученики
туда придут учиться. Насколько верна такая
позиция в условиях расширяющегося выбора
образовательных услуг (особенно в крупных
городах)?
Все ли педагоги школы знают, каких
образовательных результатов достигают их
коллеги в других классах, на иных
образовательных ступенях? Наверняка каждому ОУ
знакома ситуация взаимных претензий,
предъявляемых к качеству подготовки учеников,
оканчивающих ту или иную ступень образования:
педагоги 5–6-х классов высказывают свое
недовольство преподаванием в начальной школе;
учителя 10–11-х классов не удовлетворены
подготовкой учеников, окончивших 9-й класс.
Далеко не всегда причины таких
претензий лежат в русле преемственности.
Зачастую они порождены элементарной
неинформированностью о возможных и достигнутых
образовательных результатах.
Опыт тех школ, которые пошли по пути
широкого информирования педагогов о результатах
подготовки учащихся (по сути, об итогах
мониторинга качества образования) показывает,
что это является возможным направлением снятия
внутренней напряженности в коллективе,
связанной с взаимными претензиями коллег к
качеству работы друг друга.
В этом смысле достаточно интересным
для отечественной школьной практики
представляется опыт образовательных учреждений
Великобритании, сложившийся в результате
подготовки самоанализа деятельности за год. К
сожалению, у нас практически нет возможности
обратиться к соответствующим публикациям, т.к. их
переводов на русский язык пока не существует.
Российская система образования лишь
несколько лет назад заинтересовалась тем, как
эти вопросы решаются в развитых европейских
странах. Поэтому мы можем проанализировать опыт
личного общения с зарубежными коллегами –
представителями инспекционных органов
образования из графства Уэльс (Великобритания)
Sioned Bowen и Ieuan Lloyd Roberts 1.
Каждая школа в графстве Уэльс ежегодно
готовит отчет о своей работе в течение учебного
года, который рассылается родителям всех
учеников. Он представляет собой альбом,
включающий следующую информацию:
Титул:
название ОУ, учебный год, ФИО
директора, адрес школы, ФИО ее консультанта от
органов управления образованием.
Содержание:
1. Информация об ОУ:
карта графства с указанием
местностей, откуда дети приезжают учиться в эту
школу;
кадровый состав;
классы учащихся (наполнение и
количество в параллели);
дети с особыми нуждами 2
в обучении (% от общего числа учащихся);
дети, получающие бесплатное питание (%
от общего числа учащихся);
попечительский совет школы (с
указанием имен членов совета и мест их службы).
2. Результаты тестирования учащихся по
чтению и математике (по классам). В этом разделе
предлагается сам тест и обработанные итоги его
выполнения каждым протестированным классом 3.
3. Результаты тестирования,
определяющие статус школы. В данном разделе
приведены тестовые задания и результаты их
выполнения учащимися всех классов в течение
учебного года – входной тест (октябрь) и два,
проводившихся в течение года.
4. Информационная карта школы. В данном
разделе представлены задания и итоги
тестирования учащихся по математике,
английскому языку и ряду других дисциплин.
Важным здесь является то, что суммарные
результаты школы показаны в сравнении с
аналогичными данными других образовательных
учреждений района.
Основным назначением самоанализа,
отражаемого в соответствующем отчете, является
внимание к уровню успеваемости и качеству
учебного процесса, установление динамики
показателей развития этих процессов во времени.
Выводы всегда основываются на количественных
показателях.
Подготовка этого документа является
неотъемлемым компонентом стратегического
планирования развития учреждения, т.к.
проводится с участием всех сотрудников и
заинтересованных сторон и приводит к выработке
мониторинга на основе критериев успеха.
Итак, самоанализ школы – это:
Информационная основа для проведения
инспекции.
Обновление информации не реже одного
раза в год.
Строгий и честный анализ реального
положения вещей с учетом мнений родителей и
детей.
Свидетельство того, что школа может
не только провести диагностику своих сильных и
слабых сторон, но, что важнее, предпринять
определенные действия по улучшению ситуации,
поэтому самоанализ лежит в основе инспекторских
проверок.
Содействие проведению совместных
проверок местных органов управления
образованием.
Рассмотрение наиболее важных
вопросов, касающихся обучения, успеваемости и
развития учащихся.
Использование большого объема
фактической информации для поиска ответов на эти
вопросы.
Сравнение результатов работы школы и
успеваемости учащихся с показателями лучших ОУ в
соответствующей категории.
Привлечение к работе сотрудников,
учащихся, родителей и попечителей.
Неотъемлемая часть системы оценки
работы и повышения квалификации сотрудников.
Побуждение к конкретным действиям.
Думается, что подобный опыт интересен
для российских школ.
В последнее время и в наших ОУ (в
основном инновационной направленности) стала
появляться довольно смелая форма презентации
результатов образовательной деятельности –
«Доклад директора школы».
Хотелось бы поделиться с читателями
опытом, сложившимся в школе № 29 с углубленным
изучением французского языка и права
г. Санкт-Петербурга.
Идея подготовки открытого доклада
очень позитивно была принята директором ОУ Анаит
Артемовной Тотолян и педагогами. За четыре года
коллектив подготовил четыре доклада в разных
жанрах. Об этом мы и расскажем.
Самый первый доклад выглядел как
небольшой справочник-путеводитель. Начинался он
с приветственных слов директора и пояснения для
читателей:
«Создавая справочник-путеводитель,
мы хотели рассказать нашим ученикам и их
родителям о жизни школы, о том важном и
интересном, что происходит на уроках и во
внеурочное время с каждым ребенком, от
первоклассника до выпускника, на разных этапах
ученической жизни:
начальная школа (1–4-й классы);
средняя школа (5–9-й классы);
старшая школа (10–11-й классы).
Пусть эта брошюра будет для
учеников путеводителем по школьной жизни в 2004
году, а для их родителей – справочником.
Путешествуя по нашим страницам, вы,
возможно, удивитесь тому, что один и тот же
ребенок как будто обучается в разных классах.
Дело в том, что нам хотелось рассказать не только
о школьной жизни в 2003/2004 учебном году, но и
поделиться с вами последними достижениями и
радостями первого полугодия 2004/2005 учебного года,
когда наши ученики перешли в следующий класс.
Мы предлагаем вам либо пройти весь
путь по страницам справочника-путеводителя, либо
задержаться только на заинтересовавших вас
остановках».
Основной текст
справочника-путеводителя сопровождался
выдержками из сочинений, стихами и стихотворными
переводами с французского языка учащихся школы.
Для того чтобы представить идею этого
справочника, можно обратиться к его оглавлению:
Предлагаемые остановки
1. Эта обычная необычная школа.
2. Из истории школы.
3. Наши традиции.
4. О серьезном.
Образовательные программы, режим
работы школы, аттестация.
Сотрудничество школы с другими
учебными, научными и культурными учреждениями.
Кружки и секции.
Международные обмены.
5. Наши достижения.
Результаты ЕГЭ и централизованного
тестирования.
Участие в районных олимпиадах.
Участие в районных творческих и
интеллектуальных конкурсах.
Участие в городских олимпиадах.
Участие во всероссийских
олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.
Участие в международных
детско-юношеских и молодежных конференциях и
конкурсах.
Участие в районных и городских
спортивных соревнованиях.
Участие в районных и городских
театральных конкурсах.
6. Наши учителя.
7. Жизнь учеников начальных классов.
8. Ученическое
научно-исследовательское общество.
9. Вам помогут (раздел, содержащий
информацию о часах приема администрации,
психолога, медицинского работника).
10. Приложения.
В логике данной статьи чрезвычайно
важным представляется раздел «Наши достижения»,
в котором мы размещали информацию об
образовательных результатах учащихся (см.
пример).
Заметим, что справочник-путеводитель
вручался родителям всех учеников школы с 1-го по
11-й класс. И это был правильный шаг.
Во-первых, из брошюры удалось узнать о
тех реальных возможностях, которые
предоставляет школа детям, – участие в
олимпиадах и конкурсах, кружках и программах
дополнительного образования. Ведь каждый
родитель знает только ту часть информации,
которая передается в класс, где учится его сын
или дочь.
Во-вторых, справочник содержал
достоверные сведения об успехах детей. Для
многих особенно важными были сравнительные
данные о результатах сдачи выпускниками школы
ЕГЭ.
В-третьих, в нашей книжечке были
зафиксированы фамилии всех учащихся школы,
проявивших себя в той или иной области. Родителям
чрезвычайно приятно отыскать фамилию своего
ребенка в этом пространстве успеха.
Таким образом, самый первый публичный
доклад, представленный родителям и
заинтересованным партнерам в виде
справочника-путеводителя, выполнял
ответственную, важную функцию –
предоставления полной информации о школе,
достижениях ее учеников, предлагаемых
образовательных услугах и созданных
возможностях для личностного развития каждого
ученика.
Пример
Наши достижения
Участие в районных олимпиадах
Указаны фамилии учащихся –
победителей олимпиад по русскому языку
(начальная школа), литературе, физике, математике,
химии, биологии, английскому языку, праву,
истории, краеведению.
Участие в районных творческих и
интеллектуальных конкурсах
Указаны фамилии учащихся, команды
классов, награжденных или отмеченных дипломами
за победу в конкурсах:
Районная конференция
«Василеостровские чтения» (секции «История»,
«Литература», «Право»).
Турнир «Что? Где? Когда?».
Конкурс фотолюбителей.
Фестиваль плакатов «Дорожный
калейдоскоп».
Конкурс рефератов «Мир без
наркотиков».
Турнир юных поэтов.
Районный конкурс Web-ресурсов.
Конкурс детского рисунка,
организованный детским занимательным журналом
«Карандаш».
Участие в городских олимпиадах
Указаны фамилии учащихся, команды
классов, награжденных или отмеченных дипломами
за победу в городских олимпиадах и конкурсах:
Олимпиада по французскому языку.
Олимпиада по праву.
Олимпиада по истории.
Конкурс «Наполеон» (организатор –
центр французского языка).
Конкурс исследовательских работ
военно-исторической тематики.
Участие во Всероссийских олимпиадах,
международных и интеллектуальных конкурсах
Указаны фамилии учащихся, команды
классов, награжденных или отмеченных дипломами
за победу в конкурсах:
Всероссийская олимпиада по праву (г.
Тамбов).
«Золотое Руно», всероссийская
игра-конкурс.
«Благотворительность и милосердие»,
международная молодежная конференция.
«Санкт-Петербург, Царское Село.
Пушкин и культура», международная
детско-юношеская научная конференция.
«Европа в школе», международный
образовательный конкурс.
Участие в районных и городских
спортивных соревнованиях
Указаны команды классов,
награжденных или отмеченных дипломами за победу
в соревнованиях:
По волейболу (район).
Плаванию (район).
Волейболу (город).
Участие в районных и городских
театральных конкурсах
Указаны фамилии участников и
лауреатов конкурсов:
«Памятник Василию: зарождение
традиций», районный конкурс. |
Доклад 2005 года был похож на
доклад предыдущего года. Однако в нем была
поставлена уже иная цель, о чем и говорилось в
обращении директора школы:
«Дорогие друзья!
На пороге юбилея возникает
естественное желание подвести итоги, оглянуться
в прошлое и задуматься о будущем.
В ноябре 2006 года нашей школе
исполняется 50 лет. Это возраст зрелости, когда
многое уже достигнуто, но есть силы, опыт и умения
стремиться к новым вершинам и покорять их.
Талантливые ученики, творческие
учителя, верность традициям и открытость для
диалога со всеми, кто в нем нуждается и
заинтересован, делает нашу школу притягательной
для многих и любимой для тех, кто в ней работает и
учится.
Создание школьной информационной
системы, возможность выхода в Интернет и
просмотра программ французского телевидения,
большая работа с организациями-партнерами,
привлечение преподавателей вузов,
заинтересованная поддержка и помощь наших
родителей делают возможным наши победы на
олимпиадах (от районных до всероссийских),
достижения в творческих и спортивных конкурсах,
праздники и загородные выезды.
Мы с удовольствием представляем вам
второй сборник «Наша школа» и будем рады
услышать ваши пожелания, сомнения, идеи.
Анаит Артемовна».
Этот внутренний документ был более
академичным и содержал не только официальную
информацию и сведения об образовательных
достижениях учащихся, но и данные о развитии
школы с момента ее открытия в 1956 году. Жанр этого
издания заранее определился как «открытый
информационный доклад».
В следующем, юбилейном для школы, 2006
году, был выпущен доклад, содержащий уникальную
информацию об истории той части Васильевского
острова, где расположено наше учебное заведение,
о его истории, директорах, выпускниках разных лет
и судьбах некоторых из них. Не у всякого ОУ есть
такая летопись, созданная по всем правилам
исторического исследования.
Однако информационный доклад не может
не быть информативным для современных учеников.
Поэтому и в этом варианте мы представили
сведения о достижениях учащихся в области
французского языка и права – профильных для
школы предметов; о школьном театре и его победах;
об учителях и выпускниках – медалистах и
призерах олимпиад.
Таким образом, за три года школа
разработала три абсолютно разных модели
публичного доклада, адресованного родителям и
социальным партнерам.
Первая модель –
справочник-путеводитель – наиболее полное
информирование о работе школы и образовательных
результатах учащихся.
Вторая модель – открытый
информационный доклад – получение обратной
связи от читателей в виде предложений, идей,
вопросов, уточнений, т.е. установление
партнерских отношений в первую очередь с
родителями на основе полной информации об
учебном заведении.
Третья модель – аналитический
сборник к юбилею школы – попытка
представления ретроспективного анализа
становления и успехов ОУ, достижений учеников и
педагогов.
Напомним, что все выпуски открытых
докладов были переданы в семьи каждого ученика.
Как показал этот опыт, ежегодно делать
одинаковый по замыслу и структуре доклад не
имеет смысла. Гораздо лучше и продуктивнее
реализовывать в каждом выпуске свою генеральную
идею.
Наш четвертый доклад был представлен
профессиональному сообществу и родителям в виде
семинара – публичного отчета по результатам
реализации программы развития школы «Развитие
компетенций учащихся через образовательные
технологии». Его изюминкой стало участие
школьников с презентациями своих работ,
демонстрирующих освоение ими тех или иных
компетенций. Подробнее это можно увидеть в
программе отчета.
Программа проведения публичного
отчета
11.45 – 12.00 – Встреча и
регистрация гостей.
12.00 – 12.30 – Выступление директора
школы Тотолян А.А.
«Развитие компетенций учащихся через
образовательные технологии».
12.30 – 14.00 – Работа секций.
1. Технология исследовательской
деятельности учащихся. Учитель истории
Землянская Г.М., ученица 11-го класса Бембель Е.
2. Игровые технологии в преподавании
права. Учитель права Соболева Е.Д.
3. Проектная технология в
блочно-модульном построении курса «Социальная
практика (обществознание)» в 7-м классе. Учитель
обществознания Безногих Т.И.
4. Представление социального проекта
«Школьные годы чудесные». Учащиеся 8-го класса.
1. Коллективное творческое дело в
начальной школе (система работы). Учитель
начальных классов Квятковская В.И., учащиеся 4-го
класса.
2. Работа над проектами во время
культурно-лингвистических обменов. Презентация
проекта «Guignol». Учитель французского языка
Федина О.В., учащиеся 6-го класса.
3. Межпредметные связи в проектной
деятельности учащихся. Презентация проекта
«Математические ошибки в литературных
произведениях».
Учитель Бахвалова О.В., ученица 10-го
класса Скорикова Н.
4. Развитие стратегической компетенции
на уроках естествознания. Презентация работы
«Масштабы Вселенной».
Учитель естествознания Демура Т.Е.,
ученица 10-го класса Делиева Т.
1. Представление игры с
использованием ИКТ «Хочу в Париж». Учитель
французского языка Фетищева А.С.
2. Технология ралли в преподавании
иностранных языков. Заместитель директора по
иностранным языкам Миронова М.Г.
3. Театрализации как средство обучения
и воспитания. Заместитель директора по
воспитательной работе Бахвалова О.В.
4. Культурно-лингвистические обмены.
Ученик 9-го класса Бандикян А., ученица 10-го класса
Любимова А.
1. Творческий отчет как форма учета и
контроля знаний. Ученик 9-го класса Писарев В.
2. Технология «Мастерская» в
преподавании курса «Художественный перевод»
(7–8-й классы). Учитель французского языка
Скворцова Т.В.
3. «Поэтическая мастерская» в
преподавании курса французской литературы (10–11-й
классы).
Учитель французского языка Зильберман
В.А.
4. Технология загородных выездов.
Ученики 11-го класса.
14.00 – 14.15 – Фрагмент спектакля по
произведениям Д. Хармса.
Учащиеся 4-го класса. Учитель начальных
классов Квятковская В.И., учитель музыки Форат
Ю.В.
14.15 – 14.30 – Подведение итогов.
Открытый микрофон.
14.30 – Приглашаем на чашечку кофе.
Важно отметить, что участие ребят в
публичном отчете, с одной стороны, стало
бесспорным доказательством успехов школы в
освоении компетенций с использованием
современных образовательных технологий, а с
другой – мощным воспитательным процессом.
Выступление перед родителями, педагогами других
ОУ, потребовало от детей не только
сосредоточенности, но и демонстрации своих
образовательных успехов в непривычной
обстановке.
Итак, школа № 29 на протяжении четырех
лет проводит отрытые доклады для того, чтобы
выйти на принципиально новый уровень отношений с
родителями, партнерами в профессиональном
сообществе, с бизнес-средой и со всем
социокультурным пространством Санкт-Петербурга.
Особое влияние на людей оказывают два
взаимосвязанных процесса – информирование и
взаимодействие. При этом логика развития
общественных отношений может быть рассмотрена
таким образом: Информированность —>
Понимание —> Доверие —> Согласие —>
Сотрудничество.
И именно в этой логике наша школа и
старается проводить свои открытые доклады. Мы
убеждены в том, что именно полнота и
достоверность информации являются залогом
доверия к партнеру, которое может развиваться от «доверия-неприятия»
к «доверию-согласию» 4.
Светлана ПИСАРЕВА,
профессор кафедры
педагогики РГПУ
им. А.И. Герцена,
мама ученика 9-го класса школы № 29,
г. Санкт-Петербург
__________________
1 Такая
возможность нам представилась в октябре 2004 г. на
конференции «Перспективные направления
инновационной деятельности в условиях
модернизации образования», организованной
Общественным институтом развития школы в г.
Петродворце, а также в марте 2005 г. на
конференции Британского совета в России
«Внутренняя и внешняя оценка деятельности
школы».
2 Дети с особыми
нуждами в обучении могут быть очень разными. Это
связано как с особым диагнозом ребенка, так и с
его проблемами социального характера.
3 Тестирование по
чтению и математике проводится не во всех
классах, а лишь на 2-м, 4-м, 6-м годах обучения.
4
«Доверие-неприятие» – это та ситуация, когда
один партнер может не разделять целей и
убеждений другого, но понимает его действия и
убежден, что его не обманывают.
«Доверие-согласие» характеризует отношения, при
которых партнеры обмениваются не только полной и
достоверной информацией, но и соглашаются в ее
оценках. |