Заработная плата
10, 100, 500! Кто больше?
Новые подходы к оплате труда
педагогов дополнительного образования
Перспективы выживания центров детского
творчества, спортивных школ, кружков, секций –
словом, всего того, что мы называем системой
дополнительного образования, в последнее время
имеют в обществе большой резонанс. Но пока
«верхи» предпринимают какие-то шаги, «низы»
самостоятельно продумывают сценарий дальнейшей
жизни. И берутся даже за разработку новых систем
оплаты собственного труда. Своим опытом в этом
направлении делится красноярский Центр детского
творчества № 3.
Наш Центр детского творчества –
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей. Чтобы быть
конкурентоспособными, мы выбрали приоритетным
направлением деятельности до 2010 года
инновационную деятельность в следующих
аспектах:
– формирование компетентностей,
значимых для становления гражданской позиции
молодых красноярцев: креативной,
коммуникативной, социальной;
– выстраивание индивидуальных
траекторий творческого развития одаренных
детей;
– предъявление образовательного
результата воспитанников Центра социуму;
– формирование творческого
потенциала дошкольников;
– социально значимая деятельность
детских общественных объединений;
– работа с образовательными и другими
учреждениями района, города, края, родителями,
представителями бизнеса и власти как одно из
условий становления творческого сообщества ЦДТ.
Итак, Центр – учреждение
дополнительного образования, в связи с этим и
относятся к нему как дополнительному на всех
уровнях, начиная с Министерства образования:
– нет субвенций, нет подушевого
финансирования (деньги не идут «за ребенком»);
– нет возможности и мотивации, а также
не прописаны критерии для участия в нацпроекте
«Образование»;
– нас не включили в проект
информатизации ОУ;
– педагоги дополнительного
образования не могут участвовать наравне с
учителями школ в конкурсе, проходящем в рамках
нацпроекта «Образование».
Все это порождает ряд проблем
управленческого характера.
В частности:
– в должностные обязанности педагогов
не входит разработка проектов и программ, а
необходимость в этом есть;
– инновации не могут быть
профинансированы из бюджетных средств;
– в штатном расписании нет должностей,
обеспечивающих инновационную, проектную
деятельность (например, проектировщиков,
менеджеров), и директор не может принять на
работу тех людей, которые нужны для обеспечения
инновационной деятельности в рамках штатного
расписания.
Размышляя над сложившейся ситуацией,
мы выдвинули такую гипотезу: труд
преподавателя приобретет личностно значимый
характер, если он будет оплачиваться в
зависимости от степени участия конкретного
человека в процессе развития ЦДТ, и,
соответственно, иной станет продуктивность
работы. И поставили перед собой цель –
разработать новый механизм стимулирования
инновационной деятельности педагогов. А также
определили возможные управленческие шаги по
снятию проблем:
поиск дополнительных источников
финансирования;
грамотное расходование бюджета,
который в ЦДТ формируется из базовой части
фонда оплаты труда и стимулирующей части,
которая, в свою очередь, представлена:
– частью надтарифного фонда;
– средствами от оказания платных
образовательных услуг – мы проводим
маркетинговые исследования, выявляя
востребованные потребителем программы;
– грантовыми средствами, то есть
проектами и образовательными программами,
участвующими в объявленных конкурсах – нашей
задачей является их поиск;
– и, наконец, добровольными
пожертвованиями родителей и спонсорской
помощью, хотя бизнес не готов открыто
финансировать образование, так как это слишком
долгосрочный проект.
Вот почему мы вынуждены искать новые
механизмы: не просить денег, а предлагать
сотрудничество через презентацию
образовательных программ или результатов их
освоения (концерты, выставки).
Инноватика здесь в том, что предметом
договора с потребителями должны стать проекты и
новые образовательные программы, созданные
самими педагогами. А эта деятельность,
естественно, должна быть оплачена.
В настоящее время образовательное
пространство ЦДТ представлено следующим
образом:
– классические программы
дополнительного образования (для нас важным
является результат их освоения и его
предъявление на разных уровнях);
– поле инноватики (проекты,
образовательные программы нового поколения, а
значит, – иная деятельность, результат которой
может быть отсроченным). Важно поощрять
педагогов «здесь и сейчас», то есть
стимулировать сам процесс, не дожидаясь
результата.
На теоретическом уровне вроде бы все
понятно, но как только возникает необходимость
нормировать инновационную деятельность,
появляются трудности:
– отсутствие нормативно-правовой
базы;
– отсутствие рычагов управления по
формированию штатного расписания;
– и самое главное – психологическая
неготовность педагогов включиться в
инновационный процесс.
Какие управленческие шаги по снятию
проблем предприняты Центром уже сегодня?
1. Организованы переговорные площадки:
педагогические советы (для
обсуждения вопросов создания развивающей среды,
модели современного дополнительного
образования; для анализа проблем и перспектив
развития Центра в условиях современного рынка
образовательных услуг, изменения содержания
дополнительного образования, взаимодействия
Центра с социумом);
круглые столы;
творческие группы.
2. Созданы новые «институты»:
большой совет, состоящий из
представителей родительской, педагогической
общественности, ученического самоуправления,
бизнес-партнеров (в качестве экспертов и
переговорщиков с властью);
координационный совет по проектной
деятельности;
координационный совет по рейтинговой
оценке деятельности педагогов (КСР);
менеджерский центр, осуществляющий
PR–акции, продвижение проектов, поиск грантовых
конкурсов и других источников финансирования.
3. Разработан оценочный лист.
Предполагается, что с его помощью
может проводиться рейтинговая оценка
эффективности деятельности педагогов. Критерии
прописаны с учетом разноплановых интересов и
позволяют сотруднику понять, в какой области ему
легче «заработать» наибольшее количество баллов
(см. табл.).
Таблица
Оценочный лист эффективности
деятельности педагога дополнительного
образования ЦДТ № 3
__________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
Показатель |
Критерии |
Самооценка |
Оценка члена
Координационного совета |
Средний балл |
Организационно –
содержательный |
Формирование положительной
мотивации обучения детей (сохранность
контингента) – до 50-ти баллов |
|
|
|
Работа над содержанием
образования (разработка авторской
программы) – до 200 баллов
Регистрация авторского права – 500
баллов |
|
|
|
Инициатива педагога, умение
привлечь внебюджетные средства,
интеллектуальный потенциал на развитие студии,
работа с родителями, общественностью, бизнесом,
властью – до 100 баллов |
|
|
|
Работа с детскими инициативами
(совместные социально значимые дела) – до 100
баллов |
|
|
|
Расширение информационного
поля ОП (использование не только учебного
материала, но и дополнительной информации;
организация экскурсий и посещений выставок (с
отзывами детей) – до 50-ти баллов |
|
|
|
Формирование креативной
компетентности воспитанников в образовательном
процессе: создание учащимися креативного
продукта, выходящего за рамки ОП,
и предъявление результата социуму – до 500
баллов |
|
|
|
Педагогическая поддержка
одаренных детей:
– поступление в учебные заведения по
профилю – 100 баллов за каждого выпускника |
|
|
|
Включенность в
исследовательскую деятельность:
– мониторинговые исследования по
программе – до 10-ти баллов;
– социологические исследования – до
10-ти баллов;
– научное руководство группой
воспитанников по определенной тематике – до 50-ти
баллов |
|
|
|
Результативный |
Предъявление
образовательного результата (участие
воспитанников в конкурсах, фестивалях,
соревнованиях, проектах, смотрах, выставках,
концертах, НОУ):
– уровень ЦДТ – 10 баллов;
– уровень района – 20 баллов;
– уровень города – 30 баллов;
– уровень края – 50 баллов;
– уровень РФ – 80 баллов;
– международный уровень – 100
баллов.
1. Учитывается количество концертных
номеров; творческих, научно-исследовательских
работ, а не участников.
2. В случае наличия призовых мест баллы
умножаются на поправочные коэффициенты: за III
место – на 2, за II место – на 4, за I место –
на 6 |
|
|
|
Инновационный |
1. Включенность в проектную
деятельность:
– выдвигает инновационную идею – до
20-ти баллов;
– разрабатывает проект под
предложенную идею – до 100 баллов;
– проект побеждает в грантовом
конкурсе – до 500 баллов.
2. Участие в работе проектных групп:
– исполнитель, реализатор
проекта – до 20-ти баллов;
– руководитель проекта в рамках ЦДТ
(участники, педагоги ЦДТ, дети) – до 200
баллов;
– руководитель сетевого проекта
(участники, педагоги образовательных и других
учреждений района, города, края, родители,
представители общественности, бизнеса,
власти) – до 500 баллов;
– создание сетевых, дистанционных
образовательных продуктов – до 500 баллов |
|
|
|
Методический |
1. Повышение профессиональной
компетентности в ЦДТ:
– посещение мероприятий других
педагогов – 5 баллов;
– проведение ПМ, руководство ТГ,
проведение мастер-класса, открытого занятия –
до 50-ти баллов;
– проведение ПМ, руководство ТГ,
проведение мастер-класса, открытого занятия с
приложением текста– до 100 баллов.
1.2. Участие в аттестации педагогов:
– посещение открытого
мероприятия – 5 баллов;
– оказание консультативной помощи при
подготовке открытого мероприятия – до 10-ти
баллов;
– написание экспертного
заключения – до 50-ти баллов.
2. Повышение профессиональной
компетентности за пределами ЦДТ:
– обучение в аспирантуре – 50
баллов;
– курсовая переподготовка на бюджетной
основе – 15 баллов;
– курсовая переподготовка на
коммерческой основе – 30 баллов |
|
|
|
3. Обобщение, презентация и
тиражирование опыта:
– размещение материалов на сайте (РУО,
ЦДТ, своем) – до 50-ти баллов;
– разработка методических
рекомендаций, наглядных пособий – до 100
баллов;
– подготовка материалов для
публикации в СМИ (статьи, описание опыта
работы) – до 50-ти баллов;
– участие в профессиональных
конкурсах, фестивалях:
– уровень ЦДТ – 10 баллов;
– уровень района – 20 баллов;
– уровень города – 30 баллов;
– уровень края – 50 баллов;
– уровень РФ – 80 баллов;
– международный уровень – 100 баллов.
В случае наличия призовых мест баллы
умножаются на поправочные коэффициенты: за III
место – на 2, за II место – на 4, за I место –
на 6.
Участие в днях открытых дверей ЦДТ:
– открытое занятие (мероприятие) – до
10-ти баллов;
– проведение мастер-класса, ПМ,
ТГ – до 30-ти баллов;
– семинар – до 50-ти баллов;
– участие в общих мероприятиях
студии – до 10-ти баллов |
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
До 20-го числа последнего месяца
каждого квартала учебного года (ноябрь, февраль,
май) педагог производит самооценку
продуктивности деятельности за три
проработанных месяца и вносит ее в матрицу
рейтинговой оценки. Причем, оплата за март–май
производится после летних каникул, с сентября по
ноябрь текущего года. Итоги работы за летний
период должны быть предъявлены педагогом
куратору соответствующего направления до 10-го
августа, и эти баллы суммируются с результатами
за март–май.
Матрица, заполненная после указанного
срока, к рассмотрению не принимается.
Руководство деятельностью КСР
осуществляет директор. Членами КСР являются
кураторы направлений:
организационно-содержательного – заместитель
директора по УВР, методического и инновационного
– заместитель директора по НМР, результативного
– педагог-организатор Центра и председатель
Большого совета ЦДТ.
В течение указанного периода члены КСР
отслеживают продуктивность деятельности
педагогов, осуществляя сбор информации по своему
направлению.
Заседания КСР проводятся один раз в
квартал. На заседании выводится средний балл
самооценки преподавателей и оценки члена КСР.
Таким образом определяются рейтинговые позиции
каждого.
В течение следующего квартала за I
место в рейтинге устанавливается стопроцентная
надбавка к окладу, за II место – 80%, за III место –
60%. Сотрудники, позиции которых согласно рейтингу
находятся в непосредственной близости от III
места в разрыве до 10-ти баллов, получают 30%-ю
надбавку.
Критерии показателей могут изменяться
поквартально в соответствии с планом работы
Центра на учебный год.
Главное содержание рейтинговой оценки
– личностный рост учителя. Если он не занимает
никакого места в рейтинге, но динамика
профессионального развития прослеживается явно,
то по итогам учебных полугодий сотрудник
получает премиальные выплаты, стимулирующие его
продвижение.
Мы уверены, что при таком подходе к
оплате труда должны произойти серьезные
изменения в сознании наших преподавателей: в
современном мире или ты мобилен, меняешься, или
выпадаешь из контекста. Мы готовы встречаться и
обсуждать эти и другие вопросы со всеми, кто
готов к сотрудничеству.
Татьяна ТРОФИМОВА,
замдиректора по НМР
Центра детского творчества № 3,
г. Красноярск
|