Карьера учителя
Инструмент профессионального
развития
Зарубежная практика работы с
портфолио педагога
В последние несколько лет
приоритетными для зарубежных специалистов в
сфере образования считаются программы «Плата за
качество» и «Профессиональное развитие». Обе
они предполагают использование портфолио
педагога для подтверждения профессионального
уровня и объема выполняемой работы, предъявления
личных достижений, а также демонстрации
прогресса и совершенствования *.
В портфолио учитель собирает
различные свидетельства своего
профессионального роста. Несмотря на то, что
жесткого стандарта здесь не существует, набор
материалов достаточно устойчив:
– педагогическая концепция;
– награды и сертификаты;
– тренинги и курсы;
– публикации;
– авторские либо коллективные программы;
– проекты и исследования;
– планы уроков;
– примеры заданий;
– достижения учеников;
– отзывы и оценки учеников, коллег,
администрации.
От традиционной для нашей школы папки,
представляемой при аттестации, этот набор
материалов отличается тем, что главное место в
нем отведено осмыслению своей деятельности
(педагогическая концепция или философия) и
рефлексивной позиции в целом.
Описывая пройденные тренинги,
приобретенные умения, учитель должен оценить,
как это «новое знание» реализуется в его
преподавании, сказывается на результатах
учеников. Представляя свои проекты, он
показывает, каким образом они работают на
стратегию школы и т.д.
С неформальной стороны педагога
обычно представляют отзывы детей, давая
возможность лучше понять его личность. В
приложении предъявляются разнообразные анкеты и
интервью. Там же размещены фото- и
видеоматериалы, подтверждающие отдельные
разделы портфолио.
Зарубежный опыт использования
профессионального портфолио педагога дает
основания для разработки модели, адекватной
условиям отечественной школы. Ниже представлен
подобный пример, который был предложен
участникам конкурса, проводимого в рамках
приоритетного национального проекта
«Образование», но является достаточно
универсальным для широкого применения.
Организационная структура портфолио
педагога
Прежде всего, мы хотим расставить
некоторые акценты:
В предлагаемой нами модели установка
на результат (или практический выход)
обеспечивается тем, что в портфолио предъявлены
соответствующие свидетельства в виде работ, их
копий, фотографий, видеозаписей.
Здесь необходимо выделить следующие
аспекты.
Учебные достижения учеников в их
динамике. Наиболее существенным показателем
является именно прирост качества, учебный
прогресс вне зависимости от способностей,
возможностей, сложности предмета и т.д.
Учебные продукты: проекты,
исследовательские работы школьников, модели,
художественные работы и т.п.
Продукты профессиональной
преподавательской деятельности самого педагога:
авторские программы, проекты, методические
материалы и т.д.
Результаты научно-исследовательской
деятельности: доклады, проекты.
Ориентация на самооценивание
определяется тем, что в портфолио представлены
самоотчеты учителя, а также свидетельства
обратной связи с учениками, родителями,
коллегами, полученные вследствие регулярного
анкетирования детей, обсуждений на родительских
собраниях, оценок кураторов:
анкеты-опросники;
отзывы;
рецензии.
Акцентированию рефлексивного аспекта
портфолио способствует также то, что в нем
присутствуют такого рода работы, как
«профессиональная концепция», анализ
действующих стандартов, комментарий к системе
оценивания и др.
Наиболее существенный предмет, до сих
пор отсутствующий не только в документах,
представляемых на экспертизу, но и в
индивидуальной позиции педагога отечественной
школы – это аспект проектирования, планирования
личного профессионального развития. Он
обеспечивается наличием в портфолио
соответствующего плана на ближайшую перспективу
(от 2–3-х до 5-ти лет).
И, наконец, принципиально важный
момент, центральный для того, чтобы портфолио
стал инструментом, помогающим на практике
осуществить проектный подход к собственной
профессиональной деятельности. Наиболее
существенным показателем успешного роста
квалификации учителя является соответствие
поставленных задач и свидетельств конкретных
достижений, доказывающих, что они успешно
реализованы.
Поэтому необходимым элементом и общим
вектором при создании портфолио являются
примеры того, как профессионализм педагога
реализуется в процессе педагогической
деятельности и в итоге повышает ее качество,
улучшая жизнь детей в школе.
Разделы портфолио
Целесообразным представляется
поместить в портфолио три рода материалов,
традиционно присутствующих в личных папках
педагога:
дипломы, сертификаты, грамоты и
подобные документы;
работы как учеников, так и самого
учителя, представленные в виде текстов, печатных
изданий, фотографий, видеозаписей и т.д.;
отзывы и самооценку в виде
экземпляров анкет, письменных рецензий и
экспертиз, собственных аналитических записок,
резюме.
Для того чтобы все разнообразие
материалов было представлено, с одной стороны,
полно и объемно, а с другой – структурировано и
легкодоступно для рассмотрения, удобно выделить
четыре раздела портфолио, подобно тому, как это
сделано в знакомом многим педагогам портфолио
достижений учащегося.
1. Документы, подтверждающие те или
иные успехи педагога.
2. Работы, демонстрирующие продукты
преподавательской и учебной деятельности.
3. Отзывы, презентующие результаты
внешней оценки и самооценивания.
4. Планы, представляющие
индивидуальное профессиональное развитие
(повышение квалификации), построенные педагогом,
этапы их выполнения и формы реализации в
педагогической деятельности.
Предлагаем следующий вариант
построения портфолио (см. табл. 1–4).
Таблица 1
«Портфель документов»
№№ |
Материалы,
включенные в данный раздел |
Функции раздела |
Ограничения
данного раздела |
|
|
Подтверждает и объективирует
результаты профессиональной деятельности и
профессионального роста педагога |
Дает представление о
результатах, но не описывает процесса
профессионального развития педагога,
разнообразия его педагогической деятельности,
творческой активности, индивидуального стиля
работы и т.п. |
Таблица 2
«Портфолио работ»
№№ |
Материалы,
включенные в данный раздел |
Функции раздела |
Ограничения
данного раздела |
|
Тексты проектных, исследовательских
работ педагога или аннотации к ним.
Тексты проектных, исследовательских
работ учащихся или аннотации к ним.
Тексты авторских программ,
методических разработок или аннотации к ним.
Электронные документы, презентации;
фотоматериалы, видеозаписи мастер-классов,
открытых уроков и т.п.
|
Дает широкое представление о
разнообразных формах профессиональной
деятельности педагога, направленности его
интересов, индивидуальном стиле работы |
Не всегда позволяет оценить
уровень профессиональных результатов,
маркировать представленные достижения.
Требует тщательно разработанной
критериальной базы для оценивания
представленных продуктов |
Таблица 3
«Портфель отзывов»
№№ |
Материалы,
включенные в данный раздел |
Функции раздела |
Ограничения
данного раздела |
|
|
Дает основания для
самооценивания, рефлексии, контроля и коррекции
собственной педагогической деятельности, для
планирования профессионального развития, выбора
форм повышения квалификации, выстраивания
траектории профессиональной карьеры |
Сложно поддается
формализации и количественному учету |
Таблица 4
«Планы»
№№ |
Материалы,
включенные в данный раздел |
Функции
раздела |
Ограничения
данного раздела |
|
|
Служит основой
проектирования профессионального развития и
карьеры, а также их контроля и коррекции |
Требует
серьезных временных затрат при экспертизе |
План профессионального
развития как проект профессиональной карьеры
Последний раздел портфолио говорит о
том, что помимо привычной всем оценки
результатов работы учителя существенным
становится новый аспект, а именно: развитие,
самоорганизация и самоконтроль в построении
педагогической карьеры.
Появление нового проектного подхода
при презентации и оценке профессиональных
достижений является чрезвычайно важным итогом
ведения портфолио. Не менее значим и перенос
акцента с внешней экспертизы и контроля на
самоконтроль при выстраивании индивидуальной
траектории развития.
Подчеркивается, что педагог
осуществляет при этом некую программу, имеющую
долговременный характер, соответствующую
современной идеологии обучения в течение всей
жизни, результаты которой представляются на
рассмотрение экспертов.
Отсутствие подобного проекта,
разрабатываемого педагогом, является сегодня
дефицитом, очевидным на фоне бурно идущего
проектирования и создания программ развития
школы.
Появление соответствующим образом
ориентированного портфолио, который традиционно
является инструментом самоконтроля,
самоорганизации и планирования, устраняет этот
дефицит и меняет установку ожидания поощрения на
позицию самоопределения и выстраивания
перспективы индивидуального развития в
профессии.
Остановимся на разделе «Планы» более
подробно.
План профессионального развития включает
определение целей и задач собственного
профессионального развития, форм и этапов
повышения квалификации, описание
профессиональных навыков и умений (включая
современные образовательные технологии),
которые педагог хочет приобрести, курсов и
программ, позволяющих ему это сделать и
необходимых сроков для выполнения.
Обязательным элементом планирования
является анализ соответствия намеченной
стратегии профессионального развития педагога
стратегии развития школы, образовательной
системы муниципалитета и т.д.
В раздел входит также анализ
выполнения индивидуальных планов
профессионального развития – текущего и
итогового. Основным пунктом является описание
педагогом того, в каких конкретно формах,
предметах, классах он реализует приобретенные
умения и технологии (см. образец и табл. 5–6).
Образец
Индивидуальный план
профессионального развития
Фамилия, Имя, Отчество: Рунова
Татьяна Владимировна
Стаж работы: 15 лет
Домашний адрес: г. Новокузнецк,
Проспект Ленина, 21 – 12
Школа: ГОУ № 28
Основная специальность: учитель
начальных классов
Должность, дополнительная нагрузка: руководитель
методобъединения учителей начальной школы
Цели и задачи моего профессионального
развития (пожалуйста, перечислите): освоение
новых подходов в дидактике и методике обучения
младших школьников; освоение современных форм и
методов преподавания; освоение новых форм и
техник оценивания образовательных достижений
учащихся начальной школы
Цели и задачи моего профессионального
развития сходны/сообразны со следующими
задачами округа и/или школы: внедрение
информационных технологий в учебный процесс;
создание условий для индивидуализации обучения |
Таблица 5
Профессиональное развитие (ПР) по
специальности
Вид
деятельности ПР |
Цели
и задачи ПР |
Курсы,
программы |
*Дата
утверждения и подпись куратора (по желанию) |
Дата
начала и завершения |
Освоение
дидактики и методики организации учебной
деятельности в системе развивающего обучения
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова |
Освоение новых
форм работы на уроке и новых подходов к
оцениванию |
Курсы в
Московском филиале Независимого Научно-методического
центра «Развивающее обучение» |
03.09.2002 |
25.09.2002 –25.05.2003 |
*Подпись куратора свидетельствует о
том, что выбранная деятельность ПР соответствует
общим образовательным потребностям школы и/или
муниципалитета и направлена на то, чтобы развить
способности преподавателя и улучшить результаты
учащихся.
Таблица 6
Профессиональное развитие за рамками
основной специальности
Вид деятельности
ПР |
Цели и задачи ПР |
Курсы, программы |
Дата начала и
завершения |
Применение
информационных технологий в преподавательской
деятельности |
Освоение и
применение на уроке технологии работы в
программе РowerPoint |
Курсы по
программе Intel «Обучение для будущего». |
01.12.2003 – 10.04.2004 |
Подпись педагога
Печать учреждения
При экспертизе портфолио
существенным становится вопрос о том, реализован
ли план профессионального развития на данном
этапе и превратился ли он в конкретные методы,
формы, технологии в педагогической деятельности
учителя, в результаты, продукты, достижения,
предъявленные в разделе «Документы» и «Работы».
Если в портфолио предъявлены
убедительные доказательства такой реализации,
значит можно говорить о том, что в собственном
профессиональном развитии педагог реализовал
проектный подход. То есть его профессиональная
карьера строится им в логике проекта: цель –
задача – способы реализации – результат.
Цели, задачи профессионального
развития (повышения профессиональной
квалификации) и способы их достижения определены
в самом плане, а результатом проекта становятся
очередные исследовательские и творческие работы
педагога и его учеников, новые инструменты
оценивания и формы преподавания, которые он
использует на практике, свежие методические
разработки, доклады, программы и т.п.
На следующей странице приведен вариант отчета
о реализации вновь приобретенных педагогом
навыков, намеченных в плане его
профессионального развития. Данный документ
является наиболее существенным основанием для
оценки того, насколько эффективно реализован
проектный подход.
Пример анализа
практической реализации
вновь приобретенных профессиональных
квалификаций
Анализ результатов работы с
использованием современных образовательных
технологий.
Развивающее обучение
В 2002–2003 году я прошла курсы по
системе развивающего обучения
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в
Московском филиале Независимого
Научно-методического центра «Развивающее
обучение».
Одной из первых в школе я начала
осваивать систему развивающего обучения
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и
осуществила по ней выпуск начальной школы.
В своей работе я использую следующие
педагогические технологии:
Проблемное обучение. Я стараюсь не
сообщать детям выводы науки, а по возможности
подвожу к «открытию», чтобы сделать их
соучастниками научного поиска. Ученики попадают
в «ловушки», высказывают различные мнения,
предлагают разные способы выхода из проблемы.
Это плодотворно влияет на отношение школьников к
учебе, повышает познавательную активность.
Групповая работа. При групповой
форме работы на уроке возрастает индивидуальная
помощь каждому нуждающемуся в ней ребенку, как с
моей стороны, так и со стороны одноклассников.
При этом помогающий получает не меньшую пользу,
чем слабый ученик, поскольку его знания
конкретизируются и закрепляются при объяснении
непонятного своему товарищу.
Учебный диалог. Ученики не
стесняются что-то уточнить, задать вопрос,
высказать свою точку зрения. На уроках дети
учатся умению общаться, спорить, доказывать.
Рассуждая, они стремятся использовать в своей
речи выражения: «я думаю …», «я бы пояснил это
так…», «мне, кажется, что Саша ошибся, и вот
почему…».
На уроках я выслушиваю мнение каждого
ученика, организую работу так, чтобы ребята
самостоятельно делали выводы, находили более
рациональные способы решения. С первых же уроков
я наблюдаю большую активность детей, повышенный
интерес к учебе.
Система оценки «Портфолио»
Особое внимание мною уделено
проблемам контроля и оценивания достижений
учащихся. С 2002 года в своей работе я
использую технологию «Портфолио» ученика
начальной школы и разрабатываю систему
анализа результатов учебной деятельности.
Введение «Портфолио» позволило
повысить познавательную активность школьников,
уровень осознания ими своих целей и
возможностей, увидеть результаты, достигнутые
моими учениками в разнообразных видах
деятельности: учебной, творческой, социальной,
коммуникативной. «Портфолио» является важным
элементом практико-ориентированного подхода к
образованию.
Информационные технологии
Широкое применение в моей
преподавательской деятельности нашли
информационные технологии. При помощи
медиа-ресурсов по начальному обучению, я провожу
уроки и внеурочные занятия в компьютерном
классе. Мною созданы методические разработки
занятий с использованием программы PowerPoint по
литературному чтению и «окружающему миру»,
которые применяются учителями начальной школы («Образ
средневековой и современной библиотеки –
храма науки и искусства», «Правила дорожного
движения» и другие).
В 2004 г. прошла курсы по программе
Intel «Обучение для будущего». Полученные умения
и навыки нашли применение не только в проведении
уроков, но и в подготовке выступлений на
педагогических советах и семинарах: «Компьютер
на уроках в начальной школе», «Система РО»,
«Уроки литературного чтения в системе
развивающего обучения Д.Б. Эльконина –
В.В. Давыдова», в оформлении проекта совместно
с детьми: «Мы – жители Вселенной».
Как руководитель МО учителей
начальной школы, я принимала участие в создании
буклетов, презентаций учителей для проведения
родительских собраний будущих первоклассников,
в подготовке открытых уроков для участия в
семинарах и конкурсе «Учитель года».
Информационно-коммуникационные технологии
нашли свое отражение и в воспитательной работе. Я
использую их для организации познавательной
игры «Звездный час», проведения классных часов
на тему «Конвенция прав ребенка», а также для
анализа воспитательной и учебной работы. |
Кафедра развития
образовательных систем АПК и ППРО:
Татьяна НОВИКОВА, д.п.н., профессор, зав. кафедрой;
Марина ПИНСКАЯ, к.п.н., доцент;
Александр ПРУТЧЕНКОВ, д.п.н., профессор.
______________
* Доклад Комиссии по
Образованию США «Плата за качество», а также
информация на сайтах: www.is.wayne.edu/fls/portfolio.htm; www.utep.edu-cetal |