Реформа ИПК
Тому ли учатся ваши учителя?
Как при генеральной уборке хозяева
проводят ревизию вещей, служивших долгие годы,
критично осматривая их и подумывая: не заменить
ли на что-нибудь современное, – так и
модернизация образования стала поводом
оценивающе взглянуть на учителей, учебники,
стандарты, оплату труда и многое другое.
Добрались, в итоге, до системы повышения
квалификации (ПК). Надеялись, что хотя бы здесь
критиковать будет особенно нечего – педагог
стремится к новым знаниям, и его потребность в
этом государство удовлетворяет. А оказалось,
назрело обновление и финансовых механизмов, и
организационных моментов, и содержания.
Данную область в некотором роде
упустили из виду. Во многих российских регионах
невозможно узнать даже цифры охвата повышением
квалификации работников школ. И база
государственной статистики по объемам ПК
продолжает разрушаться. Федеральное агентство
по образованию уже не первый год не может
обеспечить полный сбор данных по форме
государственного статистического наблюдения
1-ПК, предназначенной для этого вопроса. Росстат
возмущен, а ситуация не меняется.
Но сколько бы учителей ни посещало
институты повышения квалификации (ИПК), они
должны получать там только ту помощь, которая
пригодится их школам, а не удовлетворит
профессиональный интерес лишь одного
отучившегося преподавателя. Это первая
особенность идеального ИПК, как видят ее
сторонники перемен.
Знакомая картина. Попадает учитель на
курсы, где занимается модульным обучением.
Осваивает его до мелочей, воодушевленный
возвращается в школу и пытается заразить
оптимизмом завуча. А тот ему в ответ: «Мне что же,
теперь все расписание придется переделывать?! Ты
курс прослушал, справку принес, иди на новый
разряд и на этом успокойся».
Школа, безусловно, состоит из умных
профессионалов. Но несмотря на то, что каждый
занимается предметной задачей на своем уроке,
педагоги прежде всего составляют коллектив,
реализующий принятую сообществом
образовательную программу школы (ОП). И перед
отправляющимся на курсы стоит задача разрешить
трудности в освоении именно этой программы. Если
же он живет в отрыве от общешкольных
потребностей, может, стоит посоветовать получить
разрешение на ведение индивидуальной трудовой
деятельности и заняться репетиторством?..
Специалисты рекомендуют директорам
помнить о правиле: учитель тогда занимает
активную позицию к своей квалификации, когда
становится субъектом образовательной программы.
И его понимание своей роли в ней тем яснее, чем
детальнее она разработана.
К слову, благодаря деньгам, пришедшим в
школу с нацпроектом, директора могут
воспользоваться предложением обучающих
организаций помочь увидеть коллективу пробелы в
ОП и ликвидировать их прямо на месте примерно за
неделю, а дальше построить работу в
дистанционном режиме.
Таким образом, невероятно расширится
спектр учительских запросов на повышение
квалификации. Смогут ли имеющиеся
государственные структуры все их удовлетворить?
Вряд ли… Но, имея бесперебойное финансирование,
ИПК мало тревожились по этому поводу. Поэтому
люди, осознающие прямую зависимость успеха
модернизации образования от качества ПК,
выдвигают способ, который заставит ИПК
«встряхнуться»: нужно погрузить институты в
конкурентную среду.
Схема проста. Система повышения
квалификации переводится на подушевое
финансирование по аналогии со школами, и деньги
«следуют» за учителем. На рынке образовательных
услуг педагог находит то учебное заведение, где
занятия отвечают его запросам (это может
оказаться даже общеобразовательная школа,
имеющая статус центра ПК). Не исключено, что
хорошие курсы отыщутся в другом городе, и
педколлектив заменит преподавателя на время
отсутствия с условием, что он научит их по
возвращении всему тому, что узнает сам. Или,
наоборот, в школу будет приглашен иногородний
специалист.
Выигрывает сильнейший. Получает ИПК
заказ от управлений образования или школ –
значит, деньги идут на его счет. Не получает –
тогда из всего штата там останутся директор,
секретарь и бухгалтер, а преподаватели будут
работать по договору (если руководство вообще не
решит уйти с рынка образовательных услуг).
Между прочим, проанализировав состав
одного из государственных ИПК, исследователи
увидели, что специалисты высокого уровня,
ведущие здесь занятия, не входят в штат этого
института, а предпочитают договорную основу.
Основное место их работы – различные научные
и педагогические структуры. Так почему бы школам
не выходить на них напрямую, минуя
ИПК-посредника? Выйдет дешевле.
Закономерен вопрос: а судьи кто? Так
как в регионах подчас наблюдается одновременное
существование нескольких центров оценки
качества (под разными названиями), то наделить
функциями создания рынка повышения квалификации
и последующего мониторинга предлагается
какой-нибудь один из них.
Еще одна проблема – сохранение и
развитие отраслевых методических служб.
«Оживить» их работу, приблизить ее к нуждам
учителей позволит тесная связь с базовыми
школами, межшкольными методическими центрами,
апробационными площадками.
Важна и материальная составляющая, а
также общая стратегия по поддержке методической
службы в регионе.
Так, по сведениям Общероссийского
профсоюза образования, во Владимирской области
установлены доплаты руководителям городских,
районных методических кабинетов в связи с
расширением функций по модернизации
образования. В Тюменской – в 2007 году
дополнительно из бюджета отрасли выделены
средства на увеличение штатов и укрепление
информационно-методических центров и кабинетов
органов управления образованием.
В Татарстане создан Республиканский
центр информационно-методического обеспечения и
контроля в области образования, а в районах
сформированы информационно-методические центры
муниципальных образований.
В Калмыкии завершается восстановление
методических служб, которые были полностью
ликвидированы в 2003 году. Вместе с тем в ряде
субъектов РФ наблюдается тенденция ликвидации
методических служб на муниципальном уровне,
передача их полномочий специалистам комитетов
по образованию (Алтайский край, Псковская
область и др.).
Волнует общественность и
содержательный аспект деятельности учреждений
повышения квалификации.
Педагогика занимает основное место в
их работе. Но учитель живет в новых условиях, его
напрямую касаются изменения в экономике
образования. Конечно, бухгалтерские курсы ему ни
к чему, зато он должен хорошо разбираться в том,
что касается, к примеру, стимулирующей части
оплаты труда, или как субъекту образовательной
программы педагогу не будет лишним умение
просчитывать, какие деньги нужны под ОП его
школы…
Немаловажно, и в какой форме
передаются знания. Из 72-х часов традиционной
программы в ИПК 56 – отдано под лекции и 16 –
на семинарские занятия, которые часто больше
похожи на те же лекции. Именно за нехватку
практического опыта слушатели курсов укоряют
институты. А переизбыток опыта наблюдается в
экспериментальных школах, создавших на своей
базе программы повышения квалификации. Добавить
бы научного обоснования – и цены бы им не было!
Прекрасный, эффективный союз мог бы
возникнуть, объединись наука и практика в лице
ИПК и школы.
И, наконец, инноваторы требуют для
учителя два-три дня в месяц для рефлексии,
проектирования своей деятельности в рамках ОП и
самообразования, что тоже работает на повышение
квалификации. Это время высвободится за счет
освоения педкадрами новых образовательных
технологий.
«Почему учитель должен тратить часы на
«думание» по завершении уроков? – заявил на
недавней международной конференции директор
одной из московских школ. – После занятий
пусть он думает о семье и варит дома борщ».
Инна АЛЕЙНИКОВА,
Овена ЖИЛИНА
|