Множество тестов
предлагают определить свой тип личности. С
результатами можно согласиться или, не поверив в
них, посмеяться над несовершенством
психологических методик. Но что делать с самыми
честными «психологами» – коллегами, которые
ежедневно зависят от настроения и поведения
руководителя? Наверное, прислушаться к их
мнению… *
Директор-диктатор
Как
вы относитесь к тому, что в школе работает
директор-диктатор? Постоянно орет на учителей
при учениках, сама все решает (например, кого
наградить), не дает отгулов, говорит, что у нас
ненормированный рабочий день. Работать
невозможно! Школа превратилась в частную
собственность – «что хочу, то и ворочу». Ей 54
года. Администрация гороно знает нашу
обстановку, но нет кандидатуры на ее место. Может,
у вас были такие проблемы? Подскажите выход!!!
Да,
ситуация жуткая. Я, правда, не сталкивался, но
слышал от коллег о таких директорах. Что касается
отсутствия кандидатуры на должность, то не верю:
незаменимых людей нет. Просто в гороно не хотят
шевелиться. Если же вы не поднимитесь всем
коллективом, не обратитесь официально к
городскому главе, в городской совет, не сможете
поднять профсоюз, то никто ничем вам не поможет. В
подобной ситуации остается только терпеть или
«проголосовать ногами» – уйти в другую школу
(если есть возможность).
А вот позволять на себя орать вы не имеете права.
Надо строить линию своего поведения таким
образом, чтобы и в мыслях не было повышать на вас
голос.
В
нашем районе в одной из сельских школ была такая
же ситуация. И педагоги написали коллективное
письмо в роно. Оттуда приехала комиссия, провели
собрание трудового коллектива – все
претензии учителя высказали открыто. После этого
руководству пришлось поменять директора.
А
как относиться к мелким придиркам? Например, в
выходной день была встреча с кандидатом на роль
главы городского округа, явка строго обязательна
(что уже само по себе нарушение всех
демократических законов). Я придти не смогла –
ездила к родителям. Они живут далеко, поэтому
возможность видеться с ними есть только в
выходные. Ко мне приняли карательные меры.
Уважаемые
коллеги! Ситуация отнюдь не нова. Еще бы –
власть!!! Как говорится, если хочешь узнать
человека, сделай его начальником. В нашей школе
директор неоднократно предпринимала попытки
всячески надавить на учителей, демонстрируя свое
«я»: начиная от мелких придирок и заканчивая
замечаниями с занесением в личное дело. Однако
это привело лишь к снижению ее авторитета.
Сложная
ситуация, когда пройдены огонь, вода, а в медных
трубах человек застревает. Ведь зачастую
директор школы – вчерашний педагог. Что
мешает оставаться человеком? Власть? Но
власть – это прежде всего ответственность, а
не вольность к самовластию. Интересно,
существуют ли тесты, проверяющие склонность к
самоуправству?
Если
к вам трудно придраться, то ничего не бойтесь. Но
если водятся «грешки», директор может вас в
бараний рог скрутить. Именно потому, что
большинство педагогов такие «грешки» имеют, они
и молчат.
Остается одно – добросовестно выполнять свои
функциональные обязанности и только в этом
случае быть максимально защищенным от произвола.
Честно
говоря, мне не совсем понятно, почему люди,
которые учат детей правам и свободам, формируют
личности, не могут отстаивать свои интересы! У
нас тоже директор-самодур. В школе царит
атмосфера подхалимства и лести.
В прошлом году, когда страна отмечала новогодние
праздники, администрация всех учителей по
очереди ставила на дежурство. Меня – в том
числе, хотя по закону этого делать нельзя, так как
я имею маленького ребенка. Сославшись на статью в
ТК, я не побоялась напомнить об этом директору.
Она, конечно, такого не ожидала, но ничего
поделать не смогла.
Последствий никаких. Так что совет замечательным
педагогам – не бойтесь отстаивать свои права,
если вы действительно правы.
Подобное
было и у нас в школе. На смену старому директору,
ушедшему на пенсию, пришел новый. И началось:
воровство, шантаж, давление – уволилось
порядка 18-ти человек за первые пять месяцев ее
работы. А потом на «подпольном» собрании все
учителя, не приемлющие такую власть, написали
письмо в департамент образования. Как
результат – с этого учебного года у нас новый
директор.
Но та решилась не отступать от своей, как ей
казалось, школы. По суду она отстояла место,
вернулась. Но и тут коллектив не остановился,
устроил митинг протеста, и нам вернули прежнего
руководителя.
Дерзайте! Если нет подходящей кандидатуры у
департамента, выдвигайте свою, ведь наверняка в
вашей школе есть достойные. Поверьте, наверху вас
поддержат! Удачи!!!
А
как быть, когда директор ведет себя следующим
образом?
Библиотекарь ушла в декрет. Меня слезно
уговорили временно взять эту работу в нагрузку
на небольшую часть ставки.
Прошло полтора года… Приезжает комиссия.
Директор вызывает и требует документы к
библиотечному компьютеру. А я их в глаза не
видела! Оскорбления, унижения. Главное, что
техника на месте, инвентарные номера в порядке,
но руководитель угрожает вычесть из заработка 44
тысячи рублей, если не будет бумаг! Как вам?
А
вы за получение этих документов расписывались?
Вы вообще материально-ответственное лицо, если у
вас всего доля от ставки? За школьное имущество
отвечают завхоз и директор, пусть сами и
отдуваются.
Мужчины
обычно более крепкие в подобных ситуациях. А вот
эмоциональным женщинам не позавидуешь. Потом,
может быть, и найдется верное решение, но в первый
момент это такой стресс, такая эмоциональная
буря, что все верные мысли вылетают.
Это
расхожая практика любого бестолкового
администратора (не только в образовании):
перекладывать ответственность за свои промахи
на подчиненных. Я в этих случаях мужественно
отсылаю администрацию, так как четко знаю права и
обязанности. Ко мне не придерешься.
______________
* Сайт ИД «Первое
сентября» (www.1september.ru)
предлагает вам знакомиться с реакцией ваших
коллег на различные события и явления школьной
жизни в обзоре «Образование в блогах».
Представляем обсуждение, прошедшее на сайте
ИнтерГУ.ru в рубрике «Управленческий процесс в
школе». |