Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2008

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Повышение квалификации

Им бы понедельники взять и удлинить

Школа как центр непрерывного образования учителя

Школы России уже давно не похожи друг на друга. Они получили возможность учитывать свое местоположение и финансовое состояние, ориентироваться на запросы времени и потребности родителей... В таких условиях теперь и повышение квалификации не требуется единое для всех. К сожалению, государственная система не в состоянии быстро подстроиться под многочисленные узконаправленные желания образовательных учреждений. Гораздо более гибкими в этом отношении могут стать сами ОУ, взявшиеся самостоятельно повышать профессиональное мастерство сотрудников внутри собственной школы.

Сами себе хозяева

В гимназии № 271 Красносельского района г. Санкт-Петербурга * внимание к подготовке педагогических кадров стоит на первом месте. Понимание того, что реализация всего задуманного в программе развития невозможна без грамотного учителя и постоянного его совершенствования в профессии, привели к созданию системы повышения учительского мастерства прямо в школьных стенах.

Почему не ограничились всем известными способами, ведь педагогу любого ОУ предлагается заниматься самообразованием, учиться в институтах усовершенствования учителей, научно-методических центрах, других учреждениях постдипломного образования? И все-таки использовать ресурсы в своей школе администрации кажется предпочтительнее, так как она вольна распоряжаться содержанием учебной программы.

Основывается гимназическая система на ряде принципов.

Первый из них является одновременно и девизом: учитель до тех пор остается учителем, пока он учится. А сегодня учиться его призывает сама жизнь, постоянно предъявляющая новые и новые требования.

Второй принцип – обучение всего педагогического коллектива. Так как от мастерства каждого учителя зависит реализация программы развития целого ОУ, то администрация любой школы заинтересована в повышении квалификации каждого преподавателя.

Дифференцированность в обучении кадров – третий принцип. В зависимости от того, что диктует программа развития и учительский состав, во время учебы люди могут быть разделены на группы по уровню квалификации, предметным кафедрам, творческим группам, для которых предполагаются разные уровни обучения и специализированные программы.

Четвертый принцип – системность. Обучение не должно носить случайный характер. Коллективу нужно понимать, как организован процесс и что за ним последует.

Наконец, учитель должен видеть перспективы роста профессионального мастерства, чтобы была потребность учиться. Будет ли это повышение конкурентоспособности, поможет легче пройти аттестацию или позволит самоутвердиться, почувствовав себя востребованным профессионалом,  – педагогу, как и его ученикам, требуется мотивация.

Прыгаем выше головы

Система повышения квалификации прошла в гимназии определенные этапы формирования. Возможно, в них узнают себя и другие учебные заведения.

«Построение начинается с выделения проблемы, затрагивающей весь педколллектив, – рассказывает заместитель директора гимназии по методической и опытно-экспериментальной работе Валентина Стацунова. – Ведь учитель только тогда воспримет ее как собственную, если она прошла через ум и сердце.

Когда проблема определена, необходимо провести диагностику готовности к усвоению программы повышения квалификации и дальнейшему обучениию, чтобы разделить педагогов на группы.

В первую группу включаются учителя, которые не имеют квалификационной категории. С ними работать легко. Это, как правило, молодые люди, у них есть стремление к профессиональному совершенствованию и конкретные перспективы роста. Они охотно учатся в НМЦ, АППО, ОУ, на различных курсах, занимаются самообразованием.

Во второй группе – сотрудники с уже достаточным опытом работы, обладатели первой и второй категорий. Им тоже есть куда расти.

Третья группа – многочисленная, так как в педагогических коллективах значительной части учителей уже присвоена высшая квалификационная категория. Не всегда, конечно, но находится ряд педагогов, считающих, что многое ими достигнуто, а «выше головы не прыгнешь». Такой группе самодостаточных работников очень сложно доказать их индивидуальную пользу от учебы».

А также…

В гимназии работает 190 высокопрофессиональных сотрудников. Из них:

  • 3 учителя имеют звание «Заслуженный учитель РФ», 4 – кандидата педагогических наук, 6 учителей с высшей квалификационной категорией, 43 – с первой и 22 – со второй категориями;

  • 54 человека отмечены государственными и отраслевыми наградами, 2 – знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга»;

  • 5 педагогов гимназии являются победителями конкурса «Лучший учитель» нацпроекта.

Педагогический коллектив:

  • награжден дипломом «Знак качества образования»;

  • является победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО;

  • награжден дипломом победителя городского смотра-конкурса на лучшее образовательное учреждение по пропаганде здорового образа жизни.

Система обучения

По завершении диагностики следует этап знакомства с теорией проблемы, а затем приступают к практическому обучению.

Система включает в себя лекции, семинары, консультации и уроки-лаборатории. Состоящий из них учебный цикл действует с сентября по май.

Занятиям отдан каждый понедельник. «Никому из учителей не рекомендуется занимать вторую половину этого дня кружковой работой, дополнительными занятиями, спецкурсами», – говорит Валентина Михайловна.

Первый понедельник месяца отдан под лекции. Это методологическая основа внутригимназического ПК. На них слушатели знакомятся с теоретической частью.

Вторая и третья недели – технологическая основа: семинары и индивидуальные консультации соответственно. Семинар тесно связан с темой лекции, здесь материал изучают с практической точки зрения. В третий же понедельник, на консультации, восполняются проблемы в знаниях, оставшиеся после лекций и семинаров. Также желающие могут углубиться в изучаемую проблему.

Все вышеназванные мероприятия проводят научные руководители гимназии.

Кроме того, на индивидуальных консультациях идет подготовка к урокам-лабораториям, проходящим каждый четвертый понедельник месяца (организуют их учителя с помощью научных руководителей). Это не обычные открытые уроки, где учитель демонстрирует свое профессиональное мастерство. Уроки-лаборатории готовятся и анализируются, исходя из изучаемой проблемы. На них идет обучение педагогов практическому внедрению идей, которые они получили на теоретической части, происходит критическое осмысление опыта работы. После каждого такого урока дававший его учитель проводит самоанализ перед присутствующими с расстановкой акцентов на наиболее важных вещах.

Подобные циклы повторяются в течение девяти учебных месяцев. А заканчивается обучение ежегодной конференцией в июне. Проводят ее научные руководители, администрация и учителя. На конференции подводятся итоги за учебный год, анализируются плюсы и минусы хода повышения квалификации. Также вырабатываются рекомендации на следующий учебный год, и в августе на педсовете они принимаются как задачи на очередной учебный период.

Немаловажный момент – этап педагогического приобщения к идее. Он идет параллельно со всеми остальными этапами ПК.

Как видно из описания системы обучения, значительная ее часть выполняется с участием научного руководителя. Роль научного руководства в гимназии чрезвычайна велика. «Без него, я думаю, в любом ОУ внедрять инновационные идеи очень сложно, – считает Валентина Стацунова. – Научные руководители могут и предлагать педагогические идеи, и давать научное обоснование проблемы (что педагогу-практику сделать довольно сложно); они совместно с администрацией планируют работу по воплощению идей, проводят диагностику результатов, сопровождают педагогический процесс в ОУ».

Девиз педагогов гимназии – учитель до тех пор остается учителем, пока он учится.

«Я могу!»

Все это делается во имя учителя. И процесс обучения дает гимназии педагога, который постоянно совершенствует свой методический и научный уровень. Именно научный: дело в том, что многие учителя гимназии в ходе повышения квалификации становятся авторами и соавторами научных разработок, готовят публикации. И сегодня в 271-ой действуют не методические объединения, а предметные кафедры, которые отличаются от методобъединений как раз научным характером работы членов кафедр.

Благодаря данной системе ПК учитель гимназии:

· умеет учитывать мнения всех участников образовательного процесса – всех, а не одних коллег;

· критически относится к собственному педагогическому уровню. Во время обсуждения уроков-лабораторий, когда демонстрируются полученные знания и умения, учителя волей-неволей критически смотрят на себя со стороны, учатся видеть ошибки, недостатки и узнают перспективы дальнейшего обучения.

· способен обобщить и передать свой опыт работы и опыт работы образовательного учреждения по определенным проблемам. Известно, как сложно учителям сделать это. Они с удовольствием учат детей, но когда встает вопрос представить опыт на каком-либо уровне, то сразу отнекиваются: только не это. Но если научились, то повышается его самооценка и отныне на просьбу звучат другие слова: я могу.

На сегодняшний день таких учителей в гимназии большинство. Многие переросли рамки школы – они делятся опытом в других ОУ района. И так сформировалось, что в течение нескольких лет гимназия уже выступает районным учебно-методическим центром по одной из проблем.

Школьные будни

Разобравшись с тем, как серьезно учителя подходят к повышению своего профессионального мастерства, интересно узнать, что представляет собой гимназия в целом.

Образовательную программу, к примеру, отличает обучение детей французскому языку со 2-го класса, английскому – с 6-го. Преподавание информатики начинается с 5-го класса.
Составной частью образовательной программы является музыкальное образование учащихся, игра на фортепиано, баяне, аккордеоне, скрипке, флейте, а также вокал.
В гимназии оборудованы 4 компьютерных класса, 2 библиотеки с 2-мя читальными залами, создана медиатека.
Общий книжный фонд составляет более 35-ти тыс. экземпляров.
В целях предпрофильной и профильной подготовки учащихся 8–11-х классов в системе дополнительного образования организовано 58 спецкурсов по 5-ти направлениям: гуманитарному, техническому, экономическому, естественно-научному, музыкальному.
В гимназии успешно работает гимназическое научное общество, ведется исследовательская деятельность старшеклассников, организуются гимназические научные чтения. Ежегодно учащиеся проходят итоговую аттестацию в форме защиты выпускной исследовательской работы. Гимназисты – постоянные победители районных, городских и международных олимпиад.
При гимназии создан Центр дополнительного образования, в секциях и кружках которого занимаются более 800 детей.
Разнообразные и многочисленные формы внеурочной деятельности ориентированы на всестороннее развитие. Это и хор, и ансамбль «Реверанс», и студия декоративно-прикладного и изобразительного искусства, и ансамбли баянистов-аккордеонистов, скрипачей и др.

Инна АЛЕЙНИКОВА

______________

* Гимназия – активный участник Четвертой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Учитель в России: вчера, сегодня, завтра», г. Санкт-Петербург.

Рейтинг@Mail.ru