Астраханская область
20 процентов учителей испытывают
трудности при аттестации
На наши вопросы отвечает
министр образования и науки Астраханской
области Виталий ГУТМАН.
– В некоторых регионах с моделями
аттестации педагогов экспериментировали еще до
начала КПМО. Как это было в Астраханской области?
– В начале 90-х годов работники
областного Института усовершенствования
учителей разработали систему аттестации
педагогических кадров. Она действовала до мая 2007
года. Другой у нас не было.
Новая областная модель аттестации,
введенная в рамках реализации КПМО, соотносится
с принципами, заложенными в НСОТ:
предусматривает дифференцированную заработную
плату учителей в зависимости от присвоенной
квалификационной категории.
Теперь разница в оплате труда стала
намного больше по сравнению с межразрядными
коэффициентами ЕТС. Педагоги и самые широкие
слои общественности еще до ввода новых процедур
смогли обсудить суть происходящих изменений.
– Какие изменения внесены в новую
модель аттестации?
– Она построена на принципах
объективности, прозрачности и доступности для
всех педагогических работников региона,
желающих изменить или подтвердить свою
категорию. Но никак не связана с обязательным
повышением квалификации через курсовую
подготовку АИПКиП.
Система аттестации предполагает два
этапа – теоретический и практический. Для
оценки практической деятельности педагогом
представляется портфолио или результаты
анкетирования, проводимого управляющим советом
ОУ.
На теоретическом этапе проводится
тестирование, результаты которого
обрабатываются на компьютере – это снижает
влияние человеческого фактора. И наконец,
учитель, выходящий на аттестацию, обязательно
должен владеть основами компьютерной
грамотности.
– Часто ли педагоги области считают
требования новой системы аттестации
завышенными, неприемлемыми для себя? Что
планируется сделать для помощи им?
– 20 процентов педагогов испытывают
затруднения перед прохождением аттестации по
новой технологии. Это данные областного
анкетирования.
Что можно сделать? Сегодня на базе
института повышения квалификации и
переподготовки учителей организованы
консультативные курсы для тех, кто хочет
подготовиться к аттестации по новой технологии.
Соискатели высшей квалификационной
категории могут пройти тренировочное
тестирование с использованием демонстрационной
версии. Она размещена на сайте Министерства
образования и науки Астраханской области и
включает все тестовые задания для всех
педагогических должностей – только без
ответов.
– А не предполагается ли пока
параллельное существование двух систем
аттестации – старого и нового образца –
для педагогов, которые не рискуют выходить на
новую систему аттестации?
– Нет, мы считаем, что все должны быть в
одинаковых условиях. На территории области
согласно постановлению Минобрнауки
Астраханской области от 27.08.2007 № 16 аттестация
педагогических работников проводится по одной
технологии.
– Сегодня модель НСОТ
отрабатывается в немногих пилотных школах
области. Будут ли изменяться принципы аттестации
вслед за моделью НСОТ, на которой остановится
область?
– Конечно, новый вид аттестации
педагогов может меняться. Но это не обязательно и
не напрямую будет зависеть от моделей НСОТ,
принимаемых в регионе.
Не надо забывать, что структура аттестации
тесно связана с запросами и требованиями
заказчиков образовательных услуг. По мере их
изменений будут совершенствоваться и процедуры
аттестации, которые мы считаем важнейшим звеном
в системе оценки качества образования. |