Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2008

НАУКА УПРАВЛЯТЬ

Коллектив

Уроки в сарафане

Воспитывать, вспоминая

Нам, студентам 4-го курса, во время педагогической практики посчастливилось присутствовать на открытых уроках русского народного творчества в п. Колтуши Ленинградской области. Мастерство учителей заставило нас задуматься о значимости таких занятий в образовании и воспитании детей.

Почему русские традиции уходят на второй план в системе нашего образования? Разве уже не актуальны идеи замечательного педагога К.Д. Ушинского о необходимости воспитания детей на основе народных традиций? Он писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».

На практике мы познакомились с талантливыми педагогами Натальей Адольфовной Павловой и Ольгой Хурамовной Посылаевой. Эти учителя владеют методикой народной педагогики, механизмом передачи национальной культуры. Их уроки совсем не похожи на все те, что мы видели раньше.

Во-первых, занятия проходят в игровой форме, что позволяет создать благоприятную атмосферу для познавательной деятельности учащихся. Игра помогает сплотить, сдружить учеников, учит работать в группе, а это важно для дальнейшей социализации ребенка.

Во-вторых, большое значение в создании воспитательной атмосферы придается национальным костюмам. Мы отметили, что ребята вели себя иначе, нежели всегда. Девочки проявляли женственность, изящество, беспокоились о том, как сидят длинные сарафаны и кокошники. Мальчики вели себя по-мужски уверенно.

Дети пели, учились играть на народных музыкальных инструментах. Однако учителя развивали не только эти умения, но и рассказывали о том, как русский народ жил раньше, обращались к героической истории России. Сегодня очень необходимы примеры положительных героев, которые борются со злом. Основанное на народности воспитание формирует чувство истинной национальной гордости.

Народная педагогика способствует целостному развитию личности ребенка. Помогает становлению эмоциональной сферы, координации движений, развивает мышление, память, речь.

Жаль, что ученики мало изучают русские традиции в школе, а часто ОУ вообще от них отказываются. Зато нас активно призывают ориентироваться на иностранные традиции в образовании. Ребенок вырастет, научится разговаривать на трех языках, овладеет информационными технологиями, но будет ли он нравственно зрелым?..

В современном образовании большие усилия направляются на умственное развитие детей. И все меньше внимания уделяется воспитанию, становлению личности. Мы убеждены, что необходимо обозначить такие аспекты, которые станут залогом нравственного развития нашего общества.

Студенты Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, г. Санкт-Петербург
Рейтинг@Mail.ru