Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2008

  • НАУКА УПРАВЛЯТЬ

    Делимся опытом

    По следам победы

    Приоритетный национальный проект «Образование» – это прежде всего возможность заявить о себе. Опыт, представленный нашей школой-интернатом в рамках нацпроекта на конкурс, – результат работы за последние три года. Одержав победу, мы понимали, что правильность решения экспертной комиссии мы рано или поздно должны будем подтвердить в своем регионе – Ненецком автономном округе (НАО).  С этой целью был организован трехдневный семинар-совещание для директоров основных и средних школ НАО под названием «Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО) на территории НАО: итоги 2007 года и перспективы развития в 2008 году».

    Идея проведения мероприятия принадлежала Управлению образования НАО. Его общей организацией занималась заместитель начальника Управления образования округа Г.И. Колесниченко. Согласно замыслу, в первый день семинара своим опытом делился победитель среди городских школ, во второй – среди сельских образовательных учреждений, а в третий – обсуждались итоги и задачи на будущее.

    Готовясь к приему гостей, мы заранее разработали программу семинара, который проходил непосредственно в нашем учебном заведении. Структуру ее определили на административной планерке, исходя из сути: раз мы победили в конкурсе ОУ, внедряющих инновационные программы, то это и надо продемонстрировать участникам.

    Во-первых, было решено показать на практике, как используется на уроках интерактивный аппаратный комплекс и информационные ресурсы на различных носителях.

    Во-вторых, поскольку некоторые из наших педагогов являются авторами методических пособий, мы задумали представить урок или внеклассное мероприятие с использованием их методик. В частности, открытое занятие «Тундра – раскрытая книга» провела автор учебника по литературному краеведению З.А. Горбунова.

    В-третьих, в школе бережно сохраняются народные традиции. Воспитанники изучают ненецкий и коми языки, а учителя технологии знакомят детей с премудростями народных ремесел. Кроме того, у нас есть лицензия на обучение по четырем профессиональным программам. Поэтому управленческая команда не могла не показать связь занятий в классе с профессиональной подготовкой.

    Спланировав блок открытых уроков, мы обсудили, как представить опытно-экспериментальную и учебно-исследовательскую работу, каким образом раскрыть суть школьного научного общества (ШНО) «Истоки», участники которого активно интересуются прошлым своего отечества. Ребята изучают те поселки, где они родились и выросли, вносят свой вклад в воссоздание жизни исчезнувших деревень Печорского края.

    Тематика детских исследований – самая разнообразная: история развития авиации в Ненецком автономном округе, северное судостроение, христианизация коренного населения, в том числе поселенцев островов Северного Ледовитого океана. Обо всем этом под занавес семинара за круглым столом рассказали руководитель ШНО «Истоки», заместитель директора школы по научно-экспериментальной работе Н.А. Вострикова и педагоги, под началом которых учащиеся пишут свои исследования.

    Открытие семинара прошло в медиатеке – современном информационно-ресурсном центре с качественным фондом на различных носителях, с доступом к широкополосному Интернету, что, безусловно, помогает нашим воспитанникам не только в повседневной учебе, но и при написании, проектов, подготовке к участию в предметных олимпиадах.

    Кроме открытых уроков и круглых столов, была и экскурсия по школе, в ходе которой в выставочном зале гости познакомились с работами воспитанников; заглянули они и в медицинский пункт, где, помимо кабинета врача, есть физио-, процедурный и стоматологический кабинеты. И, конечно же, мы рассказали о спортивных достижениях: пятеро учеников нашего интерната имеют звания мастеров спорта, четверо – кандидатов в мастера, так что стенд со спортивными кубками у нас внушительных размеров!

    Как задумали – так все и сделали. Ребята не подвели. Разумеется, их предупредили о том, что к нам придут гости. Ведь каждая семья в такой ситуации продумывает, чем будет их занимать, тщательно убирает дом, готовит угощение. И наша семья – не исключение.

    А вот что касается открытых уроков, то для детей они стали полной неожиданностью. Никто ничего с ними не репетировал. А некоторые учителя и вовсе определились с темой лишь накануне семинара.

    Наш совет тем, кому только предстоит проводить подобные мероприятия: не экономьте время, запланированное на экскурсии, неформальное общение и обсуждение увиденного и услышанного. В такой день лучше изменить расписание звонков, чуть продлив перемены.

    Подводя итоги встречи, мы решили показать собравшимся презентацию о дне, проведенном в нашем учебном заведении. Поэтому пока шел заключительный круглый стол, хозяйка библиотеки И.В. Коткина собирала презентацию из фотографий, которые сама же и сделала в течение всего долгого и насыщенного семинарского дня.

    Попутно распечатывались синквейны * на тему «директор школы», придуманные гостями в самом начале. Стоит отметить, что необходимость такого сочинительства сначала их удивила. Тем не менее, это занятие помогло настроиться на продуктивное, деловое и в то же время дружественное общение (вообще с синквейном можно познакомиться, изучая технологию развития критического мышления через чтение и письмо). Мы предложили схему написания пятистиший, и результат превзошел все ожидания! В конце дня директорские опусы были зачитаны под дружные аплодисменты и подарены авторам.

    В процессе подготовки и проведения семинара мы еще больше убедились в правильности выбранных нами направлений. Успешное представление своего опыта перед коллегами явилось стимулом к дальнейшему творчеству. А руководители образовательных учреждений, я думаю, поняли, что наша победа – не случайность, а действительная заслуга большого и дружного коллектива педагогов и воспитанников.

    Творческий подход

    Вас заинтересовали синквейны? Вы тоже можете попробовать свои силы в их создании. А когда освоите эту технологию, то, возможно, будете с удовольствием применять ее на своих педсоветах, совещаниях, собраниях, семинарах. Ведь тема синквейна может быть любой! Желаем удачи и вдохновения!

    Схема синквейна

    1. Объект. Существительное (то, о чем решили написать).

    2. Прилагательное. Прилагательное (признаки и свойства объекта).

    3. Глагол. Глагол. Глагол (действия объекта).

    4. Афоризм или своя мысль (свое отношение к объекту).

    5. Существительное (суть объекта).

    А для того, чтобы вам было легче взяться за перо, посмотрите на примеры синквейнов, написанных директорами Ненецкого АО в ходе семинара в Ненецкой школе-интернате.

    Напишите синквейн о директоре школы.

    1. Директор школы…

    2.  

    3.  

    4.  

    5.  

    • Директор школы.
      Умный. Прогрессивный.
      Замучен. Убит. Возрожден.
      Кто, если не я!

    Двигатель.

    • Директор школы.
      Вдохновляющий. Проницательный.
      Властвует. Контролирует. Зажигает.
      Это образ жизни.

    • Судьба.

    • Директор школы.
      Всезнающий. Понимающий.
      Действует. Решает. Помогает.
      Школа – это дом.

    Мозговой центр.

    • Директор школы
      Строгий. Справедливый.
      Вникает. Учит. Наставляет.
      Фигаро здесь, Фигаро там.

    Виртуоз.

    ________________

    * Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк (слово происходит от французского слова, которое означает пять). Синквейн – быстрый и хороший способ анализировать и обобщать информацию.

    Римма ГАЛУШИНА,
    директор Ненецкой
    школы-интерната
    им. А.П. Пырерки,
    г. Нарьян-Мар
Рейтинг@Mail.ru