Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2008

ТЕМА НОМЕРА: АТТЕСТАЦИЯ

Тамбовская область

«Мы готовим экспертов»

Обозреватель «УШ» беседует с ректором Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Галиной ШЕШЕРИНОЙ.

– Когда заходит речь о специфике новой системы аттестации в Тамбовской области, сразу вспоминают о том, что здесь действуют параллельные модели аттестации…

– С 1 сентября 2007 года на территории области введена единая новая система аттестации. Она, как того требует реализующийся комплексный проект модернизации образования, тесно связана с новой системой оплаты труда.

В нашей НСОТ заложены следующие коэффициенты: высшая квалификационная категория дает прибавку 60 процентов к базовой ставке, первая – 40, вторая – 30 процентов. Эти коэффициенты распространяются только на учителей, которые прошли аттестацию по новой модели. Для этого педагогам нужно продемонстрировать современные компетенции, свежие подходы в образовании.

Те учителя и руководители ОУ, которые не прошли новую аттестацию, получают зарплату по-старому. У них сохраняются надбавки за категорию, поэтому зарплата все равно увеличивается.

Так что видите: двух моделей нет. Есть возможность, которую вправе использовать любой педагог: выходить или не выходить на новую систему аттестации.

– Вы уже сталкивались с отказами проходить аттестацию по новой системе?

– Сейчас у нас лежит 2300 заявлений на новую аттестацию. В октябре-декабре 2007 года мы успели провести через эту процедуру только один поток, около 600 человек. Поначалу было подано приблизительно 750 заявлений, затем, в процессе, около 120 педагогов отозвали свои заявления.

Среди них были, главным образом, те, кто хотел выйти на аттестацию досрочно. Убедившись, что новая модель достаточно сложна, они решили не рисковать, подождать год-два, основательнее подготовиться, посмотреть, как будут аттестовываться коллеги, а затем перенять их опыт.

– В Республике Чувашия в систему аттестации ввели сдачу ЕГЭ учителями по их предмету. Как на это смотрят в Тамбовской области?

– Мы не думаем, что ЕГЭ следует включать в систему аттестации учителей. В нашей областной модели мы практически не оцениваем качество знаний самого предмета.

Во-первых, у педагогов есть диплом об образовании, который дает им право преподавать в школе. Регулярно, раз в пять лет, учителя проходят повышение квалификации, а в промежутках наш институт приглашает их на разнообразные курсы.

Во-вторых, содержательное владение предметом, которое может продемонстрировать педагог на ЕГЭ, при нашей системе аттестации просматривается через другие показатели. Эта зависимость проста: если учитель не владеет своим предметом, он не может давать детям образование высокого уровня.

Качество знаний учеников – то есть конечный результат деятельности педагога – тщательно отслеживается и оценивается. Мы выстраиваем единую информационно-аналитическую платформу, на основании которой можно сопоставлять и привлекать к процессу аттестации учителей и руководителей школ результат их деятельности: достижения отдельных учеников, учителей, образовательных учреждений, целых районов.

Для этого все этапы системы аттестации переведены на уровень областного центра. Создано ГУ «Центр экспертизы образовательной деятельности», которое осуществляет три направления оценки качества образования: проводят ЕГЭ, лицензирование, аккредитацию образовательных учреждений и аттестацию педагогических и руководящих работников.

Институт повышения квалификации передал центру всю организационную составляющую новых процедур аттестации. Нам остались только содержательные вопросы: разработка методических рекомендаций, листов экспертной оценки, самих вопросов для аттестации, участие в ней в качестве экспертов.

– Как вы смотрите на идею, которая сегодня высказывается в некоторых регионах, освободить от аттестации небольшой процент учителей – скажем, педагогов с высшей квалификацией?

– Я не думаю, что это правильно. Не всегда тот темп, который берется педагогом в определенный период жизни, сохраняется. Пять лет – это хороший срок для того, чтобы оценить, что было сделано.

Если учитель получил высшую квалификационную категорию 20 лет назад и хочет ее подтвердить – надо проанализировать, что с ним происходит сегодня. Ведь мы используем аттестацию не только как проверку на соответствие заявленной квалификации, но еще и для того, чтобы понять, какие события происходят в профессиональном росте этого человека. А учитель, по моему глубокому убеждению, всегда должен быть на виду. В этом – особенность его профессии.

Одна из важных особенностей нашей работы заключается в том, что независимые эксперты, обобщая опыт этого педагога, могут понять его потенциал, дать ему полезные рекомендации.

Ни для кого не секрет, что учителя – люди скромные. По результатам аттестации мы можем предложить подать заявление на участие в конкурсе «Лучший учитель» в рамках нацпроекта, сделать рекомендацию муниципальным органам управления образованием о поощрении, о возможности представить педагога к государственной награде, о том, что его педагогический опыт должен быть изучен и распространен на другие школы.

– Но некоторые категории учителей все-таки освобождаются от этапов аттестации?

– Первый этап – самоанализ – обязателен для всех, даже для тех, кто пользуется льготами при аттестации. Льготы по освобождению от некоторых процедур на трех этапах у нас предоставляются почетным работникам образования, победителям конкурса «лучший учитель», заслуженным учителям, которые получили свое звание в межаттестационный период (то есть за пять лет, прошедшие со дня предыдущей аттестации). Этот срок выбран не случайно: тот, кто удостоился звания заслуженного учителя 25–30 лет назад, сегодня уже не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к современному педагогу.

– Учитель должен заранее попрактиковаться в самоанализе?

– С требованиями к самоанализу, разработанными нашим институтом, ознакомиться несложно: они вывешены у нас на сайте, о них рассказывают на курсах повышения квалификации, в методических рекомендациях.

На втором этапе есть еще одна обязательная для всех процедура: компьютерное тестирование. В его ходе у руководителей ОУ проверяются, например, управленческие компетенции, знание нормативно-правовой базы.

Одна из вариативных форм второго этапа аттестации заключается в защите проекта.

Третий этап – оценка результативности. Она производится по результатам мониторинга образовательного учреждения: из них извлекаются результаты ЕГЭ, демонстрируемые выпускниками того или иного учителя, сведения об их итоговой аттестации, другие данные внутришкольного мониторинга.

– Раньше вы говорили о том, что на аттестацию сегодня подано 2300 заявлений. Смогут ли сотрудники института повышения квалификации и «Центра экспертизы образовательной деятельности» справиться с таким наплывом желающих?

– На всех этапах аттестации нам помогают эксперты. Среди них лауреаты конкурса «Лучший учитель», руководители известных в области школ, представители вузов – все те, кого педагогическое сообщество признает в качестве лидеров. Именно эти эксперты оценивают материалы самоанализа педагогов и данные мониторинга результативности, присутствуют на представлении опытно-экспериментальных работ.

Перед институтом повышения квалификации сегодня стоит задача – выработать единые подходы и обучить им экспертов. Все они должны оценивать одно и то же одинаково. Полное единство в критериях – это, конечно, сложнее всего.

После того как в области начала действовать новая модель аттестации, мы уже не раз собирали экспертов и работали с ними. Теперь у нас в институте даже заложены курсы по подготовке специалистов разных направлений – для аттестации педагогических кадров и аккредитации образовательных учреждений.

Одним словом, нам еще предстоит очень много сделать. Нужно доработать новую систему аттестации, откорректировать содержательные вопросы, четко выстроить критериальную базу для экспертизы. А это значит – искать, взвешивать и решать.

Рейтинг@Mail.ru