Теория
Метод проектов
На современном этапе работы школы,
когда одной из главных ее задач является
создание условий для развития личности,
способной адаптироваться к быстро меняющемуся
социуму, важно, чтобы выпускник, пройдя все
этапы обучения, приобрел новый подход к
пониманию окружающего мира, создающий особый тип
мышления – исследовательский и творческий.
Учебно-исследовательская работа
должна учитывать образовательные потребности
ученика, выходящие за рамки того или иного курса,
ориентировать на овладение методологией
самостоятельного научного поиска.
Любое индивидуальное изыскание
подлежит руководству: педагог помогает ребенку
определить индивидуальный маршрут. Но для этого
учителю самому необходимо владеть технологией
проектной деятельности, понимать ее суть и знать
критерии оценки исследовательской деятельности
учащихся.
Предлагаю теоретический материал,
который поможет руководителям при работе над
проектами.
Метод проектов позволяет
школьникам освоить умение построения цепочки: от
идеи через цели и задачи мозгового штурма до
реализации и защиты своего проекта.
Основной функцией педагога становится
консультирование, помогающее юному
исследователю в процессе выполнения проекта
реализовать технологическую цепочку, звеньями
которой являются:
1) выбор учеником на основе
сформировавшегося интереса темы проекта и формы
его выполнения (индивидуальная или групповая);
2) определение целей и задач проекта;
3) работа над проектом и написание
отчета;
4) защита реферата по проекту и
рефлексия полученных результатов.
Цель внедрения проектного метода: создание
условий для формирования исследовательских
умений учащихся, способствующих развитию
творческих способностей и логического мышления.
Задачи, решаемые в процессе
реализации:
1) развитие познавательных
способностей учащихся;
2) совершенствование способностей к
самообразованию;
3) развитие умения ориентироваться в
информационном пространстве и выделять главное;
4) обучение школьников рефлексии;
5) обучение детей умению выступать публично;
6) развитие у школьников критического мышления.
Типология проектов
По форме:
Исследовательские. Требуют
обоснования актуальности и социальной
значимости темы, хорошо продуманной структуры
работы, ее целей и задач, методов исследования.
Творческие. Не имеют детально
проработанной структуры, которая только
намечена и развивается по ходу работы.
Результатами проектов могут быть
видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом и
пр.
Результатами являются спектакль,
ролевые игры и т.д.
Информационные. Представляют
собой обобщенный информационно-аналитический
материал о каком-либо объекте или явлении,
предназначенный для широкой аудитории.
Практико-ориентированные.
Содержат четко обозначенный результат
деятельности учащихся, ориентированный на
социальные запросы его участников.
Памятка
|
Советы
руководителю проекта
Подходите к проведению работы
творчески.
Не сдерживайте инициативу учащихся.
Поощряйте самостоятельность
школьников, избегайте прямых инструкций.
Помните о главном педагогическом
результате – не делайте за ученика то, что он
может сделать (или может научиться делать)
самостоятельно.
Не спешите с вынесением оценочных
суждений.
Оценивая, помните – лучше десять
раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что
покритиковать.
Учите выявлять связи между
предметами, событиями и явлениями.
Старайтесь формировать навыки
самостоятельного решения проблем исследования.
Старайтесь обучать школьников
умениям анализировать, синтезировать,
классифицировать получаемую ими информацию.
В процессе работы не забывайте о
воспитании школьника.
|
По предметной области:
Литературные.
Естественно-научные.
Экологические.
Лингвистические.
Культурологические.
Спортивные.
Географические.
Исторические.
Обществоведческие.
Музыкальные.
Виды проектов
1. Монопредметный проект (в рамках
одного предмета).
2. Межпредметный проект (использующий знания,
умения и навыки по двум и более предметам).
3. Надпредметный проект (выполняется на стыке
областей знаний и выходит за рамки школьных
предметов).
Матрица проекта
1. Название.
2. Авторы и руководитель проекта.
3. Проблема, сформулированная учащимися
(обоснование темы, результат проекта).
4. Цель.
5. Задачи работы над проектом (что нужно делать).
6. Тип проекта (практический, теоретический,
теоретическо-практический).
7. Учебные предметы, содержание которых включено
в проект.
8. Планируемое время и деятельность учащихся на
этапах проекта:
– поисковом;
– аналитическом;
– практическом;
– представлении.
Этапы проведения проекта
1. Вводный (погружение в проект):
выбор темы и ее конкретизация;
определение цели и формулирование
задач;
поиск источников информации и
определение списка литературы;
выдача рекомендаций (требования,
сроки, график выполнения, консультации и пр.).
2. Поисково-исследовательский этап:
определение источников информации;
планирование способов сбора и
анализа информации;
проведение исследования;
сбор и систематизация материалов.
3. Трансляционно-оформительский этап:
4. Заключительный этап:
Критерии оценки
проектной деятельности
1. Соблюдение требований к оформлению
проектной работы.
2. Полнота раскрытия темы.
3. Объем использованной информации, выходящей за
рамки школьной программы.
4. Новизна, научное и практическое значение
результатов работы.
5. Объем использованной литературы.
6. Логика изложения, убедительность рассуждений,
оригинальность мышления, четкость
структурирования работы.
7. Доступность, логичность и свобода публичного
изложения содержания и результатов
исследования.
8. Понимание сути заданных вопросов,
аргументированность, лаконичность и понятность
ответов.
Елена ЖДАНКИНА,
учитель, руководитель
научного общества
МОУ «Гимназия № 2»,
г. Чехов Московской
области
|