Коллектив
Видимые и невидимые стороны педсовета
Каждый опытный учитель знает: есть
педсоветы обязательные (например, по допуску к
экзаменам), экстренные (в связи с чрезвычайными
ситуациями), проблемно-тематические (необходимые
для повышения уровня профессионализма
педагогов), направленные на ознакомление с
образовательной политикой и задачами ОУ в новой
социально-культурной ситуации (модернизация
образования, повышение его качества,
инновационные процессы и т.д.)…
Однако мы хотели бы представить свои размышления
по поводу таких педсоветов, которые
останавливают наше внимание на обычном течении
жизни школы, на еe буднях.
На первый взгляд, может возникнуть
скептический вопрос о необходимости таких
наблюдений.
Тем не менее будни тоже должны время от
времени обсуждаться на педсоветах, быть
предметом коллективной рефлексии. Почему? На наш
взгляд, потому, что не праздники и не
чрезвычайные события как своеобразные «взрывы»
обыденности составляют суть школьной жизни, а
именно еe каждодневное течение – обычное,
монотонное, упорядоченное.
Повседневность обеспечивает нормальную
жизнедеятельность учебного заведения, огромного
коллектива детей и педагогов, сложной социальной
инфраструктуры. Это уклад, при котором каждый
человек свободно ориентируется и уверенно себя
чувствует.
Повседневность – это сама жизнь.
Благодаря ей ученик познаeт самые разные явления,
задумывается о добром и злом, о правде и лжи, о
приятном и неприятном. Во многом именно в школе
формируются статус растущего человека, его
самооценка, притязания, интересы. И, что
представляется очень важным, воспитываются
привычки человеческого «общежития», к которым
часто не приучают родители. Наши стереотипы
поведения зачастую рождаются из повторения
действий, обусловленных писаными и неписаными
нормами школьной жизни. И, наверное, их
автоматизм особенно важен для любого человека.
К сожалению, в последнее время интерес
классного руководителя и учителя-предметника к
такому рутинному труду упал. Может быть, это
произошло из-за прежнего неутомимого
разъяснения правил для учащихся, скучных и
повторяющихся год за годом этических бесед,
формализма в планировании и организации
воспитательной работы? Или является следствием
снижения общего интереса к воспитанию, несмотря
на разнообразные его концепции?
Мы научились понимать, что такое
педагогическая поддержка, сопровождение
ученика, воспитание на основе общечеловеческих
ценностей, воспитание человека культуры. Но всe
более очевидными делаются издержки в
воспитательной сфере. Многим из детей кажется,
что именно от старшего поколения в первую
очередь зависят комфортные условия в школе, что
именно взрослые должны их создать и
поддерживать.
Странная вещь: ученикам не нравится
плохой запах в туалетных комнатах, они говорят о
необходимости зеркал и туалетной бумаги в них, но
эти жалобы не связываются с соответствующим
поведением самих «жалобщиков», их сверстников, с
несоблюдением ими элементарных правил, с
отсутствием привычки соблюдать порядок везде и
всегда. Как никогда становится актуальной мысль
о том, что истинная мотивация поведения
проявляется тогда и там, где тебя никто не видит.
Мы ставим перед собой цель приобщить
ребенка к ценностям высшего порядка. Поэтому
заказываем экскурсии, ездим с учащимися в другие
страны, ходим в театры, проводим лекции и беседы,
заботимся о преемственности традиций. Однако всe
чаще мы сталкиваемся с незнанием нашими детьми
элементарных правил поведения.
Иногда мы сами виноваты в том, что наши
ученики ведут себя так. Снисходительны к их
агрессивной шумливости в общественных местах,
внешнему виду в школе, разговорной небрежности,
грубости, крику.
Педсовет начался с доклада
директора, а затем последовало выступление
научного руководителя гимназии. Их слова всегда
должны быть направлены на озвучивание темы,
которая обязательно предстает как проблема,
требующая напряжения, усилия, размышлений
каждого педагога.
|
Всe это заставляет раз за разом
возвращаться к теме поведения учащихся в обычном
течении жизни. Именно поэтому мы периодически
обостряем проблематику школьной повседневности,
посвящая ей отдельные педсоветы. Вот их цепочка:
«Учебный кабинет: единство учебной и
эстетической функции», «Уклад жизни гимназии как
показатель развития школьной образовательной
системы». А сразу после январских каникул мы
провели педсовет «Воспитание культуры
повседневности в гимназии». Нет, он не явился
следствием особых событий. Нам было важно
наладить систему внимательного отношения
педагогов к культуре поведения учащихся.
Такая цепочка коллективных обсуждений
необходима как динамическое развитие
существенной педагогической идеи, как еe
осмысление сотрудниками в расширяющемся
смысловом контексте, как привлечение всe новых
сторонников к практическому воплощению.
«Программа воспитания культуры
повседневности» – составной элемент всей
программы воспитательной работы гимназии на
ближайшие годы. Ее особенность в функциональном
значении для образовательного учреждения, в
котором одновременно сидят за партами и работают
более 800 учащихся и более 60-ти учителей.
Здесь как нигде необходим привычный
порядок. Он обеспечивает взаимосвязь всех
субъектов и процессов, существующих в одно и то
же время в едином пространстве. Постоянная,
неустранимая задача педагогов – воспитать у
учащихся стремление поддерживать определенный
уклад в гимназии, соблюдать его, разумно и
ответственно разрешать возникающие
противоречия, понимая, что является основой
упорядоченной жизни, исключающей неожиданности,
агрессию, срывы, опасные для здоровья ситуации.
Как обычно, в процессе подготовки к
коллективному мероприятию (об этом мы
неоднократно писали в «УШ») была определена
исходная концепция педсовета: сущность
повседневной культуры, ее педагогическая
необходимость и целесообразность, положительные
и отрицательные проявления в школьной жизни,
основные направления деятельности коллектива по
воспитанию, сохранению и обновлению этого
аспекта.
Полагаем, что концептуальная ясность
будущего педсовета – обязательное условие
его подготовки и проведения. Только в этом случае
можно говорить с педагогами-докладчиками о том,
что от них требуется: вокруг какой идеи
сконцентрировать выступление, какую «свою»
проблему выделить, каким опытом целесообразно
поделиться с коллегами. В этом смысл
происходящего события как педагогического
совета.
Для профессионального взаимодействия
администрации с педагогами очень важны
собеседования с докладчиками. Это момент
взаимной рефлексии, когда руководитель
чувствует, вырос ли учитель в понимании
некоторых важных проблем по сравнению с
предыдущим своим выступлением, а педагог остро
осознаeт свою готовность или неготовность к
новому сообщению по предложенной проблеме. В
этих собеседованиях «нащупывается» наиболее
близкая профессиональная тема, руководящая нить
будущей речи, определяется ее примерный
смысловой контекст.
В собеседовании важно поддерживать
атмосферу заинтересованного отношения к
личности педагога, к его деятельности, уметь
помочь некоторым членам коллектива преодолеть
неуверенность и даже страх перед публичным
выступлением. Мы как-то забываем, что доклад
перед коллегами – это своего рода состязание:
в умении держаться во взрослой, а не детской
аудитории, говорить так, чтобы тебя слушали,
убеждать в правомерности своей точки зрения,
вызывать положительный отклик. Эти
психологические моменты чрезвычайно важно
учитывать в процессе индивидуальных
собеседований с каждым учителем.
Стремитесь, чтобы ваши сообщения
на педсовете точно соответствовали теме
собрания и его основной проблеме
Как и во всех иных случаях проведения
коллективных мероприятий, необходимо правильно
распределить выступления: между опытными и более
молодыми педагогами, между «записными
ораторами» и неуверенными докладчиками, между
обладающими интересным опытом и теми, кто только
начинает задумываться над поставленной
проблемой. Мы учитываем даже факт давности
предыдущего выступления.
Педсовет начался с доклада директора, а
затем последовало выступление научного
руководителя гимназии.
Их слова всегда должны быть направлены
на озвучивание темы, которая обязательно
предстает как проблема, требующая напряжения,
усилия, размышлений каждого педагога. А
последующие сообщения призваны развернуть
панораму коллективной деятельности с точки
зрения обсуждаемого вопроса.
Как обстоят дела с культурой
повседневного поведения в начальной школе и в
группах продлeнного дня?
Сохранилась ли работа с подростками по
воспитанию привычек нравственного поведения?
Что делает учитель физкультуры для
воспитания организованного поведения наших
учащихся при переходе их из класса в зал, в
раздевалках при спортивном зале, чем и как
занимает освобождeнных от урока, как воспитывает
привычку к соблюдению спортивной формы, как
руководит переходом из школы на стадион?
Какие трудности испытывает классный
руководитель старшего класса в решении
поставленной проблемы и как их преодолевает?
Это основные обсуждаемые вопросы.
Коллектив услышал немало интересного из
практики воспитателя ГПД Е.В. Карповой,
которая разработала и стала проводить систему
занятий по соблюдению этикетных норм поведения
учеников в столовой, на прогулках, в учебной
деятельности. Она обратила внимание на такие
моменты организации жизни детей, которые многим
кажутся не заслуживающими внимания мелочами.
Однако именно в этом возрасте закладываются
основы нравственно-эстетического отношения к
сервировке стола, еде, к тому, кто сидит за столом
рядом с тобой, к обеденному этикету.
Р.М. Гайнутдинова сосредоточила
выступление вокруг следующей идеи: человек своим
поведением и внешним видом не должен доставлять
неудобства окружающим людям. Она рассказала о
том, как это осуществляется в воспитании младших
школьников, показав взаимосвязь и ценность
разнообразных методов и приeмов воспитания
культуры общения учащихся начальной школы.
Прежде всего можно организовать
коллективную деятельность в малых группах,
создать и проанализировать воспитывающие
ситуации, предложить упражнения и ролевые игры,
делать напоминания. Читатель засомневается: что
же здесь нового? Да, эти методы и приемы известны
давно. Однако сегодня мы часто забываем о
традициях, о тех достижениях, которые себя
оправдали в практике воспитания. Нужно
обязательно вспомнить о значении приучения к
правильным действиям, особенно в младшем
возрасте.
Важно обратить внимание на воспитание
сознательной мотивации поведения в старшем
возрасте, когда на место «приучению» и
упражнению уже приходят сознательные и
ответственные действия.
На педсовете были представлены
материалы опроса учащихся разных возрастных
групп. Гимназистам предложили всего три вопроса:
1. Что тебя радует в гимназии?
2. Что огорчает?
3. Что бы ты хотел изменить в еe жизни?
Разумеется, всех насторожила и даже
озадачила позиция учащихся в ответе на третий
вопрос. Она свидетельствует о потребительском
подходе пассивных наблюдателей, о которых должны
позаботиться взрослые. Об этом мы писали в начале
статьи. Однако это привлекло внимание к тому, что
разовые акции не могут заменить систематической
воспитательной работы.
Неподдельный интерес вызвал видеофильм,
снятый к педсовету, с комментариями заместителя
директора по воспитательной работе
О.А. Платоновой. Он запечатлел картины
школьной действительности. Порядок на учебных
столах... Столовая после окончания перемены…
Внешний вид отдельных гимназистов… Сиротливая
урна и в шаге от неe брошенная обeртка от
шоколадки…
Эти кадры возвращают к размышлениям о
противоречивости школьной жизни. В ней есть
будни и праздники. Приeм гостей на семинары,
конференции – и повседневность без
посторонних глаз.
Яркие события и показательные
мероприятия требуют огромных усилий, напряжения,
творчества. Но они проходят – и снова все как
обычно. Однако и череда будней требует очень
напряженной, часто невидимой, но не менее трудной
работы. Не напоказ, а для себя, для всех, кто
учится и трудится в школе. И в этом нет мелочей,
которыми можно было бы пренебречь.
Не всe получилось на этом педсовете. Два
выступления не были удачными. Трудно понять
причину: формальное отношение к делу, стремление
отделаться декларациями вместо анализа,
описание педагогики мероприятий, неумение
вникнуть в проблему или еe непонимание?
Как быть в таком случае? Доклады
состоялись, и, кажется, о них можно было бы забыть.
Но не исключено, что такое повторится снова. А это
впустую затраченное время нескольких десятков
коллег, укрепление привычки формально
относиться к делу.
Поэтому было решено вернуться к
неудачным выступлениям, поговорить с их
авторами, помочь понять, что не получилось и
почему. И попросить… написать все заново. «Для
чего?» – спросит читатель. Заново написанное
выступление может прозвучать на более частном
собрании учителей: на МО классных руководителей,
на совещании при директоре, на планeрке и т.д. Это
не наказание, а попытка побудить к проникновению
в проблему, подумать о коллективном времени, о
своей собственной культуре в работе школы. Иначе
будет расхождение между словом и делом: учитель
печeтся о воспитании культуры поведения своих
учащихся, а в своей профессиональной
деятельности этим нормам сам следует не всегда.
Галина ОПАРИНА,
директор гимназии № 441,
Алевтина РОБОТОВА,
научный руководитель гимназии,
профессор РГПУ им. Герцена,
г. Санкт-Петербург
А
также…
|
По следам педсовета
мы решили напомнить, как надо готовиться к
выступлениям:
1. Просим вас, коллеги, обратить
внимание на то, чтобы ваши сообщения точно
соответствовали теме педагогического совета и
его основной проблеме.
2. Учитывая ограниченный объeм
отведeнного времени, не злоупотребляйте
пространными вступлениями теоретического
характера. Начало должно иметь характер
небольшого и ясного теоретического введения в
проблему, которую вы собираетесь осветить.
3. Старайтесь построить текст как
авторское произведение, в котором ясна ваша
индивидуальность и стиль педагогической
деятельности. Поэтому не увлекайтесь
рассуждениями, как что-то должно быть. Всегда
интересно услышать о том, как вы решаете
педагогическую проблему, что у вас получается
наилучшим образом, что – меньше и почему.
4. Поскольку наши совещания – это советы,
подумайте, чем вы можете обогатить наше
коллективное сознание, опыт, в чем
педагогическая ценность ваших идей, что могут
позаимствовать коллеги. Важно вызвать
слушателей на размышление!
5. Всегда интересно, когда в сообщение
включен анализ диагностических данных (опросов,
сочинений, тестов, рисунков детей). Это позволяет
избежать одностороннего взгляда на проблему
(только со стороны педагога).
6. Ваше выступление должно быть
ориентировано на восприятие коллег, которые вас
слушают. Помните, что устный текст отличается от
письменного.
7. Наконец, просим вас соблюдать
культуру оформления текстов, которые вы затем
сдаете для протокола (фамилия, тема, наличие
полей, разборчивый почерк, лист формата А 4).
Спасибо! |
|