Республика Чувашия
Учителю полезно побыть на месте
ученика
Так считает директор СОШ
поселка Опытный Цивильского района Чувашии
Галина ФАДЕЕВА.
– В нашей школе – 41 учитель. У
половины из них – высшая категория.
В этом учебном году 11 наших
преподавателей успешно прошли аттестацию.
Возможно, не все были психологически готовы к
экзамену в форме ЕГЭ (хотя идеи новой аттестации
ранее обсуждались и доводились до коллективов
школ). Однако большинство согласились с тем, что
сдавать ЕГЭ – жесткое, но правильное
требование: ведь учитель, который не знает своего
предмета, не может претендовать на то, чтобы
назваться учителем (тем более педагогом высшей
квалификационной категории).
Аттестационные процедуры были, на наш
взгляд, хорошо организованы и проходили в
соответствии с графиками. Педагогов заранее,
через Интернет, проинформировали, что и как будет
происходить. Поэтому особых неожиданностей ни
для кого не было.
– Вы тоже аттестовывались, как
учитель-предметник?
– В этом году – да. Я преподаю
иностранный язык. Думаю, что учителю очень
полезно пройти аттестацию в форме ЕГЭ. Это дает
ему возможность испытать на себе те трудности, с
которыми сталкиваются наши дети, сдавая единый
государственный экзамен. Педагог может
погрузиться в живую атмосферу экзамена, пережить
то, что испытывают ученики.
Теперь на собственном опыте я могу
подтвердить: испытываемые детьми на ЕГЭ
проблемы, в первую очередь, психологического
характера. Например, сама я получила на ЕГЭ 95
баллов (можно сказать, сплоховала, потому что
некоторые мои коллеги сдали экзамен на 98 –100
баллов). Оказывается, я потратила лишнее время на
переписывание некоторых заданий. На ошибках
учатся! Теперь я могу дать своим ученикам
несколько полезных практических советов.
– Вы преподаете предмет, который
российские выпускники редко выбирают в форме
ЕГЭ. В вузах Чувашии востребован ЕГЭ по
иностранному языку?
– В основном, в республиканском
педагогическом университете, на педагогических
специальностях. Правда, у нас в школе есть ребята,
которые поступают или готовятся к поступлению в
столичные вузы, где чаще предпочитают устный
экзамен по этому предмету.
Несмотря на это, мы с детьми
прорабатываем на уроках многие задания ЕГЭ.
Бывают случаи, когда выпускники выбирают для
себя эту форму экзамена в последний момент.
И надо, чтобы предъявляемые требования не
стали для них громом среди ясного неба.
– Педагоги некоторых школ республики
назвали очень сложным экзамен по IT-технологиям.
Как его сдали ваши учителя?
– На этом этапе аттестации у них не было
никаких сложностей! У 20-ти педагогов действуют
собственные сайты. На базе нашей школы работал
межшкольный методический центр, и тем, кто прошел
обучение на базе ММЦ и получил сертификат об
обучении в Институте образования, автоматически
засчитывался второй этап аттестации.
К нам поступают заявки от специалистов,
которые готовятся к предстоящей аттестации: они
хотели бы обучиться
информационно-коммуникационным технологиям. В
прошлом году эти курсы прошли даже учителя
предпенсионного и пенсионного возраста.
В настоящий момент некоторые из них тоже
хотели бы аттестоваться. Так, наш педагог
Валентина Федоровна Мартынова, заслуженный
учитель Чувашской республики (она вышла в этом
году на пенсию), прошла аттестацию на высшую
квалификационную категорию.
– Сколько теперь получает в вашей
школе учитель высшей категории?
– Зарплаты учителей высшей категории
выросли в два с половиной раза. У кого-то вместе с
классным руководством – более 15-ти тысяч, у
кого-то со стажем 25 лет – 20–21 тысяча, у
других – около 17–18-ти тысяч. Но при этом я не
помню, чтобы в коллективе были какие-то обиды: все
хорошо понимают, за что тот или иной педагог
получает свою зарплату и что дорога к высшей
категории никому не закрыта. Каждый начинающий
педагог может повышать свои результаты,
самосовершенствоваться и выходить на
аттестацию. Поэтому в школе сразу
активизировались молодые учителя со второй
категорией. Они стремятся к участию в различных
конкурсах и олимпиадах, пополняют свой
портфолио.
– Еще несколько лет набор в первые
классы будет сокращаться. Следовательно, пойдет
на убыль и нормативно-подушевое финансирование.
Однажды детей окажется мало, а учителей с высшей
категорией – слишком много…
– Наша школа, удостоенная в 2006 году
президентского гранта, за двадцать лет своего
существования создала себе особый имидж: более
половины учеников ездят к нам из других
микрорайонов, не закрепленных за ОУ. Мы всегда
работали над привлечением школьников. Но с
демографией нам приходится считаться.
Сегодня у нас 429 учеников. Рождаемость в
сельской местности, к сожалению, пока идет на
спад. Это значит, что по объективным причинам
детей станет еще меньше… Ну что ж! Тогда
сократится фонд стимулирующих выплат, который
пока составляет около 20 процентов. |