Коллектив
Подвижничество с оптимизмом
Кто поможет классному
руководителю?
Приоритетный национальный проект
«Образование» изменил будни гимназии № 1520 им.
Капцовых *, выведя ее из спокойного
ощущения самодостаточности на открытый простор
активного движения вперед. На этой волне
родилась программа развития «Компетентность.
Ответственность. Выбор», нацеленная на
воспитание личности, умеющей самостоятельно
выстраивать свою жизненную модель, беречь
здоровье, добывать новые знания, использовать их,
владеть современными
информационно-коммуникационными технологиями…
Мы полагаем, что цели, заявленные в
документе, можно считать достигнутыми, если,
выходя из стен нашего учреждения, выпускник
скажет: «Я компетентен, я готов выбирать и нести
за свой выбор ответственность».
Поэтому нужно выстраивать воспитательную
систему гимназии, которая позволит это
реализовать. Она базируется на принципах,
отшлифованных временем, бережно передаваемых из
поколения в поколение, и актуальных в свете
нацпроекта «Образование»:
– духовность;
– защищенность и комфортность;
– доверие и открытость;
– сотворчество и содружество;
– личностная ориентированность.
Но самые правильные слова и красивые
намерения могут остаться пустым звуком, если в
школе не будет людей, способных ежедневно о них
напоминать и включать в практику своей работы.
Как армия держится на комбатах, так и
воспитательная система в образовательных
учреждениях – на классных руководителях.
Основным структурным элементом школы
является класс. Именно в нем организуется
познавательная деятельность обучаемых,
происходит их общение, складываются социальные
отношения. Здесь решаются проблемы сплочения
коллектива и досуга детей, формируется
определенная эмоциональная атмосфера.
Мы расскажем о том, как все происходит
в нашем учебном заведении. Возможно, этот опыт
покажется интересным для заместителей
директоров по учебно-воспитательной работе и
подскажет, каким образом добиться продуктивного
результата у себя в школе.
Инвариантный компонент
деятельности классного руководителя – это то,
что делают сегодня в нашей гимназии все и
примерно в одинаковом объеме:
обеспечение жизни и здоровья
учащихся: осуществление контроля за
посещаемостью учебных занятий учениками класса,
выяснение причин пропусков, работа с
документацией о заболеваемости, с листком
здоровья в классном журнале, с паспортом
здоровья ребенка; совместно с врачом и
родителями разработка и реализация комплекса
мер по охране и укреплению здоровья детей,
вовлечение их в занятия физкультурой и спортом;
решение вопросов горячего питания; проведение
инструктажей и ведение документации по технике
безопасности;
обеспечение позитивных
межличностных отношений учащихся между собой и с
родителями: информированность о
взаимоотношениях в классе, об их характере между
учащимися и учителями; проведение диагностики
межличностных отношений; выявление детей,
имеющих проблемы в этой сфере, привлечение для
работы психолого-педагогической службы;
оперативное регулирование возникающих
противоречий, определение задач оптимизации
психологического климата;
содействие освоению школьниками
образовательных программ: информированность
об особенностях содержания образования,
предусмотренного учебным планом, о проблемах и
перспективах реализации образовательной
программы в классе; координация деятельности
учителей-предметников и родителей;
прогнозирование и мониторинг успеваемости;
поддержка в разработке и реализации
индивидуальных траекторий образования;
организация взаимодействия с успешными и
неуспевающими учащимися;
осуществление патриотического,
гражданско-правового воспитания учащихся,
формирование социальной компетентности
учащихся: разработка годового цикла
творческих дел и мероприятий, способствующих
воспитанию патриотизма и гражданственности,
расширяющих правовую и социальную компетенцию
учащихся; содействие в формировании опыта
гражданского поведения в процессе ученического
и школьного соуправления; организация участия
ученического коллектива в создании и реализации
социальных проектов и программ как классного,
так и школьного уровней.
Вариативный компонент деятельности
классного руководителя, на наш взгляд,
предполагает следующее:
определение целей воспитания на
основе учета возрастных особенностей,
существующей ситуации в классе, планирование
работы: комплексное изучение состояния,
проблем и определение перспектив в воспитании,
обучении и развитии школьников; качественное,
обоснованное целеполагание и планирование
взаимодействия с классом; ведение отчетной
документации; осуществление мониторинга
эффективности собственной деятельности;
организация участия учащихся в
конкурсах и соревнованиях школьного, районного,
городского и федерального уровней;
определение зон риска для учащихся
класса, планирование профилактической
деятельности: выявление детей, вызывающих
наибольшие опасения в вопросах поведения и
обучения; разработка и реализация комплекса
профилактических мер совместно с социальным
педагогом, психологом, администрацией школы,
родительским комитетом, использование
возможностей различных организаций.
Ключевой фигурой в воспитательном
процессе, бесспорно, является классный
руководитель. Опираясь на свой опыт, можем
утверждать, что, как ребенок подобен родителям,
так и класс похож на своего классного
руководителя: интеллект педагога, его общая
культура, особенности характера и темперамента,
нравственный облик и, конечно же, уровень
профессиональной подготовки оказывают
существенное влияние на руководимый им детский
коллектив.
Классный руководитель больше, чем
должность, которая регламентирована правами,
обязанностями и временными рамками. Это образ
жизни, нелегкий и очень ответственный труд.
Поэтому, как правило, возникают две
проблемы: во-первых, не каждый учитель морально
готов взяться за такую работу, а, во-вторых, все же
решившись, некоторые теряют чувство
психологического комфорта от осознания
масштабов деятельности и ограниченности времени
и сил с ними справляться.
Каким образом поддержать того, кто
решился на это подвижничество? Как помочь
классному руководителю многое успевать,
смотреть на все с оптимизмом и не менять жизнь
собственной семьи на жизнь классного коллектива,
а спокойно и естественно их совмещать?
В нашей гимназии для этого существует
система стимулирования и поощрения, налажена
методическая работа кафедры классных
руководителей, организовано взаимодействие всех
структур образовательного процесса.
Один, как известно, в поле не воин. А
посему верными помощниками классного
руководителя становятся:
предметные кафедры
(организация предметных недель, декад,
месячников, ученическое проектирование);
музей истории гимназии
(воспитание патриотизма, работа по краеведению,
взаимодействие с выпускниками гимназии разных
лет);
библиотека гимназии
(творческие конкурсы, праздники, тематические
классные часы, выставки);
сеть объединений дополнительного
образования (развитие интеллектуальных,
творческих и физических способностей учащихся,
влияние на развитие социально значимых качеств
личности, формирование коммуникативных навыков,
воспитание ответственности, коллективизма);
психолого-педагогическая служба
(оказание помощи и поддержки в сложных
психологических и конфликтных ситуациях
учащимся, педагогам и родителям, профилактика
вредных привычек);
совет по профилактике
правонарушений и наркомании (работа с
учащимися, стоящими на ВШУ, профилактика
правонарушений и наркомании);
ученический совет
(координация деятельности всех органов и
объединений учащихся гимназии, планирование,
организация и проведение общегимназических
творческих дел);
совет родительской
общественности (помощь в работе всем
вышеперечисленным органам).
Методическую помощь можно получить на
заседаниях Кафедры классных руководителей,
на которых рассматриваются актуальные
вопросы воспитательной работы, подготовленные
более опытными педагогами. Здесь перенимается
положительный опыт, обсуждаются проблемы и пути
их решения.
В 2007/2008 учебном году мы остановились на
следующих темах заседаний:
I четверть. «Цели и задачи
воспитательной работы в новом учебном году.
Планирование работы классного руководителя».
II четверть. «Использование
проектных технологий в воспитательной работе
классного руководителя».
III четверть. «Здоровьесберегающие
технологии в работе классного руководителя».
IV четверть. «Работа классного
руководителя с семьями учеников.
Подведение итогов работы».
Для совершенствования мастерства
педагогов мы проводим обучающие семинары
с привлечением специалистов: врачей, психологов,
методистов.
Каждый классный руководитель гимназии
имеет тему для самообразования и
накапливает по ней материалы и опыт. В творческие
папки всегда могут заглянуть коллеги. Наработки,
подготовленные педагогами, используются и для
уже вышеупомянутых заседаний кафедры, и для
проведения семинаров, и в повседневности.
Естественно, что по любому вопросу,
касающемуся воспитательной работы, классный
руководитель может получить консультацию
директора или его заместителя по ВР.
Нам хотелось бы, чтобы на уровне округа
или даже города появилась богатая медиатека:
в помощь классному руководителю, содержащая
методические материалы по разным вопросам
воспитательной деятельности, включающая в себя
лучшие достижения педагогов округа, города,
страны.
Востребованным стал бы и сайт
классного руководителя с форумом, на котором
можно будет попросить совета у коллег, дежурных
специалистов, обменяться опытом.
Немаловажную роль в поддержке
деятельности педагогов является стимулирование
работы. Так в рамках приоритетного национального
проекта «Образование» каждый классный
руководитель получает 1000 рублей.
В нашей гимназии при премировании
работников обязательно учитываются количество
экскурсий, походов, поездок с классом, участие и
победы ребят в гимназических, окружных и
городских конкурсах, организация и проведение
интересных творческих дел.
Разумеется, важную роль играет и
моральное стимулирование. Мы составляем
рейтинговую таблицу активности классов в жизни
гимназии. Если подопечные находятся на
вершине – классный руководитель получает ни с
чем не сравнимое моральное удовлетворение от
результатов своего труда, признательность детей
и родителей. Нижние строки – как минимум
чувство неловкости и перед всеми, и перед самим
собой.
Совместными усилиями участников
образовательного процесса в гимназии создана
атмосфера уважительного отношения к труду
классного руководителя: быть им престижно, хотя и
очень ответственно.
Администрация образовательного
учреждения может быть удовлетворена
результатами деятельности, когда:
высок уровень зрелости классного
коллектива;
комфортен общий психологический
климат в классе;
виден реальный рост общей культуры
учащихся;
родители вовлечены в дела класса и
школы;
у классного руководителя в наличии и
порядке установленная документация;
классный руководитель занимает
активную позицию: участвует в
исследовательско-экспериментальной
деятельности, готов к обмену опытом.
Мы считаем, что настоящий классный
руководитель – это человек интересный,
самодостаточный, обладающий богатой душой и
отдающий себя детям.
Ольга ОВСЕЙЧИК,
к.п.н., директор,
Ирина ПЕРЕВОЗЧИКОВА,
замдиректора
по воспитательной работе,
ГОУ Гимназия № 1520
им. Капцовых,
г. Москва
___________
* Гимназия № 1520 им.
Капцовых – победитель ПНП «Образование» (2006
г.) и Всероссийского конкурса «Лучшие школы
России (2006 г.) |