Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2008

ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ: ГИМНАЗИЯ № 12, г. ОМСК

Какие подходы используются на уроках истории и обществознания

Галина Владимировна СУРКОВА,

учитель истории и обществознания

 

 

Сегодняшнее историческое и обществоведческое образование по-прежнему знаниецентрично. Оно обращено скорее к освоению теоретического материала, нежели к применению полученных сведений на практике. Поэтому столь велика потребность в таких учебно-методических материалах, которые позволяют реализовать компетентностный подход в обучении.

Коммуникативная компетентность является одной из ключевых. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своего труда, правильно вести документацию – все это необходимо в мобильном, быстро меняющемся мире.

В составе данной компетентности выделяются разного рода умения и навыки, которые можно объединить в две группы, соответствующие формам коммуникации: устной (дискуссии, доклады, презентации) и письменной (чтение, понимание и написание различного рода текстов).

Для развития отдельных форм коммуникаций у нас в гимназии разработаны специальные памятки: правила подготовки выступлений, докладов, презентаций и т.д., а также критерии оценивания устной и письменной коммуникации.

Устная коммуникация предполагает следующие умения и навыки:

1. Способность участвовать в обсуждении и дискуссии.

Объясняя гимназистам задачи дискуссии, мы акцентируем их внимание на том, что они должны научиться поддерживать ее адекватно поставленным целям и задачам, учитывать особенности речи своих одноклассников, стимулировать окружающих к эффективному участию в разговоре.

Правила ведения дискуссии:

– не допускать выпадов против личности;

– высказываться четко, кратко и по теме обсуждения;

– дать возможность выступить всем желающим, уважительно относиться к любой точке зрения;

– внимательно слушать друг друга, не говорить одновременно;

– не допускать излишнюю эмоциональность;

– не повторяться, выдвигать новые идеи и информацию;

– анализировать разные точки зрения.

Критерии оценивания дискуссии:

– точность аргументов и контраргументов;

– четкость выражения мыслей;

– логичность;

– умение выделить главное;

– определение сути проблемы;

– яркость выступления и образность речи;

– грамотность изложения;

– аргументированность и убедительность выводов.

2. Умение готовить доклады и выступления.

В процессе подготовки выступления мы учим детей использовать язык в соответствии с ситуацией, структурировать сообщение, чтобы слушателям была понятна логика изложения, применять графические изображения для иллюстрации основной мысли.

Правила подготовки устного выступления:

– необычное начало;

– обращение с вопросами к аудитории в ходе выступления;

– актуализация собственного опыта слушателей;

– обращение к слушателям по имени;

– провокация (необычное заявление, действие или вопрос);

– включение слушателей в практическую деятельность (например, в игровую);

– изменение тональности голоса;

– использование средств визуализации (схемы, плакаты, слайды, раздаточный материал).

Критерии оценивания докладов и выступлений:

– обоснование основных положений работы;

– свободное владение материалом;

– умение отвечать на вопросы;

– яркость выступления и образность речи;

– оригинальность изложения;

– культура цитирования;

– иллюстративность и наглядность изложения;

– аргументированность и убедительность выводов.

3. Умение готовить и выступать с презентацией.

Подготовка презентации – внятной и интересной – особое искусство. Мы акцентируем внимание ребят на том, что в ней должны приводиться аргументы, использоваться язык и стиль речи, подходящие предмету обсуждения, применяться различные техники для привлечения внимания слушателей.

Правила подготовки презентации:

– необходимо соблюдать единый стиль оформления;

– вспомогательная информация не должна преобладать над основной;

– для фона следует выбирать более холодные тона;

– на одном слайде лучше всего использовать не более трех цветов (один для фона, один для заголовков, один для текста);

– для фона и текста необходимо употреблять контрастные цвета;

– следует помнить о возможностях компьютерной анимации (но эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации);

– сведения представлять кратко и содержательно;

– текст на слайде предпочтительнее располагать горизонтально и наиболее важную информацию помещать в центре экрана;

– нельзя смешивать различные типы шрифтов и злоупотреблять прописными буквами;

– для выделения сути следует применять жирный шрифт, курсив или подчеркивание;

– необходимо использовать рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов;

– не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации;

– для обеспечения разнообразия следует варьировать разные типы слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами.

Критерии оценивания презентации:

– наличие единого стиля оформления;

– показ слайдов в логической последовательности;

– использование дополнительных эффектов: звук, графика, анимация, смена слайдов;

– обоснованность вставки графиков, диаграмм, схем, таблиц;

– представление информации кратко и содержательно;

– наличие выводов и библиографии;

– грамотность.

Письменная коммуникация предполагает следующие умения и навыки:

1.Чтение и получение информации.

Мы полагаем, что это едва ли не самое важное умение для сегодняшних выпускников: просматривать объемные материалы для вычленения необходимой информации, использовать дополнительную литературу для понимания причинно-следственных связей и т.д.

Поэтому свои уроки мы строим с учетом развития именно этих навыков.

Правила работы с понятиями:

– уметь выделять понятие из письменного текста или устной речи;

– учиться квалифицировать понятия по степени значимости и тематике;

– находить общее и отличное в разных определениях одного и того же термина;

– уметь сравнивать понятия между собой;

– подбирать одноуровневые термины;

– составлять небольшие тексты, затрагивая рассматриваемое понятие, рассказывать о той или иной проблеме с его использованием.

Анализ документов:

– общие сведения (автор, название, выходные данные);

– вид документа;

– социально-экономическая, политическая или историческая обстановка;

– адресат;

– цели и задачи документа;

– факты;

– основные понятия;

– затронутые проблемы;

– основные идеи (выводы, главные мысли);

– вопросы к документу или автору;

– система ценностей (или идеология), отраженная в документе;

– стилистические особенности;

– уровень эмоциональности;

– сравнения с другими документами;

– основные части документа;

– социально-экономическое, политическое или историческое значение.

2. Написание текстов различного уровня.

Ученику необходимо научиться выбирать и использовать форму и стиль письма, организовывать и логически упорядочивать текст.

Правила подготовки письменных работ:

– определение проблемы и гипотезы работы;

– формулировка темы, объекта и предмета;

– поиск и извлечение необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа;

– постановка диагностируемой цели и поиск путей ее реализации через фиксирование задач;

– отбор методов работы;

– сбор материала по теме с использованием выбранных методик;

– первичный анализ и интерпретация информации;

– формулировка результатов работы в виде конкретных выводов;

– аргументация собственных суждений;

– анализ полученного результата;

– оформление и определение перспективы дальнейшей работы.

Критерии оценивания письменных работ:

– соответствие содержания тематике и целям работы;

– полнота и глубина раскрытия темы;

– самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме;

– достоверность и целесообразность включения исторических фактов, литературных и архивных источников;

– соблюдение общих требований к исследовательским работам (наличие гипотезы, системы доказательств, аргументов, примеров, выводы, перспективы разработки темы, практическая значимость);

– новизна, оригинальность и актуальность работы, важность рассматриваемых проблем;

– яркость, непротиворечивость, обоснованность изложения;

– грамотность;

– аргументированность и убедительность выводов.

Коммуникативная компетентность формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации занятий школьников.

Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность:

– возрастает объем осваиваемого материала и глубина его понимания;

– растет познавательная активность и творческая самостоятельность ребят;

– ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

– меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплоченность, при этом само- и взаимоуважение растет одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;

– ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, актуализируются гуманистические мотивы общения;

– учитель получает возможность индивидуализировать обучение, анализировать и корректировать полученный результат.

Способы отслеживания развития коммуникативной компетентности:

– наблюдение за учащимися и заполнение карты наблюдений;

– выступление детей на различных массовых мероприятиях (конференции, чтения, конкурсы, марафоны и т.д.);

– тестирование по методике выявления коммуникативных склонностей учащихся;

– рефлексия по итогам работы.

Рейтинг@Mail.ru