Какие подходы используются
на уроках истории и обществознания
Галина Владимировна СУРКОВА,
учитель истории и обществознания
Сегодняшнее историческое и
обществоведческое образование по-прежнему
знаниецентрично. Оно обращено скорее к освоению
теоретического материала, нежели к применению
полученных сведений на практике. Поэтому столь
велика потребность в таких учебно-методических
материалах, которые позволяют реализовать
компетентностный подход в обучении.
Коммуникативная компетентность
является одной из ключевых. Умение работать в
команде, продуктивно разрешать конфликтные
ситуации, публично представлять результаты
своего труда, правильно вести документацию –
все это необходимо в мобильном, быстро
меняющемся мире.
В составе данной компетентности
выделяются разного рода умения и навыки, которые
можно объединить в две группы, соответствующие
формам коммуникации: устной (дискуссии, доклады,
презентации) и письменной (чтение, понимание и
написание различного рода текстов).
Для развития отдельных форм
коммуникаций у нас в гимназии разработаны
специальные памятки: правила подготовки
выступлений, докладов, презентаций и т.д., а также
критерии оценивания устной и письменной
коммуникации.
Устная коммуникация предполагает
следующие умения и навыки:
1. Способность участвовать в
обсуждении и дискуссии.
Объясняя гимназистам задачи
дискуссии, мы акцентируем их внимание на том, что
они должны научиться поддерживать ее адекватно
поставленным целям и задачам, учитывать
особенности речи своих одноклассников,
стимулировать окружающих к эффективному участию
в разговоре.
Правила ведения дискуссии:
– не допускать выпадов против личности;
– высказываться четко, кратко и по
теме обсуждения;
– дать возможность выступить всем
желающим, уважительно относиться к любой точке
зрения;
– внимательно слушать друг друга, не
говорить одновременно;
– не допускать излишнюю
эмоциональность;
– не повторяться, выдвигать новые идеи
и информацию;
– анализировать разные точки зрения.
Критерии оценивания дискуссии:
– точность аргументов и
контраргументов;
– четкость выражения мыслей;
– логичность;
– умение выделить главное;
– определение сути проблемы;
– яркость выступления и образность
речи;
– грамотность изложения;
– аргументированность и убедительность
выводов.
2. Умение готовить доклады и
выступления.
В процессе подготовки выступления мы
учим детей использовать язык в соответствии с
ситуацией, структурировать сообщение, чтобы
слушателям была понятна логика изложения,
применять графические изображения для
иллюстрации основной мысли.
Правила подготовки устного
выступления:
– необычное начало;
– обращение с вопросами к аудитории в
ходе выступления;
– актуализация собственного опыта
слушателей;
– обращение к слушателям по имени;
– провокация (необычное заявление,
действие или вопрос);
– включение слушателей в практическую
деятельность (например, в игровую);
– изменение тональности голоса;
– использование средств визуализации
(схемы, плакаты, слайды, раздаточный материал).
Критерии оценивания докладов и
выступлений:
– обоснование основных положений
работы;
– свободное владение материалом;
– умение отвечать на вопросы;
– яркость выступления и образность
речи;
– оригинальность изложения;
– культура цитирования;
– иллюстративность и наглядность
изложения;
– аргументированность и
убедительность выводов.
3. Умение готовить и выступать с
презентацией.
Подготовка презентации – внятной и
интересной – особое искусство. Мы акцентируем
внимание ребят на том, что в ней должны
приводиться аргументы, использоваться язык и
стиль речи, подходящие предмету обсуждения,
применяться различные техники для привлечения
внимания слушателей.
Правила подготовки презентации:
– необходимо соблюдать единый стиль
оформления;
– вспомогательная информация не
должна преобладать над основной;
– для фона следует выбирать более
холодные тона;
– на одном слайде лучше всего
использовать не более трех цветов (один для фона,
один для заголовков, один для текста);
– для фона и текста необходимо
употреблять контрастные цвета;
– следует помнить о возможностях
компьютерной анимации (но эффекты не должны
отвлекать внимание от содержания информации);
– сведения представлять кратко и
содержательно;
– текст на слайде предпочтительнее
располагать горизонтально и наиболее важную
информацию помещать в центре экрана;
– нельзя смешивать различные типы
шрифтов и злоупотреблять прописными буквами;
– для выделения сути следует
применять жирный шрифт, курсив или
подчеркивание;
– необходимо использовать рисунки,
диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных
фактов;
– не стоит заполнять один слайд
слишком большим объемом информации;
– для обеспечения разнообразия
следует варьировать разные типы слайдов: с
текстом, таблицами, диаграммами.
Критерии оценивания презентации:
– наличие единого стиля оформления;
– показ слайдов в логической
последовательности;
– использование дополнительных
эффектов: звук, графика, анимация, смена слайдов;
– обоснованность вставки
графиков, диаграмм, схем, таблиц;
– представление информации кратко и
содержательно;
– наличие выводов и библиографии;
– грамотность.
Письменная коммуникация
предполагает следующие умения и навыки:
1.Чтение и получение информации.
Мы полагаем, что это едва ли не самое
важное умение для сегодняшних выпускников:
просматривать объемные материалы для вычленения
необходимой информации, использовать
дополнительную литературу для понимания
причинно-следственных связей и т.д.
Поэтому свои уроки мы строим с учетом
развития именно этих навыков.
Правила работы с понятиями:
– уметь выделять понятие из
письменного текста или устной речи;
– учиться квалифицировать понятия по
степени значимости и тематике;
– находить общее и отличное в разных
определениях одного и того же термина;
– уметь сравнивать понятия между
собой;
– подбирать одноуровневые термины;
– составлять небольшие тексты,
затрагивая рассматриваемое понятие,
рассказывать о той или иной проблеме с его
использованием.
Анализ документов:
– общие сведения (автор, название,
выходные данные);
– вид документа;
– социально-экономическая,
политическая или историческая обстановка;
– адресат;
– цели и задачи документа;
– факты;
– основные понятия;
– затронутые проблемы;
– основные идеи (выводы, главные
мысли);
– вопросы к документу или автору;
– система ценностей (или идеология),
отраженная в документе;
– стилистические особенности;
– уровень эмоциональности;
– сравнения с другими документами;
– основные части документа;
– социально-экономическое,
политическое или историческое значение.
2. Написание текстов различного
уровня.
Ученику необходимо научиться выбирать
и использовать форму и стиль письма,
организовывать и логически упорядочивать текст.
Правила подготовки письменных
работ:
– определение проблемы и гипотезы
работы;
– формулировка темы, объекта и
предмета;
– поиск и извлечение необходимой
информации по заданной теме в источниках разного
типа;
– постановка диагностируемой цели и
поиск путей ее реализации через фиксирование
задач;
– отбор методов работы;
– сбор материала по теме с
использованием выбранных методик;
– первичный анализ и интерпретация
информации;
– формулировка результатов работы в
виде конкретных выводов;
– аргументация собственных суждений;
– анализ полученного результата;
– оформление и определение
перспективы дальнейшей работы.
Критерии оценивания письменных
работ:
– соответствие содержания тематике и
целям работы;
– полнота и глубина раскрытия темы;
– самостоятельность суждений,
отражение личного отношения к теме;
– достоверность и целесообразность
включения исторических фактов, литературных и
архивных источников;
– соблюдение общих требований к
исследовательским работам (наличие гипотезы,
системы доказательств, аргументов, примеров,
выводы, перспективы разработки темы,
практическая значимость);
– новизна, оригинальность и
актуальность работы, важность рассматриваемых
проблем;
– яркость, непротиворечивость,
обоснованность изложения;
– грамотность;
– аргументированность и
убедительность выводов.
Коммуникативная компетентность
формируется в ходе индивидуальной и групповой
форм организации занятий школьников.
Сотрудничество детей в коллективе
оказывает положительное влияние на их
деятельность:
– возрастает объем осваиваемого
материала и глубина его понимания;
– растет познавательная активность и
творческая самостоятельность ребят;
– ученики получают большее
удовольствие от занятий, комфортней чувствуют
себя в школе;
– меняется характер взаимоотношений
между детьми; возрастает сплоченность, при этом
само- и взаимоуважение растет одновременно с
критичностью, способностью адекватно оценивать
свои и чужие возможности;
– ученики приобретают важнейшие
социальные навыки: такт, ответственность, умение
строить свое поведение с учетом позиций других
людей, актуализируются гуманистические мотивы
общения;
– учитель получает возможность
индивидуализировать обучение, анализировать и
корректировать полученный результат.
Способы отслеживания развития
коммуникативной компетентности:
– наблюдение за учащимися и
заполнение карты наблюдений;
– выступление детей на различных
массовых мероприятиях (конференции, чтения,
конкурсы, марафоны и т.д.);
– тестирование по методике выявления
коммуникативных склонностей учащихся;
– рефлексия по итогам работы. |