Как мы выстраиваем систему
профильного обучения
Ирина Михайловна ЛИТВИНЕНКО,
замдиректора по НМР
Начиная с 2006 года наша гимназия
постепенно переходит к профильному обучению.
Хотя де-факто эта работа велась в ОУ гораздо
раньше, примерно с 1991 г. В частности, в старшей
школе существовали юридическое и гуманитарное
направления.
Юридический класс готовил учащихся для
поступления в Школу милиции и на юридический
факультет ОмГУ, а гуманитарный тесно сотрудничал
с филологическим факультетом ОмГУ. До 2006 г. в
гимназии существовала и система модульного
обучения, позволяющая ребятам выбрать предметы
для расширенного и углубленного изучения. Все
это частично решало задачу профильности…
В 2004/2005 уч.г. (до введения нового этапа
профильного обучения) была проведена
подготовительная стадия профилизации
образовательного пространства на старшей
ступени.
А в 2005/2006 уч.г. мы в основном сформировали
профили. Эта ступень включала следующие шаги:
расширенное заседание совета
гимназии и попечительского совета по внедрению
профильного обучения в ОУ на старшей ступени;
семинары с целью теоретического
ознакомления с концепцией профильного обучения,
которые проводили специалисты центра повышения
квалифакации профессорско-преподавательского
состава ОмГПУ;
информационная кампания среди
учащихся и родителей, включающая ознакомление с
принципами и возможностями профильного
обучения;
опрос учащихся и родителей о
планируемом профессиональном выборе, об
определяемом ими запросе на изучение
общеобразовательных предметов и дополнительных
курсов;
методический день, в рамках которого
был проведен SWOT-анализ (первичный
стратегический), давший членам творческих групп
возможность разобрать сильные и слабые стороны
гимназии, предусмотреть потенциальные угрозы на
период введения профильного обучения;
методический день, целью которого
было определение допустимых профилей на основе
анализа сильных и слабых сторон, социального
заказа родителей, интересов и склонностей
учащихся, наличие необходимых кадров (повышение
квалификации по профильному обучению, наличие
высшей категории), материальной базы и т.д.;
предварительное формирование
профилей, востребованных будущими
десятиклассниками (на основе группировки
одинаковых и близких выборов по результатам
опроса учащихся и родителей; оценки учителями
девятиклассников, которые выполняли роль
«внешней» экспертизы выбора учащимися профиля и
носили рекомендательный характер);
заседания кафедр с целью определения
технологического и программно-методического
обеспечения профилирующих и непрофилирующих
предметов (учебники, программы, дидактические
материалы, методические пособия и т.п.;
экспертиза основных и элективных программ в
переходный период);
педагогический совет гимназии по
проблемам внедрения профильного обучения и
уточнения профилей;
формирование варианта учебного плана
с учетом запросов учащихся и возможностей
гимназии;
организация PR-кампании (дни открытых
дверей для учащихся и родителей, знакомство с
вариантами учебного плана, демонстрация
имеющихся на старшей ступени возможностей,
представление будущих преподавателей
профильных классов, презентации ими концепции
профильных предметов, элективных курсов и др.).
На завершающем этапе мы составили
программу внедрения профильного образования.
Она предполагала проведение следующих
мероприятий:
подготовка локальных актов ОУ: о
портфолио учащихся; об элективных курсах; об
организации психолого-педагогического
сопровождения профильного обучения;
повышение квалификации педагогов и
администрации гимназии по предпрофильной
подготовке и профильному обучению;
построение программно-методического
сопровождения предпрофильной подготовки и
профильного обучения;
поисково-творческая деятельность
педагогов гимназии по разработке актуальных
проблем предпрофильной подготовки и профильного
обучения;
создание банка данных по проблемам
предпрофильной подготовки и профильного
обучения;
создание диагностической базы
мониторинга предпрофильной подготовки и
профильного обучения;
подготовка дидактического и
раздаточного материала, мультимедийных
презентаций для сопровождения элективных
курсов, профильных предметов;
компьютеризация образовательного
процесса;
модернизация кабинетов информатики,
русского языка и литературы, истории,
иностранного языка, математики, физики
современными ТСО и учебно-дидактическими
материалами;
пополнение библиотечного фонда:
приобретение учебников, в т.ч. профильных;
программ общеобразовательных и элективных
курсов; научно-популярной литературы по основным
профилям обучения; периодических изданий по
проблеме предпрофильной подготовки и
профильного обучения;
психолого-педагогическое
сопровождение предпрофильной переподготовки и
профильного обучения.
Изучив спрос на образовательные
услуги наших школьников и их родителей и данные
поступления учащихся в вузы, в соответствии с
особенностями образовательной модели нашей
гимназии (модель социально ориентированного
гимназического образования), мы остановились на
организации профильного обучения
социально-гуманитарного,
социально-экономического и
информационно-технологического направлений.
Перед тем, как наши гимназисты
выбирают для себя направление профильного
обучения, они проходят предпрофильную
подготовку в 9-х классах. При этом региональный
компонент в них представлен предметом
«Психология», а часы гимназического компонента
отданы под элективный курс «Твоя
профессиональная карьера».
Модель содержания образования
профильных 10–11-х классов представляет собой
следующую структуру:
– предметы базового компонента,
изучаемые на уровне образовательных стандартов;
– профильные предметы, создающие
условия для освоения повышенного уровня
содержания образования в выбранном направлении
профилизации (образовательные стандарты
профильных предметов);
– элективные курсы, обязательные по
выбору.
Программы элективных курсов включают
в себя расширение (углубление) отдельных тем
(разделов) профильных программ либо содействуют
развитию познавательного интереса учащихся,
расширению их кругозора. Часы гимназического
компонента используются также для организации
учебной практики, проектной и исследовательской
деятельности учащихся.
Кроме того, на протяжении двух
последних лет гимназия сотрудничает с Центром
активных методов обучения, который внедряет
инновационные проекты для старшеклассников. Они
помогают учащемуся и его родителям получить
объективную комплексную оценку и
скорректировать собственные цели в соответствии
с возможной будущей профессией. |