Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2008

ТЕМА НОМЕРА: АТТЕСТАЦИЯ

Республика Чувашия

Старая система уже неактуальна

Говорит заместитель министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Светлана ПЕТРОВА.

– В некоторых регионах новая система аттестации начала внедряться раньше, чем НСОТ. Как эти два процесса происходили в республике?

– У нас это было, скорее, параллельно. Идея новой республиканской системы аттестации вытекала из тех задач, которые мы решали в ходе разработки НСОТ. Новая система оплаты труда направлена на поддержку и материальное стимулирование одаренных и результативных сотрудников. За высшую категорию устанавливается удвоенный коэффициент.

Сейчас на полную схему НСОТ перешли 30 школ республики, а к 2009 году она будет внедрена во всех школах. При этом встает вопрос: каким образом подтверждать коэффициент, через какой механизм можно полноценно измерять достижения каждого?..

Нам было понятно, что существовавшая прежде система аттестации полностью утратила актуальность и не давала мотивации к достижению лучших результатов. Многие учителя не видели смысла в том, чтобы раз в пять лет проходить аттестацию, подтверждая или повышая свою квалификацию: на зарплате это почти никак не отражалось.

– Как вы относитесь к праву педагогов не аттестовываться вообще?

– Мы считаем такой подход неправильным. Одно дело – когда на новую аттестацию не хочет выходить учитель, которому остался год до пенсии. Это по-человечески понятно. Но призыва вовсе отказаться от аттестации я не разделяю.

На данном этапе мы еще не готовы перейти на систему педагогической самооценки. Это, на мой взгляд, высший пилотаж. Хотя сейчас рассматривается подобная возможность для некоторых педагогов. Предположительно их будет 10 процентов – те, кто имеет сегодня высшую категорию, постоянно повышает квалификацию и чей уровень предметной компетенции очень высок. Освободив от аттестации, мы тем самым дадим им кредит доверия на всю последующую педагогическую деятельность.

– Новая система аттестации в республике уже работает, а, в эксперименте по НСОТ участвуют 30 школ. Как это совместить?

– Если аттестацию прошли учителя ОУ, находящиеся в эксперименте по НСОТ, их заработок вырастает уже сегодня. А педагоги других школ (с НСОТ только в части выплаты стимулирующих надбавок), которые в 2008 году аттестовались по новым принципам, и им присвоена высшая категория, смогут получать зарплату по новой схеме с 2009 года, когда на НСОТ перейдут все школы республики. Для таких сотрудников действие новой аттестации является как бы отсроченным на год.

– Сейчас в Воронежской области учителя активно протестуют против введения НСОТ. Каково настроение в чувашских педколлективах?

– Настроение разное. Хорошие учителя воспрянули духом: они поняли, что за результативную работу можно получить достойную зарплату.

Сейчас мы проводим во всех ОУ республики подготовительную работу, своеобразную репетицию перед массовым переходом на новую систему оплаты труда полностью. Во всех школах республики внедрены элементы НСОТ.

В частности, ввели стимулирующие выплаты. Объясняем каждому педколлективу, что у него теперь законно, в соответствии с бюджетом есть 10 процентов стимулирующей части, и ее следует распределять с обязательным привлечением управляющего совета.

К 2009 году стимулирующую часть планируется увеличить. А непосредственный опыт ее распределения в школах нарабатывается уже сейчас.

Рейтинг@Mail.ru