Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2008

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Рецензии

Корчак Я. Как любить ребенка. Екатеринбург: У-Фактория, 2007

«Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».

Как провести педсовет? Как подготовиться к аттестации? Как организовать профильные классы? Эти и многие другие вопросы постоянно приходится решать и руководителям образовательных учреждений, и классным воспитателям, и учителям-предметникам. В поисках готовых ответов педагоги обращаются к соответствующим изданиям и в результате с разной степенью успешности справляются с поставленными задачами.

Однако есть такие проблемы, которые невозможно преодолеть с помощью методических пособий. Вообразим ситуацию, когда директору предстоит непростой разговор с ребенком или его мамой, с педагогом, унизившим ученика или оскорбившим коллегу, с едва переступившим порог школы молодым учителем. Можно без преувеличения сказать, что от того, как все пройдет, будет зависеть не только личная судьба собеседника, но и будущее учебного учреждения.

Конечно, опыт ведения подобных бесед постепенно накапливается, но потребность посоветоваться с мудрым человеком, опереться на авторитетное мнение остается. И в этом случае собеседниками выступают педагоги, которые всей своей жизнью доказали, что знают, как находить выход из, казалось бы, безнадежных ситуаций и решать неразрешимые задачи. Но главное – умеют не только рассуждать на темы воспитания, но и достойно поступать. Именно к таким людям принадлежит известный польский педагог прошлого века Януш Корчак, шагнувший вместе со своими воспитанниками в газовую камеру.

Книга Я.Корчака вышла в серии «Психология детства. Классическое наследие». Это однозначно свидетельствует о том, что она интересна всем взрослым, имеющим дело с ребенком: и педагогам, и психологам, и родителям. Причем читатель в зависимости от профессиональных или иных предпочтений обратит внимание на важные именно для него аспекты изложения. Например, психолог остановится на страницах, посвященных психоанализу.

Директору школы помогут слова Корчака, утверждавшего, что существует ошибочное, основанное на поверхностном наблюдении убеждение, будто дети быстро забывают печали и обиды. Педагогу, собирающемуся отчитать ребенка за совершенную шалость и обдумывающему, как это лучше сделать, можно напомнить совет Корчака: мы должны говорить кротко и с чувством, искренне, не подыскивая слова и выражения.

Сборник педагогических трудов Я.Корчака называется так же, как и цикл из четырех его работ. Кроме того, в него вошли книги «Право ребенка на уважение» и «Правила для жизни. Педагогика для детей и взрослых». Труды Корчака – особое по своему жанру повествование, в котором нет места нравоучениям и готовым советам, они представляют собой не совсем обычный диалог с читателем.

Читатель находит не ответы на конкретные вопросы, а учится размышлять на заданную тему. Особенность издания состоит еще и в том, что все сказанное автором созвучно современности.

Например, Корчак задается вопросом, который волнует нынешних воспитателей и родителей: портит ли детей улица? По его мнению, она закаляет, помогает выработать сильную волю: ребенок не только помнит, но и забывает, не только ошибается, но и исправляет ошибки, не только теряет, но и находит.

Над рабочим столом одного из директоров московской школы (может быть, не только у него) висит портрет Януша Корчака. Это не случайно: одного взгляда на его мудрое лицо достаточно, чтобы остановиться, подумать, сохранить веру в ребенка.

Марина СТЕПАНОВА
Рейтинг@Mail.ru