Республика Чувашия
Учитель, сдай ЕГЭ!
О том, как проводится
аттестация учителей и руководителей ОУ в
Чувашии, рассказывает Елизавета КАЗАКОВА,
проректор по учебно-методической работе
Чувашского республиканского института
образования.
– Наш институт последние два-три года
уже работает по принципу модульной технологии
повышения квалификации. Модуль – это
законченный блок, который предполагает теорию,
практику и выходной продукт в виде проекта,
зачета, исследования или мастер-класса.
Комбинации модулей, выбираемых каждым учителем,
и позволяют нам сделать систему аттестации
выборной.
В этом учебном году у нас было 254
программы. Каждая кафедра Чувашского
республиканского института образования
разрабатывает модульные программы и затем, в
начале учебного года, направляет их по
электронной почте в районные управления
образования, а те – в школы, где учителя делают
из них выбор для своей будущей аттестации.
Курсы повышения квалификации строятся
с учетом того, каким модулям отдали предпочтение
учителя республики. Напротив понравившегося
модуля каждый записывает свои данные, а после
компоновки общего курса результат вывешивается
на нашем сайте.
Ежегодно мы охватываем повышением
квалификации 6–7 тысяч учителей. Можно выбрать
одновременно даже 5–6 модулей. Некоторые
предпочитают всего один – длиной в 18 часов.
Например, «Организация профильного обучения в
сельской школе». В таком случае мы организуем у
себя проблемный семинар или курсы. А бывает, что с
двумя-тремя учителями просто работаем
факультативно. Это предусмотрено в нашем учебном
плане.
– Но если учитель выбрал 18 часов,
возникает проблема: ему нельзя выдать документ о
том, что он прошел обучение или повышение
квалификации…
– Совершенно верно. Удостоверение
выдается, когда педагог набрал 72 часа,
свидетельство – если прослушано более 100
часов. Но у нас в республике уже второй год в
качестве эксперимента апробируется
накопительная система повышения квалификации.
Учителю не надо набирать как минимум
четыре модуля по 18 часов (может быть, ему ничего
кроме одного-единственного модуля не
понравилось или не понадобилось!). Каждый
18-часовой семинар мы записываем в обычные
студенческие зачетные книжки, а затем фиксируем
на кафедре в электронном виде. Когда со временем
таких модулей набирается на 72 часа, педагог имеет
право получить документ.
Как будет работать такая система –
посмотрим. Во всяком случае, сегодня для нас
важно, что к нам приезжают уже на конкретные,
самостоятельно выбранные курсы. В этом и
заключается выборность и адресность системы
повышения квалификации.
Помимо этого, мы предлагаем
инвариантную часть модульных программ
(36 часов). Она строится на основе
образовательной политики, проводимой в
Чувашской Республике, с учетом требований
приоритетных национальных проектов, для
реализации которых учителям и руководителям ОУ
нужны определенные знания.
– Какие модули для повышения
квалификации пользовались наибольшим успехом у
учителей за последний год?
– «Современные информационные
технологии в обучении чувашскому языку в
начальных классах», «Компьютерное
моделирование», «Деятельность классного
руководителя в условиях модернизации
образования», «Современные формы работы с
родительской общественностью», «Базовый и
расширенный уровни ИКТ-компетентности
педагога», «Учебные проекты с использованием
Microsoft Office», «Использование цифровых
образовательных ресурсов в деятельности
учителя».
А также 18-часовые модули типа: «Трудные
задания ЕГЭ прошлого года» или «Выполнение
заданий части С». Они разрабатываются в нашем
институте по одному из 12-ти предметов единого
экзамена, которые сдаются в республике.
Кафедры анализируют, по каким заданиям
выпускники республики набрали наименьшее
количество баллов, и с учетом этого, восполняя
пробел, формируют программы повышения
квалификации учителей.
Руководители ОУ, как правило, выбирают
модули «Экономика и финансы в управлении»,
«Проектная деятельность в управлении ОУ»,
«Программно-целевое управление»,
«Внутришкольный контроль и мониторинг
результатов ОУ», менеджмент в управлении,
фандрайзинг, «Общественно активная школа или
государственно-общественная форма управления
ОУ».
Наиболее востребованы у администрации
школ модули по проектной деятельности,
совершенствующие знания по разработке программы
ОУ, юридическим и финансово-экономическим
вопросам, проведению мониторинга качества.
– Новая аттестация учителей и
руководителей школ проводится на базе института.
Породила ли она какие-то новые проблемы?
– В процесс аттестации педагогических
и руководящих кадров мы ввели два новшества: одно
из них – проверка IT-компетентности.
Потребность в этом этапе проверки учительских
умений обнаружилась после того, как
республиканское Министерство образования, Центр
дистанционного обучения и наш Институт
образования провели масштабное аналитическое
исследование.
В районы были отправлены опросники, по
которым учителя отвечали на курсах повышения
квалификации. Выяснилось, что компьютеры есть во
всех школах, но до идиллии нам пока далеко.
Некоторые педагоги побаиваются техники, а другие
открыто высказывают мнение: я и так дам хороший
урок, зачем мне это надо?
Сегодня учитель уже уяснил: если он
идет на аттестацию, надо овладеть IT-технологиями.
Теперь появился мощный стимул. Одни занимаются в
школе со своим учителем информатики. Другие
отправляют заявки в наш институт.
В программу повышения квалификации
для каждого потока мы включили инвариантную
часть по овладению компьютером. И она оказалась
очень востребована.
– Но чтобы провести в масштабах
республики проверку учительского овладения
IT-технологиями, нужно много компьютеров и
помещений!
– Сегодня для прохождения аттестации
по владению компьютерными технологиями мы
разработали особый график. У нас 6 компьютерных
классов, учителя могут тестироваться в субботу и
воскресенье, значит, в течение месяца мы успеваем
пропустить через этот этап 1700–1900 человек.
Поэтому никакого столпотворения нет.
Так как в республике сельских школ
больше, чем городских, то и активность выше у
сельских учителей. (Городские педагоги имеют
возможность заниматься в районных методических
центрах, хотя документы о повышении квалификации
все равно получают у нас.)
Графики аттестации мы отправляем по
районам. В Интернете можно найти расписание: с
девяти до десяти часов приходят учителя из
одного района, с часу до двух – из другого. И
так – до вечера. Каждый появляется к своему
времени.
Мы даем 60 минут на компьютерное
тестирование по IT-компетентности, потом –
перерыв, потом – еще час.
Учитель ничего не затрачивает на
дорогу: в каждом из 28 муниципалитетов есть
микроавтобусы, полученные ими в рамках проектов
и программ. Не было ни одного случая, чтобы в
каком-то муниципалитете отказали. Прибавлю: у нас
есть бесплатная гостиница для педагогов из
дальних районов.
Второе новшество в системе аттестации,
введенное в этом учебном году, – учительский
ЕГЭ. Его должны сдавать по своему предмету
педагоги, подавшие заявление на первую, вторую и
высшую категории.
В республике 12 предметов учебного
плана, по которым дети сдают единый
государственный экзамен: два обязательных,
остальные – по выбору. Учителям предлагались
те же КИМы, что и их ученикам. Экзамен проводился
по тем же демоверсиям; с теми же тестовыми
листочками; столько же времени, сколько обычно
отводится на сдачу ЕГЭ. Педагоги рассаживались
по аудиториям и выполняли задания, точь-в-точь
как школьники.
После того как они завершили экзамен,
главная аттестационная комиссия проводила
шкалирование по его результатам для учителей
каждой категории. Максимальная оценка – от 96
до 100 баллов. Как и при приеме в вуз!
– Но учителя могли заранее
подготовиться по демоверсиям ЕГЭ…
– Конечно, вариантов демоверсий масса,
и заранее их прорешать не запрещается. Но когда
педагоги приходили сдавать ЕГЭ в ходе
аттестации, никто не знал, кому какой вариант
попадет.
На первых порах мы опасались, что
учителя будут выражать недовольство. Но
большинство, в итоге, осталось довольно
новшеством. Во-первых, сказали они, пройдя через
такой экзамен, мы лучше поняли, как спланировать
урок, как выстроить преподавание, как
целенаправленно готовить детей к выполнению
вариантов ЕГЭ (особенно заданий части С,
благодаря которой они смогут поступать в вузы).
Как ни странно, из аттестовавшихся
педагогов не справились с ЕГЭ только единицы (мы
ожидали, что проблем окажется больше). Но когда
Главная аттестационная комиссия сообщила баллы
для учителей высшей, первой и второй категорий,
выяснилось, что лишь несколько аттестуемых
набрали меньше баллов, чем им положено для своей
категории.
–Учителя, не справившиеся с ЕГЭ, –
кто они?
– Во-первых, это те, чьи предметы
сдаются в форме ЕГЭ по выбору. Они меньше заняты
тем, чтобы готовить учеников к этому экзамену, не
все выборные предметы ЕГЭ популярны.
Во-вторых, это учителя из основной
школы, где нет выпускников, и которые поэтому не
занимаются с детьми подготовкой к ЕГЭ. Не
удивительно, что они вообще не сталкивались
вплотную с заданиями ЕГЭ.
Хочу подчеркнуть, что в целом эти
педагоги тоже расценили сдачу ЕГЭ как плюс. Даже
работая в основной школе (на перспективу, в
прагматическом варианте), необходимо знать, куда
пойдет ученик в 10–11-м классе, в каком
содержательном поле он окажется.
Для нас же трудности учителей на ЕГЭ
стали основой для плодотворной аналитики. Прежде
кафедры проводили анализ по решаемости заданий
ЕГЭ выпускниками. Теперь же мы имеем аналогичный
материал и по преподавателям. Картина получилась
интересная, хотя вполне закономерная: что не
может решить учитель – то не может сделать и
ученик. У педагога и выпускников в большинстве
случаев одни и те же пробелы и проблемы с
решением заданий ЕГЭ. На будущий год мы
разработаем модули, которые свяжут воедино
ошибки, совершенные на ЕГЭ как учителями, так и
учениками.
– Задействован ли на третьем этапе
аттестации республиканский институт
образования?
– Третий этап тоже полностью проводит
наш институт, хотя в экспертной комиссии, перед
которой выступают учителя и руководители ОУ,
задействованы представители других учреждений:
из педуниверситета, республиканской ассоциации
учителей-предметников, учителя-грантовики.
На третьем этапе аттестации учитель
может выбрать несколько вариантов: защиту своего
портфолио, защиту и представление методической
разработки, открытый урок.
Для руководителей ОУ есть выбор:
презентация портфолио образовательного
учреждения (ее надо предоставлять на бумажном и
электронном носителе, в том числе мультимедийный
вариант). Эта презентация включает все
достижения школы вместе с обязательным блоком
инноваций.
Руководитель ОУ может выбрать для
своей защиты реализацию программы развития
школы (комплексное развитие ОУ), проект развития
ОУ (он может быть узконаправленным: например,
привлечение в школу молодых учителей), анализ
нормативно-правовой документации
функционирования ОУ (локальные акты, которые
разработаны в школе, анализ их работы).
Локальные акты школы – вещь отнюдь
не такая простая, как кажется. Они тоже
оценивались комиссией по определенным
показателям, где важным фактором было
соответствие названия, структуры и содержания.
Иногда локальный акт назван приказом или
положением, но его содержание этому не
соответствует.
– В документах аттестации сказано,
что каждый учитель должен предоставить на третий
этап аттестации цифровые образовательные
ресурсы и показать, насколько он умеет ими
пользоваться. Как учителя справились с этим
требованием?
– Это тоже было новшество. В первый год
мы предложили его в смягченном варианте: учителю,
за неимением своего собственного цифрового
ресурса, могли быть засчитаны цифровые
образовательные ресурсы из единой российской
коллекции и из Интернета. Достаточно было
показать, как он используется на уроке.
Здесь важно помнить, что Чувашия
участвует в проекте по информатизации системы
образования и развития сети межшкольных
методических центров. В его рамках учителя
прошли курсы повышения квалификации, многие из
них даже создали собственные сайты. На них
выкладываются материалы для учащихся и учителей.
Через сайт можно общаться с учениками и их
родителями. Были учителя, которые представили на
аттестацию цифровые ресурсы в трех
вариантах – и из российской коллекции, и свои
разработки, и собственный сайт.
У нас есть педагоги чувашского языка и
литературы, которые разработали собственные
образовательные ресурсы (в российской коллекции
ничего подобного, по понятным причинам, нет). Были
учителя, которые создали всевозможные тесты для
проверки знаний учащихся и представили их в
электронном виде, – мы тоже засчитали им это
как цифровой образовательный ресурс.
– И как потом суммируются баллы,
набранные на аттестации?
– Институт образования разработал
лист экспертной оценки по всем этапам и формам
аттестации, которые оцениваются определенными
баллами. Например, на ЕГЭ учитель мог получить
максимально 100 баллов, на втором этапе (проверка
IT-компетентности) – 50 баллов, на третьем
(защита работы) – 70 баллов. Итого, максимум 220
баллов. Суммирование баллов проводила Главная
аттестационная комиссия.
На высшую категорию нужно набрать не
менее 180-ти баллов. Были всего лишь несколько
учителей, которые подали заявление на высшую
категорию, а по итогам ЕГЭ попали только на
первую. Но она присуждалась Главной
аттестационной комиссией лишь в том случае, если
учитель сам соглашался с ее решением.
Были и те, кто забирал заявления, решив, что
подготовятся лучше и придут аттестовываться на
высшую категорию в будущем году. Отказ от
аттестации – законное право учителя, здесь
нет никаких нарушений. |