Повышение квалификации
Роль внутришкольной методической
учебы
в формировании профессиограммы
учителя гимназии
Современная гимназическая
образовательная технология подразумевает
саморазвитие личности. Поэтому необходимость
формирования системы непрерывного образования
педагога на базе самого образовательного
учреждения, имеющего статус гимназии, – задача
очевидная.
Решать проблему создания условий для
личностного роста сотрудников легче «изнутри»:
мы лучше знаем свои болевые точки, возможности и
потребности. Наличие эффективной
внутригимназической организации повышения
профессионального уровня учителя, безусловно,
способствует и обеспечению образования
повышенного уровня, и осуществлению
инновационных процессов, и развитию
индивидуально-творческих, исследовательских
способностей учащихся.
В гимназии «Мариинская» города
Таганрога такая система сложилась и дает
положительные результаты. В основе ее –
организация деятельности проблемных групп,
работа которых регламентируется положением (см.
Приложение), утвержденным на методическом
совете ОУ. Выстраивалась система постепенно.
Первым этапом стали методические
декадники, ежегодно проводившиеся в марте. Их
темы определялись насущной на тот момент для
нашего педагогического коллектива проблемой.
Таковыми за последние три года были: «Влияние
успеха на развитие познавательной деятельности
учащихся», «Возможности дифференциации и
индивидуализации обучения», «Особенности работы
с одаренными детьми».
В ходе декадника осуществлялась
методическая учеба, предъявлялся уже имеющийся
опыт в рамках обозначенной проблемы. Проводились
учебные семинары по соответствующим темам,
давались открытые уроки учителями гимназии
разных предметных областей.
Однако на определенном этапе мы пришли
к выводу, что посвящать всех членов
педагогического коллектива в одну-единственную
методическую проблему не совсем правильно.
Анализ открытых уроков показал: далеко не каждый
учитель готов предъявить свой опыт именно по
объявленной теме. У кого-то не совпадали
интересы, которые не пересекались с темой
самообразования, кому-то не хватало опыта,
теоретических знаний, практических навыков.
Уже первый опыт работы проблемных групп
показал: это эффективная форма творческого
сотрудничества преподавателей разных
предметных областей.
|
Вот тогда мы сделали следующий
шаг.
2006 году были созданы две творческие
группы, объединившие педагогов, изъявивших
желание работать над следующими проблемами:
«Роль деятельностного метода обучения в
развитии учащихся» и «Исследовательская
деятельность учащихся в условиях проектного
метода».
Выбор пал именно на эти направления не
случайно. В программе развития гимназии
обозначена задача – построение единой
технологии развивающего обучения, создание
среды, способствующей восприятию учащимися
картины мира, основанной на осмыслении единства
знаковых систем в области науки и языка, культуры
и искусства.
Решая ее, наши учителя активно
используют технологию проектного обучения,
которая направлена на развитие интереса,
мотивации в изучении предметной сферы и
активности учащихся, предотвращение перегрузок,
повышение умения адекватно оценивать себя. Кроме
того, для нас особенно важно развитие
исследовательских способностей детей.
Становление в тот период ученического
научно-исследовательского общества требовало
поставить во главу угла системы методической
учебы в гимназии проблему накопления учителями
опыта именно в области развития
исследовательских навыков гимназистов.
Выбор второй темы был обусловлен тем,
что группа учителей математики, пройдя обучение
в столичном Центре системно-деятельностной
методики, углубленно занималась вопросами
теории и практики деятельностного метода. Эти
педагоги уже могли поделиться имеющимися
знаниями, накопленным опытом, тем более что на
базе гимназии стали проводиться открытые
занятия, организуемые для слушателей курсов
кафедрой математики областного ИПКиПРО.
Уже первый опыт работы проблемных
групп показал: это эффективная форма творческого
сотрудничества преподавателей разных
предметных областей. Например, в группу по
освоению и апробации деятельностного метода
обучения вошли семь учителей (преподаватели
математики, истории, химии и английского языка). А
вторую группу, занявшуюся освоением проектной
технологии, составили десять человек (учителя
русского и английского языков, права, биологии и
технологии).
Их творческие отчеты стали в гимназии
новой формой проведения методических
декадников. Этот вид организации методической
работы, с одной стороны, обеспечивал условия
профессионального роста учителя с учетом
адекватно оцениваемого уровня его
профессиональной компетентности, а с другой –
способствовал решению проблемы реализации
запросов, интересов, потребностей педагога.
Анализ деятельности групп выявил
потребность вовлечения в процесс гораздо более
широкого круга учителей разных ступеней
обучения, всех предметных областей.
Анкетирование, изучение вопроса потребностей в
совершенствовании профессионального
мастерства, инициатива ряда педагогов привели к
формированию в этом учебном году четырех
проблемных групп. Помимо двух уже сложившихся,
появились новые, одна из которых свою задачу
видела в освоении многообразия форм внедрения
информационных технологий на уроке и во
внеурочной деятельности, а другая – в
апробации технологии критического мышления.
В состав групп вошла большая часть
членов нашего педагогического коллектива, и это
свидетельствует о понимании, что только владение
современными педагогическими технологиями
обеспечивает формирование у учащихся ключевых
компетенций, определяющих современное качество
содержания образования.
Важный момент: работу групп возглавили
члены педагогического коллектива, учителя
высшей категории, наиболее компетентные в
области определенной технологии или конкретного
метода. На заседании методического совета, когда
обсуждались итоги презентации деятельности
проблемных групп, мы пришли к выводу: эта форма
внутриметодической учебы должна
совершенствоваться, оставаясь одной из основных,
поскольку позволяет наиболее мобильно
откликаться на потребности учителя.
В положении об организации
деятельности групп оговорили основные функции
работы проектной группы:
Мы убедились и в необходимости
скрупулезного отслеживания степени реализации
заявленного метода, разработали критерии
анализа урока, на котором учитель предъявляет
свой опыт по данной методике.
Скажем, на занятии с применением
технологии развития критического мышления
должны быть созданы условия, при которых
учащийся имел бы возможность самостоятельно
работать, задавать себе и другим вопросы,
обосновывать и обсуждать появившиеся идеи,
осуществлять рефлексию своего труда и
деятельности своих одноклассников. Учитель
должен выстроить структуру урока соответственно
трем стадиям: вызова, осмысления, рефлексии.
Занятие с использованием проектного
метода предполагает дифференциацию видов
проектов: практико-ориентированный,
исследовательский, информационный, творческий,
ролевой. Должны быть очевидными особые
методические приемы: широкое использование
дискуссий, ролевых игр, моделирование.
Еще анализ деятельности групп показал,
что апробируемые нами технологии специфичны, но
в то же время имеют много точек пересечения. При
осуществлении деятельностного метода
необходимо реализовать этап построения проекта,
в ходе которого организуется коммуникативное
взаимодействие, направленное на приобретение
недостающих знаний. Завершается занятие, как и
урок развития критического мышления, рефлексией:
учащиеся оценивают собственную работу на уроке,
фиксируются затруднения, с тем чтобы
сконструировать будущую учебную деятельность.
В силу того что гимназия переживает
период создания информационной среды,
использование ИКТ находит среди учителей самое
широкое применение и освоение в рамках
практически всех методов и технологий.
Отслеживание степени эффективности
задействования информационных технологий также
является одной из насущных задач, решение
которой, безусловно, будет способствовать росту
профессионализма учителя.
Его совершенствование всегда будет
важным аспектом в комплексе проблем, стоящих
перед образовательным учреждением. И если школа
в состоянии анализировать степень потребностей
своих сотрудников, а тем более создавать условия
для личностного роста именно в том направлении, в
котором она сама развивается, если ставятся и
разрешаются вопросы непрерывного образования,
значит, она находится на пути предоставления
современного уровня образования.
Людмила ШЕСТЕРИКОВА,
заместитель директора
по УВР,
гимназия «Мариинская»,
г. Таганрог
Положение о деятельности
творческих групп * педагогов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет
цель, задачи, права, функциональные обязанности
членов творческих групп по разработке
программных документов в рамках программы
развития гимназии и по освоению и апробации
инновационных педагогических технологий.
1.2. Творческие группы своей деятельностью
руководствуются Законом РФ «Об образовании»,
Типовым положением об общеобразовательном
учреждении, уставом МОУ гимназии «Мариинская»,
локально-нормативными правовыми актами.
1.3. Руководителями творческих групп являются
наиболее компетентные в данном вопросе члены
педагогического коллектива: представители
администрации, руководители предметных
методических объединений, учителя высшей
категории.
1.4. В состав творческих групп на добровольных
началах входят наиболее креативные
представители педагогического коллектива
гимназии.
1.5. Персональный состав творческой группы
утверждается директором гимназии.
2. Цель и задачи деятельности групп
2.1. Целью творческих групп является
разработка новых редакций существующих
программных документов на период до 2009-го года,
локальных актов; наработка положительного опыта
в области освоения и внедрения инновационных
педагогических технологий.
2.2. Задачами творческих групп являются:
анализ степени реализации
подпрограмм «Одаренные дети», «Правовое
образование», «Культурологическое образование»,
«Выбор», «Здоровый ребенок», «Формирование
единого информационного пространства»;
определение генеральных линий
реализации новых редакций подпрограмм;
подготовка и обсуждение текстов
программ;
представление новых редакций на
методическом совете гимназии;
организация деятельности по
реализации данных подпрограмм в рамках
программы развития гимназии;
анализ уровня внедрения
информационных технологий в учебный процесс;
распространение опыта внедрения в
педагогическую практику деятельностного,
проектного методов, метода критического
мышления; информационных технологий в разных
предметных областях.
3. Организация деятельности творческой
группы
3.1. Работа группы осуществляется в
соответствии с планом работы, утвержденным
заместителями директора по научной или
методической работе.
3.2. Рабочие совещания проводятся руководителями
групп на протяжении всего периода деятельности
группы.
3.3. Итоги работы творческих групп
рассматриваются на заседании методического
совета, утверждаются педагогическим советом.
4. Права и обязанности членов
творческой группы
4.1. Члены творческой группы имеют
право:
– проводить мониторинг хода реализации
разработанных программ или эффективности
применения инновационных методов обучения;
– разрабатывать локальные нормативно-правовые
акты, обеспечивающие деятельность творческой
группы;
– разрабатывать и давать рекомендации по
реализации программы развития гимназии, по
организации инновационной и экспериментальной
деятельности образовательного учреждения;
– получать моральные и материальные поощрения в
соответствии с объемом и качеством проделанной
работы.
4.2. Каждый член творческой группы
обязан:
– участвовать в подготовке и проведении
мероприятий (круглых столов, методических
совещаний, заседаний педагогического совета,
открытых уроков), посвященных разработке и
реализации программ и внедрению инновационных
методов обучения;
– точно и своевременно выполнять полученные от
руководителя творческой группы задания;
– принимать активное участие в разработке
программных документов, локальных нормативных
актов, обеспечивающих осуществление решаемых
задач;
– вести работу по избранному направлению,
отслеживать и анализировать ее результаты;
– повышать свою профессиональную
компетентность на курсах повышения квалификации
и в ходе внутригимназической методической
работы.
______________
* Помимо творческих
групп, работающих над внедрением инноваций, в
гимназии действуют и проблемные группы. Они
занимаются разработкой подпрограмм к программе
развития, и в положении также оговариваются
условия для их работы. |
|