Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Карьера учителя

Инструмент профессионального развития

Зарубежная практика работы с портфолио педагога

В последние несколько лет приоритетными для зарубежных специалистов в сфере образования считаются программы «Плата за качество» и «Профессиональное развитие». Обе они предполагают использование портфолио педагога для подтверждения профессионального уровня и объема выполняемой работы, предъявления личных достижений, а также демонстрации прогресса и совершенствования *.

В портфолио учитель собирает различные свидетельства своего профессионального роста. Несмотря на то, что жесткого стандарта здесь не существует, набор материалов достаточно устойчив:

– педагогическая концепция;
– награды и сертификаты;
– тренинги и курсы;
– публикации;
– авторские либо коллективные программы;
– проекты и исследования;
– планы уроков;
– примеры заданий;
– достижения учеников;
– отзывы и оценки учеников, коллег, администрации.

От традиционной для нашей школы папки, представляемой при аттестации, этот набор материалов отличается тем, что главное место в нем отведено осмыслению своей деятельности (педагогическая концепция или философия) и рефлексивной позиции в целом.

Описывая пройденные тренинги, приобретенные умения, учитель должен оценить, как это «новое знание» реализуется в его преподавании, сказывается на результатах учеников. Представляя свои проекты, он показывает, каким образом они работают на стратегию школы и т.д.

С неформальной стороны педагога обычно представляют отзывы детей, давая возможность лучше понять его личность. В приложении предъявляются разнообразные анкеты и интервью. Там же размещены фото- и видеоматериалы, подтверждающие отдельные разделы портфолио.

Зарубежный опыт использования профессионального портфолио педагога дает основания для разработки модели, адекватной условиям отечественной школы. Ниже представлен подобный пример, который был предложен участникам конкурса, проводимого в рамках приоритетного национального проекта «Образование», но является достаточно универсальным для широкого применения.

Организационная структура портфолио педагога

Прежде всего, мы хотим расставить некоторые акценты:

В предлагаемой нами модели установка на результат (или практический выход) обеспечивается тем, что в портфолио предъявлены соответствующие свидетельства в виде работ, их копий, фотографий, видеозаписей.

Здесь необходимо выделить следующие аспекты.

  • Учебные достижения учеников в их динамике. Наиболее существенным показателем является именно прирост качества, учебный прогресс вне зависимости от способностей, возможностей, сложности предмета и т.д.

  • Учебные продукты: проекты, исследовательские работы школьников, модели, художественные работы и т.п.

  • Продукты профессиональной преподавательской деятельности самого педагога: авторские программы, проекты, методические материалы и т.д.

  • Результаты научно-исследовательской деятельности: доклады, проекты.

Ориентация на самооценивание определяется тем, что в портфолио представлены самоотчеты учителя, а также свидетельства обратной связи с учениками, родителями, коллегами, полученные вследствие регулярного анкетирования детей, обсуждений на родительских собраниях, оценок кураторов:

  • анкеты-опросники;

  • отзывы;

  • рецензии.

Акцентированию рефлексивного аспекта портфолио способствует также то, что в нем присутствуют такого рода работы, как «профессиональная концепция», анализ действующих стандартов, комментарий к системе оценивания и др.

Наиболее существенный предмет, до сих пор отсутствующий не только в документах, представляемых на экспертизу, но и в индивидуальной позиции педагога отечественной школы – это аспект проектирования, планирования личного профессионального развития. Он обеспечивается наличием в портфолио соответствующего плана на ближайшую перспективу (от 2–3-х до 5-ти лет).

И, наконец, принципиально важный момент, центральный для того, чтобы портфолио стал инструментом, помогающим на практике осуществить проектный подход к собственной профессиональной деятельности. Наиболее существенным показателем успешного роста квалификации учителя является соответствие поставленных задач и свидетельств конкретных достижений, доказывающих, что они успешно реализованы.

Поэтому необходимым элементом и общим вектором при создании портфолио являются примеры того, как профессионализм педагога реализуется в процессе педагогической деятельности и в итоге повышает ее качество, улучшая жизнь детей в школе.

Разделы портфолио

Целесообразным представляется поместить в портфолио три рода материалов, традиционно присутствующих в личных папках педагога:

  • дипломы, сертификаты, грамоты и подобные документы;

  • работы как учеников, так и самого учителя, представленные в виде текстов, печатных изданий, фотографий, видеозаписей и т.д.;

  • отзывы и самооценку в виде экземпляров анкет, письменных рецензий и экспертиз, собственных аналитических записок, резюме.

Для того чтобы все разнообразие материалов было представлено, с одной стороны, полно и объемно, а с другой – структурировано и легкодоступно для рассмотрения, удобно выделить четыре раздела портфолио, подобно тому, как это сделано в знакомом многим педагогам портфолио достижений учащегося.

1. Документы, подтверждающие те или иные успехи педагога.

2. Работы, демонстрирующие продукты преподавательской и учебной деятельности.

3. Отзывы, презентующие результаты внешней оценки и самооценивания.

4. Планы, представляющие индивидуальное профессиональное развитие (повышение квалификации), построенные педагогом, этапы их выполнения и формы реализации в педагогической деятельности.

Предлагаем следующий вариант построения портфолио (см. табл. 1–4).

Таблица 1

«Портфель документов»

№№

Материалы, включенные в данный раздел

Функции раздела

Ограничения данного раздела

 
  • Грамота.

  • Сертификат.

  • Свидетельство.

  • Аналитическая справка, другие документы, подтверждающие достижения педагога и учащихся

Подтверждает и объективирует результаты профессиональной деятельности и профессионального роста педагога

Дает представление о результатах, но не описывает процесса профессионального развития педагога, разнообразия его педагогической деятельности, творческой активности, индивидуального стиля работы и т.п.

Таблица 2

«Портфолио работ»

№№

Материалы, включенные в данный раздел

Функции раздела

Ограничения данного раздела

 
  • Тексты проектных, исследовательских работ педагога или аннотации к ним.

  • Тексты проектных, исследовательских работ учащихся или аннотации к ним.

  • Тексты авторских программ, методических разработок или аннотации к ним.

  • Электронные документы, презентации;   фотоматериалы, видеозаписи мастер-классов, открытых уроков и т.п.

Дает широкое представление о разнообразных формах профессиональной деятельности педагога, направленности его интересов, индивидуальном стиле работы

Не всегда позволяет оценить уровень профессиональных результатов, маркировать представленные достижения.

Требует тщательно разработанной критериальной базы для оценивания представленных продуктов

Таблица 3

«Портфель отзывов»

№№

Материалы, включенные в данный раздел

Функции раздела

Ограничения данного раздела

 
  • Тексты заключений.

  • Рецензии; отзывы.

  • Материалы анкетирования.

  • Резюме; эссе; рекомендательные письма;

  • Другое

Дает основания для самооценивания, рефлексии, контроля и коррекции собственной педагогической деятельности, для планирования профессионального развития, выбора форм повышения квалификации, выстраивания траектории профессиональной карьеры

Сложно поддается формализации и количественному учету

Таблица 4

«Планы»

№№

Материалы, включенные в данный раздел

Функции раздела

Ограничения данного раздела

  • План профессионального развития

Служит основой проектирования профессионального развития и карьеры, а также их контроля и коррекции

Требует серьезных временных затрат при экспертизе

План профессионального развития как проект профессиональной карьеры

Последний раздел портфолио говорит о том, что помимо привычной всем оценки результатов работы учителя существенным становится новый аспект, а именно: развитие, самоорганизация и самоконтроль в построении педагогической карьеры.

Появление нового проектного подхода при презентации и оценке профессиональных достижений является чрезвычайно важным итогом ведения портфолио. Не менее значим и перенос акцента с внешней экспертизы и контроля на самоконтроль при выстраивании индивидуальной траектории развития.

Подчеркивается, что педагог осуществляет при этом некую программу, имеющую долговременный характер, соответствующую современной идеологии обучения в течение всей жизни, результаты которой представляются на рассмотрение экспертов.

Отсутствие подобного проекта, разрабатываемого педагогом, является сегодня дефицитом, очевидным на фоне бурно идущего проектирования и создания программ развития школы.

Появление соответствующим образом ориентированного портфолио, который традиционно является инструментом самоконтроля, самоорганизации и планирования, устраняет этот дефицит и меняет установку ожидания поощрения на позицию самоопределения и выстраивания перспективы индивидуального развития в профессии.

Остановимся на разделе «Планы» более подробно.

План профессионального развития включает определение целей и задач собственного профессионального развития, форм и этапов повышения квалификации, описание профессиональных навыков и умений (включая современные образовательные технологии), которые педагог хочет приобрести, курсов и программ, позволяющих ему это сделать и необходимых сроков для выполнения.

Обязательным элементом планирования является анализ соответствия намеченной стратегии профессионального развития педагога стратегии развития школы, образовательной системы муниципалитета и т.д.

В раздел входит также анализ выполнения индивидуальных планов профессионального развития – текущего и итогового. Основным пунктом является описание педагогом того, в каких конкретно формах, предметах, классах он реализует приобретенные умения и технологии (см. образец и табл. 5–6).

Образец

Индивидуальный план профессионального развития

Фамилия, Имя, Отчество: Рунова Татьяна Владимировна

Стаж работы: 15 лет

Домашний адрес: г. Новокузнецк, Проспект Ленина, 21 – 12

Школа: ГОУ № 28

Основная специальность: учитель начальных классов

Должность, дополнительная нагрузка: руководитель методобъединения учителей начальной школы

Цели и задачи моего профессионального развития (пожалуйста, перечислите): освоение новых подходов в дидактике и методике обучения младших школьников; освоение современных форм и методов преподавания; освоение новых форм и техник оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы

Цели и задачи моего профессионального развития сходны/сообразны со следующими задачами округа и/или школы: внедрение информационных технологий в учебный процесс; создание условий для индивидуализации обучения

Таблица 5

Профессиональное развитие (ПР) по специальности

Вид деятельности ПР

Цели и задачи ПР

Курсы, программы

*Дата утверждения и подпись куратора (по желанию)

Дата начала и завершения

Освоение дидактики и методики организации учебной деятельности в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Освоение новых форм работы на уроке и новых подходов к оцениванию

Курсы в Московском филиале Независимого Научно-методического центра «Развивающее обучение»

03.09.2002

25.09.2002 –25.05.2003

*Подпись куратора свидетельствует о том, что выбранная деятельность ПР соответствует общим образовательным потребностям школы и/или муниципалитета и направлена на то, чтобы развить способности преподавателя и улучшить результаты учащихся.

Таблица 6

Профессиональное развитие за рамками основной специальности

Вид деятельности ПР

Цели и задачи ПР

Курсы, программы

Дата начала и завершения

Применение информационных технологий в преподавательской деятельности

Освоение и применение на уроке технологии работы в программе РowerPoint

Курсы по программе Intel «Обучение для будущего».

01.12.2003 – 10.04.2004

Подпись педагога
Печать учреждения

При экспертизе портфолио существенным становится вопрос о том, реализован ли план профессионального развития на данном этапе и превратился ли он в конкретные методы, формы, технологии в педагогической деятельности учителя, в результаты, продукты, достижения, предъявленные в разделе «Документы» и «Работы».

Если в портфолио предъявлены убедительные доказательства такой реализации, значит можно говорить о том, что в собственном профессиональном развитии педагог реализовал проектный подход. То есть его профессиональная карьера строится им в логике проекта: цель – задача – способы реализации – результат.

Цели, задачи профессионального развития (повышения профессиональной квалификации) и способы их достижения определены в самом плане, а результатом проекта становятся очередные исследовательские и творческие работы педагога и его учеников, новые инструменты оценивания и формы преподавания, которые он использует на практике, свежие методические разработки, доклады, программы и т.п.

На следующей странице приведен вариант отчета о реализации вновь приобретенных педагогом навыков, намеченных в плане его профессионального развития. Данный документ является наиболее существенным основанием для оценки того, насколько эффективно реализован проектный подход.

 

Пример анализа практической реализации

вновь приобретенных профессиональных квалификаций

Анализ результатов работы с использованием современных образовательных технологий.

Развивающее обучение

В 2002–2003 году я прошла курсы по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в Московском филиале Независимого Научно-методического центра «Развивающее обучение».

Одной из первых в школе я начала осваивать систему развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и осуществила по ней выпуск начальной школы.

В своей работе я использую следующие педагогические технологии:

Проблемное обучение. Я стараюсь не сообщать детям выводы науки, а по возможности подвожу к «открытию», чтобы сделать их соучастниками научного поиска. Ученики попадают в «ловушки», высказывают различные мнения, предлагают разные способы выхода из проблемы. Это плодотворно влияет на отношение школьников к учебе, повышает познавательную активность.

Групповая работа. При групповой форме работы на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ребенку, как с моей стороны, так и со стороны одноклассников. При этом помогающий получает не меньшую пользу, чем слабый ученик, поскольку его знания конкретизируются и закрепляются при объяснении непонятного своему товарищу.

Учебный диалог. Ученики не стесняются что-то уточнить, задать вопрос, высказать свою точку зрения. На уроках дети учатся умению общаться, спорить, доказывать. Рассуждая, они стремятся использовать в своей речи выражения: «я думаю …», «я бы пояснил это так…», «мне, кажется, что Саша ошибся, и вот почему…».

На уроках я выслушиваю мнение каждого ученика, организую работу так, чтобы ребята самостоятельно делали выводы, находили более рациональные способы решения. С первых же уроков я наблюдаю большую активность детей, повышенный интерес к учебе.

Система оценки «Портфолио»

Особое внимание мною уделено проблемам контроля и оценивания достижений учащихся. С 2002 года в своей работе я использую технологию «Портфолио» ученика начальной школы и разрабатываю систему анализа результатов учебной деятельности.

Введение «Портфолио» позволило повысить познавательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, увидеть результаты, достигнутые моими учениками в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. «Портфолио» является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Информационные технологии

Широкое применение в моей преподавательской деятельности нашли информационные технологии. При помощи медиа-ресурсов по начальному обучению, я провожу уроки и внеурочные занятия в компьютерном классе. Мною созданы методические разработки занятий с использованием программы PowerPoint по литературному чтению и «окружающему миру», которые применяются учителями начальной школы («Образ средневековой и современной библиотеки – храма науки и искусства», «Правила дорожного движения» и другие).

В 2004 г. прошла курсы по программе Intel «Обучение для будущего». Полученные умения и навыки нашли применение не только в проведении уроков, но и в подготовке выступлений на педагогических советах и семинарах: «Компьютер на уроках в начальной школе», «Система РО», «Уроки литературного чтения в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», в оформлении проекта совместно с детьми: «Мы – жители Вселенной».

Как руководитель МО учителей начальной школы, я принимала участие в создании буклетов, презентаций учителей для проведения родительских собраний будущих первоклассников, в подготовке открытых уроков для участия в семинарах и конкурсе «Учитель года».

Информационно-коммуникационные технологии нашли свое отражение и в воспитательной работе. Я использую их для организации познавательной игры «Звездный час», проведения классных часов на тему «Конвенция прав ребенка», а также для анализа воспитательной и учебной работы.

Кафедра развития образовательных систем АПК и ППРО:
Татьяна НОВИКОВА, д.п.н., профессор, зав. кафедрой;
Марина ПИНСКАЯ, к.п.н., доцент;
Александр ПРУТЧЕНКОВ, д.п.н., профессор.

______________

* Доклад Комиссии по Образованию США «Плата за качество», а также информация на сайтах: www.is.wayne.edu/fls/portfolio.htm; www.utep.edu-cetal

Рейтинг@Mail.ru