Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2008

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Теория

Метод проектов

На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, важно, чтобы  выпускник, пройдя все этапы обучения, приобрел новый подход  к пониманию окружающего мира, создающий особый тип мышления – исследовательский и творческий.

Учебно-исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного поиска.

Любое индивидуальное изыскание подлежит руководству: педагог помогает ребенку определить индивидуальный маршрут. Но для этого учителю самому необходимо владеть технологией проектной деятельности, понимать ее суть и знать критерии оценки исследовательской деятельности учащихся.

Предлагаю теоретический материал, который поможет руководителям при работе над проектами.

Метод проектов позволяет школьникам освоить умение построения цепочки: от идеи через цели и задачи мозгового штурма до реализации и защиты своего проекта.

Основной функцией педагога становится консультирование, помогающее юному исследователю в процессе выполнения проекта реализовать технологическую цепочку, звеньями которой являются:

1) выбор учеником на основе сформировавшегося интереса темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая);

2) определение целей и задач проекта;

3) работа над проектом и написание отчета;

4) защита реферата по проекту и рефлексия полученных результатов.

Цель внедрения проектного метода: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления.

Задачи, решаемые в процессе реализации:

1) развитие познавательных способностей учащихся;
2) совершенствование способностей к самообразованию;
3) развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное;
4) обучение школьников рефлексии;
5) обучение детей умению выступать публично;
6) развитие у школьников критического мышления.

Типология проектов

По форме:

  • Исследовательские. Требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы, хорошо продуманной структуры работы, ее целей и задач, методов исследования.

  • Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, которая только намечена и развивается по ходу работы.

Результатами проектов могут быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и пр.

  • Игровые. Представляют собой сюжетно-ролевой сценарий, обусловленный характером и содержанием проекта.

Результатами являются спектакль, ролевые игры и т.д.

  • Информационные. Представляют собой обобщенный информационно-аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории.

  • Практико-ориентированные. Содержат четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.

Памятка

Советы руководителю проекта

  • Подходите к проведению работы творчески.

  • Не сдерживайте инициативу учащихся.

  • Поощряйте самостоятельность школьников, избегайте прямых инструкций.

  • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

  • Не спешите с вынесением оценочных суждений.

  • Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что покритиковать.

  • Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

  • Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

  • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

  • В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

По предметной области:

  • Литературные.

  • Естественно-научные.

  • Экологические.

  • Лингвистические.

  • Культурологические.

  • Спортивные.

  • Географические.

  • Исторические.

  • Обществоведческие.

  • Музыкальные.

Виды проектов

1. Монопредметный проект (в рамках одного предмета).
2. Межпредметный проект (использующий знания, умения и навыки по двум и более предметам).
3. Надпредметный проект (выполняется на стыке областей знаний и выходит за рамки школьных предметов).

Матрица проекта

1. Название.
2. Авторы и руководитель проекта.
3. Проблема, сформулированная учащимися (обоснование темы, результат проекта).
4. Цель.
5. Задачи работы над проектом (что нужно делать).
6. Тип проекта (практический, теоретический, теоретическо-практический).
7. Учебные предметы, содержание которых включено в проект.
8. Планируемое время и деятельность учащихся на этапах проекта:

– поисковом;
– аналитическом;
– практическом;
– представлении.

Этапы  проведения проекта

1. Вводный (погружение в проект):

  • выбор темы и ее конкретизация;

  • определение цели и формулирование задач;

  • поиск источников информации и определение списка литературы;

  • выдача рекомендаций (требования, сроки, график выполнения, консультации и пр.).

2. Поисково-исследовательский этап:

  • определение источников информации;

  • планирование способов сбора и анализа информации;

  • проведение исследования;

  • сбор и систематизация материалов.

3. Трансляционно-оформительский этап:

  • «предзащита проекта»;

  • доработка проекта с учетом замечаний и предложений;

  • подготовка к публичной защите проекта.

4. Заключительный этап:

  • публичная защита проекта;

  • подведение итогов, конструктивный анализ реферата.

Критерии оценки

проектной деятельности

1. Соблюдение требований к оформлению проектной работы.
2. Полнота раскрытия темы.
3. Объем использованной информации, выходящей за рамки школьной программы.
4. Новизна, научное и практическое значение результатов работы.
5. Объем использованной литературы.
6. Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления, четкость структурирования работы.
7. Доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования.
8. Понимание сути заданных вопросов, аргументированность, лаконичность и понятность ответов.

Елена ЖДАНКИНА,
учитель, руководитель
научного общества
МОУ «Гимназия № 2»,
г. Чехов Московской
области
Рейтинг@Mail.ru