Защита диссертации
Долой неписаные правила
Согласно ст. 1 Федерального закона «О
высшем и послевузовском профессиональном
образовании» «Правовое регулирование отношений
в области высшего и послевузовского
профессионального образования осуществляется
настоящим Федеральным законом, другими
законными и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации…». Таким образом, правовые
взаимоотношения возникают у любого соискателя,
готовящегося участвовать в процедурах
присуждения ученой степени.
Продолжение. Начало см. в № 5, 7/2008
Итак, продолжаем анализировать
настоящее право и низвергать неписаные правила!
Для этого вновь обратимся к книге
Б.А. Райзберга «Диссертация и ученая степень»,
которую мы будем сличать с нормами официальных
подзаконных актов.
Обратимся к с. 73: «Запомните на всю
свою аспирантскую, соискательскую жизнь золотое
правило: «лучше отдакиваться, чем отнекиваться».
Соглашайтесь, и затем исподтишка, после
обсуждения, поправьте редакцию темы с учетом
ваших возможностей, знаний, опыта, желаний. В то
же время усвойте непреложную истину, что право
отстаивать собственное научное мнение вы,
возможно, приобретете после защиты диссертации.
А пока право на «истину в последней инстанции»
принадлежит не вам».
В анализе этого текста начнем с
последней фразы: «А пока право “на истину в
последней инстанции” принадлежит не вам».
Вообще-то право на истину принадлежит всем, кто
для себя ее определил. А «истина в последней
инстанции» бывает ложной и необоснованной.
Последняя инстанция для истины
соискателя – решение Высшей аттестационной
комиссии о выдаче диплома доктора наук, который
подтверждает официальное присвоение ученой
степени конкретному соискателю.
Согласно заключительному пункту 51
Положения о порядке присуждения ученых степеней
от 30 января 2002 г. № 74 с изменениями от 20 апреля
2006 г. № 227 «Решение о выдаче диплома, отказе в
выдаче дипломов, присуждении, лишении
(восстановлении) ученых степеней могут быть
обжалованы в судебном порядке».
О праве соискателя (аспиранта,
докторанта) ученой степени говорится и в пункте 47
вышеназванного документа: «На решение
диссертационных советов по вопросам присуждения
(восстановления) ученых степеней может быть
подана организациями, соискателями и другими
лицами не позднее 2-х месячного срока со дня
вынесения решения апелляция в диссертационный
совет по месту защиты диссертации и в Высшую
аттестационную комиссию». Таким образом,
последних инстанций несколько.
Теперь о другой фразе анализируемого
текста: «…право отстаивать собственное
научное мнение вы, возможно, приобретете после
защиты диссертации».
Доктор юридических наук, профессор,
завотделом Института законодательства и
сравнительного правоведения при Правительстве
РФ В.М. Сырых считает, что поскольку в
настоящее время федеральные законы,
устанавливающие ограничения прав граждан на
получение профессионального образования
отсутствуют, то нормативно-правовых оснований
для таких ограничений на сегодняшний день нет.
К тому же, cт. 2 Федерального закона «Об
Образовании» гласит:
«Государственная политика в области
образования основывается на следующих
принципах:
1. Гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного
развития личности. Воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам
и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье <…>.
5. Свобода и плюрализм в образовании.
6. Демократический,
государственно-общественный характер
управления образованием…».
Понятие «золотое правило», которое
субъективным опытом Б.А. Райзбрега предложено
в приведенном отрывке, скорее, его личная
установка на подобострастие, которое он
приветствует у своих подопечных.
С. 74.: «Как известно, в нашей
юрисдикции законным принято считать не то, что
вытекает из действующих законов, а то, что
утверждено вышестоящими инстанциями, органами,
начальством. Научный руководитель утверждается
приказом дирекции научной организации по
представлению аспирантуры».
В юриспруденции есть такое понятие как
«нормативно-правовой акт» и его виды. Оно
используется в качестве основной формы права в
странах с так называемым «писаным правом», к
которым относится и Россия. Характерные черты
нормативно-правовых актов определяются тем, что,
с одной стороны, они являются одним из источников
юридических норм, а с другой – разновидностью
правовых актов.
Существует особая иерархия в их
видовом различии, согласно которой подзаконные
нормативно-правовые акты основываются на законе
и не должны с ним расходиться.
В случае противоречия даже отдельных
пунктов подзаконного акта Конституции и
федеральным законам, на основании ст. 12
Гражданского кодекса можно выбрать и
определиться в способах защиты гражданских прав.
Среди довольно широкого перечня
выделим такой способ, как «признание
недействительным акта государственного органа
или органа местного самоуправления (тем более
локальный акт)…; самозащита прав…; неприменения
судом акта государственного органа или органа
местного самоуправления, противоречащего
закону…».
На с. 82 читаем: «И учтите, если
дотошный руководитель начнет вникать,
исправлять, заставлять переделывать, кому от
этого хуже будет? О такой глупости, как
жаловаться на своего научного руководителя по
поводу невнимания, и говорить не хочется. Это все
равно, что дуть против ветра».
С учетом существующих прав соискателя,
в частности, выбирать и оценивать того или иного
претендента на научного руководителя – хуже
никому не будет, если претендент на ученую
степень – личность целеустремленная, а не
безвольная. Наоборот, выиграет только
выстраиваемая им база научного доказательства.
Как раз этому и должны быть посвящены
технологии послевузовского образования –
обучению основам и практикам научного мышления.
Посмотрим теперь на с. 127: «С
докторской диссертацией дело обстоит сложнее. В
последние годы вошло в научный обычай негласное
правило ВАК, согласно которому защите
диссертации должна предшествовать публикация
монографии по теме диссертации объемом порядка 10
печатных листов и еще примерно 15 научных статей в
журналах, в книгах, сборниках научных работ,
сборниках докладов или тезисов докладов на
научных конференциях, семинарах».
Противопоставим этому «негласному
правилу» гласное. Обратимся к уже знакомому
«Положению о порядке присуждения ученых степей»,
п.11: «Основные научные результаты докторской
диссертации должны быть опубликованы в ведущих
рецензируемых научных журналах и изданиях.
Перечень указанных журналов и изданий
определяет ВАК.
К опубликованным работам, отражающим
основные научные результаты диссертации, приравниваются
(выделено мною. – Л.Б.) дипломы на открытия
и авторские свидетельства на изобретения,
выданные Государственным комитетом Совета
Министров СССР по делам изобретений и открытий,
патенты на изобретения; свидетельства на
полезную модель; патенты на промышленный
образец; программы для электронных
вычислительных машин; базы данных; топологии
интегральных микросхем, зарегистрированные в
установленном порядке; депонированные в
организациях государственной системы
научно-технической информации рукописи работ,
аннотированные в научных журналах; работы,
опубликованные в материалах всесоюзных,
всероссийских и международных конференций и
симпозиумов (выделено мною. – Л.Б.);
информационные карты на новые материалы,
включенные в государственный банк данных;
публикации в электронных научных изданиях,
зарегистрированных в Информрегистре в порядке,
согласованном с Высшей аттестационной
комиссией».
И где, скажите, пожалуйста, то самое
количество объема публикаций? В изменениях,
которые указаны в документе от 20 апреля
2006 г.? Для этого нужно хотеть и уметь
сравнивать нормативно-правововые документы
одного «порядка».
Перейдем к с. 129–130: «Возникают тонкие
организационные нюансы, о которых как-то
говорить не принято, хотя они реально существуют
и сказываются на процессе сотворения
диссертации. Например, как может диссертант
организовать своего научного руководителя,
диссертационный совет, принимающий работу к
защите, назначенных рецензентов работы? Ведь
всеми этими лицами диссертант не управляет. Он
может разве что просить».
Даже при том, что 3-е издание пособия
для соискателей «Диссертация и ученая степень»,
написанное Б.А. Райзбергом, было издано в 2003 г.
в период действия «Положения о диссертационном
совете (Приказ Минобразования РФ от 09.04.2002 № 1305),
«…тонкие организационные нюансы» все же
регулировались и тем подзаконным актом.
Однако сегодня они регулируются
Положением о совете по защите докторских и
кандидатских диссертаций согласно Приказу
Министерства образования и науки РФ от
9 января 2007 г. № 2.
Обратимся к п.1.1. «Настоящее Положение
о совете по защите докторских и кандидатских
диссертаций (далее – Положение) определяет порядок
формирования и организации работы совета по
защите докторских и кандидатских диссертаций (далее
– диссертационный совет, совет), соответствующие
права и обязанности организации, при которой
создается диссертационный совет».
Теперь процитируем п.1.2. «В своей
деятельности диссертационный совет
руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства
Российской Федерации, приказами Министерства
образования и науки Российской Федерации,
решениями Федеральной службы по надзору в сфере
образовании и науки (далее – Рособрнадзор),
решениями Высшей аттестационной комиссии
министерства образования и науки Российской
Федерации (далее – Высшая аттестационная
комиссия) и настоящим Положением».
Об ответственности диссертационного
совета, несмотря на то, что это орган
общественного собрания (п.1.5.), говорит п.1.4.
«Диссертационные советы несут
ответственность за качество и объективность
экспертизы диссертаций, за обоснованность
принимаемых решений и призваны обеспечивать
высокий уровень требований при определении
соответствия диссертаций критериям,
установленным Положением о порядке присуждения
ученых степеней, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 30 января 2002 г № 74
(Собрание законодательства РФ, 2202, № 6, ст. 580; 2003, №
33. ст. 3278; 2006, № 18, ст. 1997) (далее – Положение о
присуждении).
Этот вышеприведенный текст достоин
того, чтобы написать «Азбуку правового
регулирования различных этапов «созревания»
будущего ученого», основываясь даже на тех
документах, которые мною выделяются на страницах
газеты.
И в заключение сегодняшней встречи
посмотрим на с.140: «В принципе вы вправе не
только просить, но и настаивать, чтобы те, кому
положено, исполняли то, что положено делать. Но в
части процедур, связанных с организацией
оформления и защиты диссертации, в большинстве
аспирантур, диссертационных советов
устанавливались неписанные правила
«сталкивания» как можно большего числа таких
процедур на соискателя и его научного
руководителя».
Что касается «сталкивания как можно
большего числа процедур на соискателя и
руководителя», то, сколько я ни пыталась вычитать
где-либо такое «глубокое доверие» к личному
авторитету соискателя, нигде ни одной из
вмененной официально функции или обязанности их
выполнять вместе с членами совета я не нашла.
А вот у организационной группы
диссертационного совета, в которую входят
председатель, ученый секретарь и заведующий
отделом аспирантуры, докторантуры, как раз
обязанность обеспечения процедур представления
и защиты диссертации есть. О чем мы и поговорим в
следующих публикациях.
Любовь БОГОМОЛОВА, к.п.н.,
преподаватель кафедры культурологии и
эстетического образования МИОО
|