Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2008

ПРОЕКТЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Опыт

Как мы изобретаем велосипед,
или Организация проектно-исследовательской работы в гимназии «Корифей»

Если вы прочитали статью «Блеск и нищета школьной науки» и, в целом, согласны с мнением ее автора, то поддержите следующий тезис: научно-методическая работа применительно к каждой конкретной школе – понятие устаревшее и не отражающее сути изменений, происходящих сегодня в системе образования. Следует заменить его на другое, современное и мобилизующее, коим является  проектно-исследовательская деятельность.

Конечно, могут последовать возражения: исследование и проектирование – абсолютно разные и суверенные предметы, в определенной степени антиподы. Исследование есть углубление в теоретическую проблему, свободный научный поиск, предполагающий максимум индивидуального творческого вклада и лишь разумный минимум регламентирующих рамок. Проектирование, напротив, подразумевает четкую организацию работы (как правило, командной), направленной на достижение поставленной цели в установленные сроки.

Получается своего рода деление на свободу и необходимость, которые отражают два принципиально разных типа личности: ученый-искатель и менеджер-проектировщик. С одной стороны, этакий нескладный Паганель – энтузиаст и бессеребренник; с другой – почти Билл Гейтс – идеолог пошаговых маршрутов к преуспеванию.

Как же объединить такие разные стратегии в едином понятии? Очень просто, если это будет не симбиоз, а взаимодополнение. Современное школьное (а затем и высшее) образование, несомненно, призвано сочетать в себе проектные и исследовательские виды деятельности, максимально используя преимущества каждой из них; формировать оба типа личности и обеспечивать учеников средствами навигации для движения в обоих направлениях. Тем более что реализация проекта может включать в себя этапы исследования, а исследовательский интерес – подтолкнуть к проектированию.

(Замечу в скобках, что на старте XXI века более массовой и востребованной является, конечно же, проектная деятельность, которая обеспечивает решение конкретных сегодняшних задач; исследования остаются более «штучным», элитарным, но необходимым способом освоения мира: они нацелены на завтрашний день и не приносят сиюминутного практического эффекта, будучи при этом гораздо более плодотворными.)

Получается, что система проектно-исследовательской деятельности в школе должна содержать следующие компоненты:

1) учебно-исследовательская деятельность учащихся (обучение алгоритмам исследовательской работы + использование их для выполнения учебных задач);
2) научно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов (в рамках предметных направлений и частных методик);
3) научно-исследовательская деятельность педагогов (имеющая надпредметный характер и предполагающая общий инновационный результат);
4) учебное проектирование (обучение алгоритмам проектировочной деятельности + использование их для выполнения учебных задач);
5) социальное проектирование (как направление воспитательной работы);
6) реализация комплексных (общешкольных, межшкольных, межотраслевых и др.) образовательных и социальных проектов.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – форма учебной работы, целью которой является достижение более глубокого образовательного уровня, развитие творческих, интеллектуальных способностей школьников. Результат ее, как правило, известен учителям заранее или предсказуем. Однако для учеников – это новая ситуация, со всеми признаками и свойствами настоящей научной проблемы, решая которую, они совершают свое собственное открытие.

В гимназии «Корифей» такая деятельность является частью учебного процесса и обязательна для всех гимназистов. Прежде всего, мы взялись за организацию массовой учебно-исследовательской работы учащихся 8–11-х классов, включая производство и внедрение в учебный процесс системы дифференцированных заданий, обеспечивающих целенаправленное и поэтапное обучение всех детей способам поиска и переработки информации, исследовательским навыкам, принципам проектной деятельности.

Скажем, кафедра обществознания обеспечивает преемственность: на уроках истории все ученики 5–7-х классов учатся писать мини-сочинения, притчи, былины, «свидетельства очевидцев». В 8–11-х классах те же гимназисты овладевают приемами написания эссе, резюме, исторической характеристики, хроники; выполняют исследования по важным историческим проблемам; участвуют в семинарах и деловых играх («Почему не удалась реформа М.М. Сперанского?», «Прав ли маркиз де Кюстин?», «Отмена крепостного права», «Смутное время в лицах» и т.д.).

Семинары, конференции, индивидуальные и командные практикумы, дискуссии и дебаты, взаимозачеты, мини-исследования, создание и защита учебных проектов становятся повседневной учебной практикой, а не приятной неожиданностью на фоне классно-урочной рутины.

Следующим этапом стало распространение учебных исследований в начальной, а затем в средней школе (в 5–7-х классах). Такая творческая «инъекция» позволила расширить и скорректировать рамки классно-урочной системы, т.к. материал, предложенный для изучения на уроке, получает дополнительное практическое закрепление и творческую интерпретацию. Темы для исследовательских работ подбираются совместно с учениками и родителями, причем обязательно соблюдаются три важных критерия:

1) конкретность темы и получаемых результатов;

2) витагенность исследования («вырастание» из собственного жизненного опыта);

3) возможность представления результата в самых различных формах (научный либо художественный текст, визуальный образ, музыкальный пассаж, видеосюжет, инсценировка, инсталляция, игра и т.д., и т.п.).

Процедура открытой защиты младшим школьникам еще не знакома: они сталкиваются с трудностями при публичном выступлении, выборе и форме подачи материала, его оформлении. Для педагогов подготовка защит – тоже задача инновационная. О выполненной работе нужно не просто рассказать, ее следует защитить, как и всякое серьезное исследование. А члены «высокой комиссии» (педагоги, родители, старшие гимназисты) должны все оценить в соответствии с выделенными критериями.

Для учеников 2–7-х классов они достаточно просты: актуальность темы (степень интереса к ней); самостоятельность работы, ее логичность и убедительность; увлекательность защиты, умение юного автора общаться с аудиторией и «держать удар», т.е. отстаивать свое мнение.

И еще: творческая деятельность ребенка или детской команды должна быть доведена до практической реализации. Так, построение (и апробация) оптимального режима дня способно в итоге превратиться в «Ежедневник корифея», а исследование полезных свойств бананов – в сказку «Банановая страна» или в сборник кулинарных рецептов. Это может быть публичное представление, страница на школьном сайте, участие в конкурсе, выставке, фестивале.

Учебные исследования, как правило, базируются на жизненном опыте учеников и обязательно охватывают зоны наибольшего интереса. Они имеют интегративный характер (нужно писать, читать, наблюдать, искать какие-либо сведения, осваивать информационные технологии, анализировать собственные привычки, инициировать общение и т.д.), поэтому могут служить более продуктивным вариантом домашних заданий. В рамках учебных занятий учителя обращаются к темам исследований, обсуждают стадии их выполнения, трудности и успехи; связывают новые задачи с изучаемым материалом.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность школьников выступает средством «мягкой трансформации» классно-урочной системы и привносит в нее новые смысловые акценты, приоритеты и стимулы.

Научно-исследовательская деятельность – форма работы, осуществляемая учащимся под руководством научного руководителя. Как правило, ученик решает достаточно малую, но самостоятельную исследовательскую задачу, результат которой не планируется заранее и, следовательно, оказывается пусть незначительным, но шагом вперед в развитии научного направления (образовательной области, сферы деятельности).

Научно-исследовательской работой занимаются проблемные группы, организованные в рамках предпрофильных и профильных направлений. Это уже не массовая, а индивидуальная, даже «ювелирная» работа.

В 2006 г. в гимназии создана «олимпийская сборная», объединяющая старшеклассников, имеющих способности и желание заниматься научными исследованиями. За подготовку сборной отвечает руководитель проекта – инициативный и творческий педагог (тоже по натуре исследователь), проявивший себя в «олимпийском движении». Каждая кафедра выдвигает из своих рядов куратора, организующего НИР учащихся в рамках спектра предметных направлений и курирующего работу «своих» научных руководителей.

Годичный цикл подготовки «олимпийской сборной» включает в себя следующие основные мероприятия:

1) установочное собрание кураторов, определяющее главные задачи и приоритеты на текущий год (сентябрь);

2) набор «игроков», выбор рабочих тем, постановка целей (сентябрь-октябрь);

3) общее собрание научных руководителей: обсуждение и корректировка тем с учетом трендов, конкурсных требований, тематики общешкольных проектов и др. (октябрь);

4) собрания учеников по кафедрам (факультетам), обсуждение и финальная корректировка тем, целей, задач (октябрь-ноябрь);

5) цикл семинаров-практикумов и тренингов публичных выступлений (ноябрь-декабрь);

6) школьный тур защиты с выдвижением победителей на внешние конференции и конкурсы (январь, после каникул);

7) рабочее собрание кураторов и научных руководителей: анализ школьного тура;

8) предзащита – для победителей школьного тура;

9) цикл консультаций и тренингов;

10) показательные защиты победителей и призеров различных уровней на уроках, факультативных и клубных занятиях;

11) общешкольный «парад победителей»: презентация лучших защит (с участием родителей, попечителей, младших учеников, приглашенных гостей);

12) завершающее собрание кураторов: подведение итогов, поощрение.

Одним из главных требований к исследовательским работам гимназистов становится их проектный характер, предполагающий наличие практической части: собственного творческого продукта. При этом «практичность» не надо понимать слишком буквально: это вовсе не обязательно конкретная и осязаемая «вещь», имеющая прикладное значение (скажем, буклет со списком рекомендаций, дизайн-макет или видеофильм).

Сколько школьных научных исследований «погорело» из-за непонимания взрослыми – членами разных комиссий – сути «проектной» составляющей!.. В данном случае она требует наличия самостоятельной гипотезы и авторского способа ее обоснования: творческим продуктом вполне может считаться нетрадиционный ракурс исследования, привлечение и классификация не изученного ранее материала, собственная трактовка образов, литературная обработка и т.п.

Известно, что «нет ничего практичнее, чем хорошая теория» (Курт Левин). А на практике получается, что слабая работа, снабженная кустарным видеороликом или аляповатой брошюркой, выигрывает у самобытного, глубокого исследования, не имеющего пресловутой «проектной части»! Вот и «ваяют» горемычные авторы анкеты для опроса 30-ти одноклассников, какие-то раскладушки с фотографиями или буклетики в 5-ти экземплярах, чтобы набрать заветные баллы…

Мы в «Корифее» стараемся сделать проектную часть максимально осмысленной и полезной для самого исследователя, его ровесников и всего школьного сообщества. Например, учащиеся гуманитарного профиля (или факультета, который получил название «Гумер») за 2005–2007 гг. подготовили и успешно защитили целый ряд интересных работ по филологии, культурологи и обществознанию, содержащих самостоятельные культурно-образовательные инициативы.

Так, проект «Умный глянец» выдвинул идею создания познавательного глянцевого журнала для серьезной ученической аудитории; работа «Русский эпос в мультипликации» завершилась написанием сценария полнометражного мультипликационного фильма; автор исследования на тему «Эволюция дневникового жанра: от интимных дневников до блогов» предложил свою модель электронного ученического дневника и т.п.

Принцип продуктности научно-исследовательской деятельности реализуется и в других формах: результатом работы проблемной группы или творческой студии могут быть тематические номера школьной газеты, сборники первых научных опытов, публичные отчеты-презентации, выставки дизайн-проектов, разработки занятий (в том числе дистанционных) и т.д.

Переход к новым, более эффективным, методам стимулирования массовой проектно-исследовательской работы гимназистов потребовал проведения серии обучающих семинаров, тренингов и открытых дискуссий. Здесь нам помогли родители – представители родительского и попечительского советов: они привлекли специалистов из сферы науки, бизнеса, журналистики, управления и сами активно подключились к занятиям.

Социальные и научно-исследовательские проекты, необходимые в основной и старшей школе как воздух, учат старшеклассников основам проектного менеджмента и научного исследования. Кроме того, они способны принести реальную общественную пользу, а для каждого участника – стать осязаемым успехом, первой ступенькой в профессиональной карьере.

Научно-исследовательская деятельность педагогов подразделяется на два уровня – локальный, касающийся предметных и/или дидактических вопросов, и универсальный, охватывающий целый спектр надпредметных, методологических задач. Не в каждой школе должны быть представлены оба уровня; более того, в таких странах, как США или Франция, вопросами общей методологии, интеграции программ и выработки стандартов занимаются специальные институты, а учителя (за редким исключением) работают лишь в «зоне ближайшего профессионального развития».

Любое изменение в методах и стилях обучения, каждый шаг в обновлении его содержания сопровождается выпуском целой серии учебников, методических пособий, рабочих тетрадей, электронных ресурсов, справочников, презентаций и даже комиксов… Чтобы педагоги не изобретали велосипед, отвлекая творческие силы от работы с учениками, а просто ездили на нем в свое удовольствие.

Согласитесь, в России все иначе. Море «народных» инноваций, идей, технологий, даже комплексных программ идет снизу – и даже федеральное министерство устами первых лиц то и дело советует нам: «Пробуйте сами, предлагайте, подталкивайте нас снизу» – ведь если ВСЕ нововведения пойдут сверху, то автоматически превратятся в принудиловку…

Это не цитата, поймите меня правильно, а смысл многих преобразований в системе. Такой подход для российской педагогики оказывается эффективнее: что же делать, если генеральные конструкторы нового велосипеда нам пока не предлагают, хорошо хоть денег на запчасти давать стали!..

У себя в «Корифее» мы собираем велосипед под названием «Единый методологический стандарт гимназического образования», а проще говоря – пытаемся сформулировать требования к уровню подготовки выпускников по параллелям, сопоставить их с реальной картиной и поставить конкретные (надпредметные) задачи для каждого класса. При этом учитывается специфика гимназии, ее миссия, цель, ценности и приоритеты развития.

Следующим шагом становится создание надпредметных образовательных программ (например, «Усвоение логических операций анализа и синтеза», «Работа в жанре резюме» или «Формирование навыков командной работы у гимназистов N-ных классов»), а затем – программ индивидуальных. Фокусом всей этой деятельности является оптимизация образовательной программы школы как средства для получения нового результата – особых качеств выпускника, учителя, родителя.

Так же, как и в случае с учащимися, разработкой методологического стандарта занимаются далеко не все. Примерно 20 процентов педагогов входит в состав межкафедральных рабочих групп (по ступеням) и всего четыре человека систематизируют и формализуют полученные результаты.

Еще чуть более 45 процентов включаются в процесс решения предложенных задач – в пределах собственного желания и компетентности; почти 35 процентов учителей в инновационном процессе не задействованы вовсе (за исключением получения информации о происходящем). Это нормальный расклад, позволяющий двигаться в заданном направлении.

Наш велосипед – фирменный, «корифейский»: лучше всего он подходит для нас (подогнан под рост и размер, статус и характер, рассчитан на крепко сбитый коллектив, оснащен мощными средствами коммуникации и может менять свои опции по мере продвижения). Однако мы уверены, что при незначительной реконструкции такое «средство передвижения» подойдет для других школ, и готовы предлагать его в качестве серийного продукта. Именно поэтому мы работаем как КБ (проектно-исследовательский центр), а не как домашняя мастерская.

Проектно-исследовательская активность охватывает не только учебный процесс, но и воспитательную работу, развитие культуры досуга, становление корпоративной культуры, совершенствование механизмов управления… Уже третий учебный год мы начинаем с «Парада проектов»: представления всех значимых проектных инициатив школьному сообществу, попечителям, партнерам, чиновникам.

Здесь нашлось место для всех родов войск. Рядом маршируют «курсанты» и «ветераны»: заместитель директора представляет очередной этап развития профильной школы, психолог – систематический тренинг для классных руководителей, воспитатель начальных классов – цикл практических занятий «Ужин при свечах», руководитель дошкольного отделения – шоу «Минута славы в “Филипке“», совет гимназистов – программу «Открытые дебаты», секретарь-референт и учитель географии – «Клуб путешественников», а выпускник – киноклуб «КориФильм».

Лучшие проекты получают финансовую поддержку попечительского совета, их руководители – новый статус, возможность признания и самореализации. Работа в проектных группах – отличный механизм продвижения, сплочения и воспитания командного духа. Но каждый знает: в конце года придется отчитаться (опять же публично) и подготовить пакет предложений на следующий цикл.

Если школа мыслит себя как единую образовательную среду и целостный мир, то она совершенствуется во всех направлениях и буквально «обрастает» проектами – менеджерскими, социальными, образовательными, культурно-досуговыми. В инновационном образовательном учреждении невозможно разорвать исследования и проекты, учебу и внеучебные дела, идеи и их воплощение. Поэтому одним из главных образовательных маршрутов для взрослых и детей становится освоение проектно-исследовательских методов. Это наша корифейская азбука: глубоко изучаем, исследуем – и затем предлагаем пути улучшения, развития, эффективного применения. Как в школе, так и в жизни.

Мария КАЛУЖСКАЯ, к.п.н.,
научный руководитель
МОУ Гимназии № 210 «Корифей»,
г. Екатеринбург
Рейтинг@Mail.ru