Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Аттестация

Стресс или сервисная услуга?

Размышления о направлениях изменений системы аттестации

Только педагогическое сообщество, пока до конца не разобравшись, стало привыкать к терминам «комплексная модернизация образования», «поддержка лидеров», «инновационные программы», «новая система оплаты труда» (НСОТ), «нормативно-подушевое финансирование» (НПФ), как на повестке дня появился вопрос о новой системе аттестации педагогических кадров. В прошлом номере мы представляли опыт некоторых российских регионов, работающих в данном направлении. Сегодня мы продолжаем обсуждение этой темы.

Итак, новая система аттестации. Вполне закономерное явление.

Во-первых, за последние два года появилось принципиально иное сообщество учителей, заслуживших профессиональное и общественное признание и получивших финансовую поддержку государства в рамках ПНПО. Их по праву можно считать золотым педагогическим фондом страны.

Возникает вопрос: какие аттестационные нормы применимы для оценки профессиональной деятельности этих учителей теперь? Какому квалификационному разряду они соответствуют? Как вписывается их труд в существующую систему аттестации? Продолжает ли педагог, получивший грант, развивать свои инновационные идеи, и какие дополнительные стимулы для этого ему предлагаются? *

Во-вторых, в условиях перехода на НСОТ и НПФ неизбежно встает вопрос об изменениях в оплате труда педагога. В ныне действующей ЕТС разница в зарплате учителя высшей и первой категории незначительна. Вряд ли ее можно соотнести с нагрузкой во время аттестации и процедурами, которые проходит педагог, претендующий на высшую категорию.

Многим становится выгодно подтверждать первую категорию и при этом избегать дополнительных требований со стороны администрации школы. Но насколько соответствует подобное «статус-кво» условиям модернизации образования и современного информационного общества?

Какой должна быть новая система аттестации педагогических кадров? Чем она станет для учителей: дополнительным стрессом, нервной перегрузкой или сервисной услугой, в получении которой они заинтересованы?

Сегодня, благодаря стремительному развитию сети Интернет, самые последние достижения в области научных знаний доступны любому желающему. Достаточно иметь немного времени, чтобы найти и просмотреть соответствующие электронные страницы. В этих условиях существует опасность реального «отставания» учителей от учеников в уровне этих знаний, а задача овладения педагогами информационно-коммуникационными технологиями и использования их в учебном процессе становится актуальной как никогда.

Добавим к этому, что обучение сегодня – это не передача неких сведений как эстафетной палочки от одного человека к другому, а создание условий, при которых возможны процессы порождения знаний самим учеником, его активное и продуктивное творчество. Ценным становится умение работать с информацией, быстро добывать искомое в справочной, научно-популярной и учебной литературе, в той же сети Интернет.

Исходя из этой позиции, педагог должен сам постоянно стремиться овладевать новыми методами образования и воспитания, повышать свою профессиональную квалификацию, включающую развитие компетентностей, рост личностных качеств, влияющих на конечный результат. А методики и процедура аттестации станут теми необходимыми мотивационным и стимулирующим компонентами, которые побуждают человека к творческому поиску.

Только учительская энергия, инициатива и профессиональная компетентность могут обеспечить новое качество школьного образования.

На наш взгляд, только учительская энергия, инициатива и профессиональная компетентность могут обеспечить новое качество школьного образования.

В связи с этим меняется роль методической службы всех уровней (школа – муниципалитет – регион) в системе аттестации педагогических работников.

Известно, что удостоверение или свидетельство о повышении квалификации является обязательным условием прохождения процедуры аттестации и предоставляется учителем в аттестационную комиссию. Для этого администрация образовательного учреждения в обязательном порядке один раз в пять лет направляет его на курсы повышения квалификации. Но в условиях перехода к концепции «обучение на протяжении всей жизни» и быстрого обновления профессиональной информации данная позиция также изменяется.

В современном постдипломном педагогическом образовании превалирующим является личностно ориентированный подход к обучению слушателей на основе наиболее полного удовлетворения их профессиональных и личностных потребностей. В этом месте позволю себе привести одно сравнение. Когда мы говорим о развитии профессиональных и личностных качеств, мне всегда вспоминается восточный символ «Инь-Ян», объединяющий два начала. Так и в нашем случае: изменение профессиональных качеств, безусловно, приводит к развитию новых личностных особенностей, и, наоборот, развитие личности стимулирует профессиональный рост.

В моей практике имеется множество примеров, когда руководитель образовательного учреждения или учитель, прошедшие обучение на курсах повышения квалификации, прежде всего по проектным методикам или в режиме тренингов, через какое-то время уходили из школы. Степень квалификации изменилась настолько, что их стали приглашать на работу в вузы, в частные образовательные фирмы, где предлагается и другой уровень материального дохода.

Так как же существующая система аттестации учитывает профессиональные и личностные изменения учителя, обеспечивающие то самое новое качество образования? Будет ли новая система аттестации более гибкой и мобильной?

Одна из задач методической службы – помочь учителю увидеть свои сильные и слабые стороны.

Не стоит забывать и о том, что детям интересна личность учителя, его мировоззрение и жизненная позиция, ведь задача педагога не только дать знания, но и воспитать интерес к предмету, помочь ребенку сформировать позитивное отношение к людям и к жизни. Планируется ли в новой системе аттестации учитывать мнение родительской общественности и самих учащихся?

Вернемся к разговору о роли методической службы в системе аттестации педагогических кадров. В андрагогике выделяют несколько трудностей в образовании взрослых. К ним относятся:

психофизиологические – возникновение внутреннего барьера в отношении своей способности к обучению;

социально-психологические – многим взрослым людям бывает некомфортно, порой просто страшно оказаться в позиции ученика;

социальные – отсутствие востребованности нового уровня образованности со стороны социума или его избыточность для профессионального статуса, что делает для взрослого человека бессмысленным продолжение (наращивание) своего образования;

психолого-педагогические – несформированность установки на необходимость для современного человека пожизненного образования. Непрерывности обучения может также препятствовать отсутствие необходимых для этого знаний о себе как существе познающем, о своих способностях, особенностях восприятия и усвоения учебного материала, информационных потребностях. Наконец, педагог просто может не знать о существующих формах образования **.

Одна из задач методической службы и заключается, на наш взгляд, в преодолении этих барьеров. Ее цель помочь учителю увидеть свои сильные и слабые стороны, сформировать индивидуальный образовательный маршрут в системе непрерывного профессионального образования, обязательно включая и такую форму, как самообразование. Кроме того, методическая служба призвана поддержать обобщение и распространение учительского опыта, опыта инновационной деятельности через проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов, конференций, публикацию материалов в педагогической прессе и размещение их на сайтах в сети Интернет.

В качестве результата методическая служба должна обеспечить выдачу необходимых документов (отзывов, справок, сертификатов, удостоверений и т.п.), которые педагог затем представит в аттестационную комиссию.

Каким опытом в плане обсуждения возможных изменений в системе аттестации педагогических кадров может поделиться Центр образовательных инициатив (ЦОИ) Омского государственного педагогического университета в работе с педагогическим сообществом нашего региона?

Во-первых, в ЦОИ проводится мониторинг материалов СМИ и образовательных порталов сети Интернет по проблемам аттестации.

Во-вторых, в программы курсов повышения квалификации на базе ЦОИ включаются обзорные лекции по данной проблематике. Собранные материалы записываются на электронные носители и передаются слушателям.

В-третьих, проводя семинары с руководителями и педагогами образовательных учреждений города Омска и Омской области, методисты ЦОИ предлагают для обсуждения вопросы, связанные с изменениями в системе аттестации педагогических работников.

Данная статья является лишь размышлением и приглашением к дальнейшему разговору, так как, на наш взгляд, только широкое демократическое обсуждение проблемы может привести к появлению системы аттестации, отвечающей требованиям современности.

Наталия БУГРОВА,
Омский государственный педагогический университет

Уважаемые читатели!

Ниже, в таблице, представлены правильные ответы на вопросы теста,   опубликованного в № 8/2008.

Номер вопроса

Номера ответов

Психолого-педагогический блок

1

3

2

3

3

4

4

2; 5

5

2

6

4

7

3

8

3

9

1; 2; 3; 5

Организационно-управленческий блок

1

1

2

2

3

3

4

6

5

1

6

1; 4; 5

7

5

8

3; 4

9

4

10

2; 3

Нормативно-правовой блок

1

3

2

2

3

2

4

2; 3

5

3

6

2

7

3

8

3

9

1

10

3

 

_________________

* На наш взгляд, вопрос о развитии потенциала школ-победительниц ПНПО и учителей-победителей ПНПО является предметом особого разговора и заслуживает отдельного обсуждения

** Основы андрагогики / Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

Рейтинг@Mail.ru