Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2008

ТЕМА НОМЕРА: АТТЕСТАЦИЯ

Республика Чувашия

Учителя не обошли учеников

К такому выводу пришли в Республике Чувашия, когда 1277 учителей впервые прошли один из этапов аттестации в форме ЕГЭ и показали некоторые пробелы в знаниях.

В этом регионе задолго до создания нацпроекта реализовывали многие его задачи.

В 2001 г. здесь начали переходить на нормативно-подушевое финансирование. С 2002 г. был запущен процесс оптимизации сети. Однако внедрение НСОТ проходит в республике постепенно.

Сегодня полная схема новой системы оплаты труда введена только в 30-ти ОУ. В них учителя получают принципиально иные должностные оклады за 36-часовую рабочую неделю.

В большинстве чувашских школ отрабатывается механизм распределения стимулирующей части ФОТ, когда педагоги и другие сотрудники образовательного учреждения получают зарплату по результатам своей деятельности.

Новую систему оплаты труда в республике предполагается внедрить в три этапа. Рост зарплат будет постепенным: в первый год –25%, во второй – 56% и, наконец, к 2009 г. – 95% по отношению к средней заработной плате за 2006 г.

Прожиточно-педагогический минимум

В настоящий момент зарплата рядовых чувашских педагогов состоит из должностного оклада и повышающих коэффициентов. В основе первого лежит республиканский прожиточный минимум, который определяется раз в год по состоянию на 1 сентября, исходя из утвержденной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Чувашской Республике.

Далее прожиточный минимум умножается на коэффициент образования.

Тот, кто окончил школу, получает лишь базовый оклад.

Окончивший ПТУ имеет право на коэффициент 1,2.

Выпускник техникума может рассчитывать на коэффициент 1,3.

И, наконец, базовый оклад педагога с высшим образованием умножается на 1,5.

Понятно, что прожить на должностной оклад, привязанный к прожиточному минимуму (даже если он умножен на 1,5 и коэффициенты стажа), непросто. Разнообразные учительские надбавки никогда не могли довести зарплату до средней в промышленности.

Новая система оплаты труда предполагает значительное повышение, связанное с квалификационной категорией преподавателя. Педагог, аттестовавшийся на вторую категорию, получает коэффициент 1,5 (или 50% надбавки), учитель первой категории – коэффициент 2 (100% надбавки), высшей – коэффициент 3 (300% надбавки).

Получается, что должностной оклад учителя, имеющего высшую квалификационную категорию, увеличится в 3,35 раза и составит 17 288,38 руб. вместо имевшихся в 2006/07 гг. 5 154,01 руб.

Это потребует 320 млн руб. дополнительно (с учетом создания фонда стимулирования) в 2007 г., 402,0 млн руб. в 2008 г. и 499,0 млн руб. в 2009 г.

Из республиканского бюджета будут дополнительно выделены: в 2008 г. – 82 млн руб., в 2009 г. – 179 млн руб.

Впрочем, без этих мер зарплата учителя так и останется прожиточно-педагогическим минимумом.

Аттестуйтесь на… триста процентов

Новая система аттестации, обещающая в итоге максимальное повышение зарплаты на 300%, является для чувашских педагогов трамплином в достойную и сравнительно обеспеченную жизнь.

Сегодня все больше учителей республики начинают осознавать, что их труд может вознаграждаться не только почетными грамотами. За два года нацпроекта 224 чувашских педагога получили 100-тысячные президентские гранты и 60 – гранты и премии Президента Чувашии. Характерно, что в 2007 г. в конкурсном отборе на 112 грантов участвовали 470 учителей.

Педагоги учатся бороться за признание своих заслуг. Так почему бы не побороться за высшую квалификационную категорию?

В этом учебном году более 28 процентов учителей республики выходят на аттестацию по новой форме. Им предстоит пройти две непривычные процедуры: оценку предметной компетенции (степень владения материалом преподаваемого предмета) и оценку общих компетенций (в том числе – владение компьютерными технологиями). Экзамен по IT-компетентности вызывает немало возражений у пожилых преподавателей. Тем не менее все признают, что владение компьютером необходимо современному учителю.

Гораздо сложнее с процедурой оценки предметной компетентности, которая происходит в форме ЕГЭ. Пройти это испытание должны в Чувашии все учителя-предметники. Решение спорное. «Не мы выдавали учителю диплом – не нам и отбирать его», – считают противники учительского ЕГЭ.

По чувашскому опыту

Однако в ряде российских регионов ЕГЭ как этап учительской аттестации завоевывает все больше голосов.

Например, в республике Марий Эл 24 педагога-предметника в 2008 г. будут сдавать ЕГЭ для подтверждения собственной квалификации. В 2006 г. в аттестационном тестировании приняли участие всего 2 учителя из этого региона, в 2007 г. его прошли уже 13 марийских учителей.

По словам руководителей образования республики, НСОТ подталкивает к реформам: поэтому ЕГЭ может стать обязательным этапом аттестации учителей-предметников с осени 2008 г. Исключение составят лишь выходящие на аттестацию педагоги начальных классов, работники детских садов, преподаватели музыки, ИЗО и тех предметов, по которым единый экзамен не проводится.

Подобный эксперимент разворачивается сегодня и на Южном Урале. Руководители образования в Челябинске подчеркивают, что это нововведение в аттестации тоже связано с разработкой областной НСОТ. «Учитель может и не сдавать ЕГЭ, не проходить аттестацию в новой форме, но тогда он будет очень мало зарабатывать», – предупреждают в управлении по делам образования города Челябинска.

Однако все признают: вдохновил их опыт Республики Чувашия, где учителя сдают ЕГЭ в массовом порядке и демонстрируют, тем не менее, достойные результаты.

С прицелом на будущее

В ноябре 2007 г. 1277 чувашских учителей, вышедших на аттестацию, сдавали ЕГЭ.

80 педагогов не смогли приехать по уважительным причинам и потому отправились сдавать экзамен в резервный день. Еще несколько соискателей высокой категории, увидев тесты, сразу отказались от аттестации. Они приняли решение прийти в следующем году.

Сотрудники Центра новых образовательных технологий, проводившие ЕГЭ для педагогов, учли, что экзаменоваться придут люди, которые уже несколько лет готовят школьников к ЕГЭ (то есть должны неплохо знать демоверсию по своему предмету).

«Тестов один к одному, как на школьном ЕГЭ, в этот день не было – задания «слепили» из нескольких вариантов», – пояснила директор Центра новых образовательных технологий Галина Арзамасцева.

Чувашские учителя лучше всего сдали историю и географию (не обязательные предметы ЕГЭ): на них было получено почти 90% отличных оценок.

39 преподавателей русского языка написали свой предмет на 100 баллов. Это отвечает общей тенденции, согласно которой результаты ЕГЭ по русскому языку растут каждый год.

Хуже всего с иностранными языками: средний балл – 72 – «четверка», есть даже «тройки». Правда, выпускники редко выбирают иностранный язык как предмет ЕГЭ. Поэтому и педагоги не привыкли готовить к нему детей.

«В целом, – заметила министр образования Республики Чувашия Галина Чернова, – эксперимент с учительским ЕГЭ оказался оправдан. Сработали мы здесь с прицелом на будущее. Ведь через два года все экзамены выпускники будут сдавать в форме ЕГЭ. Так что у педагогов теперь двойная мотивация – на результат учеников и на свой собственный.

Кстати, по первому сравнению уже видно – пробелы в знаниях у школьников и педагогов во многом совпадают. Но детальный анализ результатов еще впереди. И по его итогам, конечно, будут внесены коррективы в программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей. Это очередной шаг в реализации комплексного проекта модернизации отрасли.

В последние годы для школ было сделано очень много с точки зрения материальной. Большие деньги вложены в их техническое оснащение, в новые компьютеры, современные учебные кабинеты. Но если главное звено – учитель – не будет соответствовать времени, от затрат должного эффекта не будет».

Рейтинг@Mail.ru