Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2008

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД

Заместителю директора по ВР

Шпаргалка на добрую память

К сожалению, школьные коллективы иногда начинают тонуть в рутине повседневных дел, теряют темп развития, почву под ногами, погружаются в болото формализма и казенщины. В такой ситуации особенное значение может приобрести реализация проекта по созданию музея, посвященного школе, что способно придать новый импульс всему учреждению.

Школа – емкое и основательное понятие. Хотя номинальное значение этого слова в переводе с греческого – «досуг», как много значения в нем сокрыто благодаря его длительной культурной эволюции! Самое важное то, что школа задает культурный код, на основе которого мы существуем в мире. А еще она – дом, где человек проживает одиннадцать, наверное, самых радостных и относительно беззаботных лет.

Современный музей школы предполагает создание комплекса информации о конкретном ОУ и его коллективе. При этом она максимально должна быть переведена в электронный формат, иметь потенциал развития и легкий способ тиражирования. В результате получается многомерный школьный образ, дающий огромные возможности для организации образовательной и воспитательной работы.

К сожалению, на практике школьное музеестроение – чаще всего удел любителей, занимающихся этой работой на общественных началах. Но при всем глубочайшем уважении к замечательным подвижникам, к значимости накопленного опыта в данной области, к уникальности собранных в музеях материалов, есть смысл поговорить о новом качестве развития музейного дела.

Спартанцы, отвечая на вопрос: «Почему вокруг их города нет крепостных стен для защиты от врагов?», произнесли: «Город – это не стены. Город – это люди». Переиначив крылатое выражение можно сказать, что школа – это не стены, а люди. Поэтому специализация музея должна быть прежде всего связана с сохранением живой памяти «ошколенных» ею детей и взрослых. Об этом же заставляет задуматься успех в Интернете проектов по поиску одноклассников и однокурсников.

Электронный формат информации – не дань моде. Это дает возможность перейти от просветительской модели музейной деятельности – к коммуникативной, от монолога к диалогу. Музейная аудитория начинает восприниматься не как объект, который нужно обучать и воспитывать, а как равноправный участник диалога, осуществляемого в музейной среде.

Одновременно пользователи музейной информации перестают рассматриваться в виде суммы абстрактных посетителей и достаточно строго дифференцируются по возрастным, образовательным и иным признакам. Речь идет о создании таких условий, когда все категории населения школьного микрорайона включились бы в процесс музейной коммуникации.

Элементами этой системы могут быть программы для детей разного возраста, родителей, ветеранов школы, инвалидов и других социальных групп. Это позволяет сделать акцент не на знании истории школы, а на личностном отношении к ней, что и призван формировать музей…

Методические рекомендации по сбору материалов для музея школы

1. Организационные вопросы.

Желательно провести классные часы на тему создания школьного музея, сбора экспонатов. Каждый нынешний ученик имеет их дома: это предметы, связанные с жизнью его школы – старые тетради, рисунки, поделки, грамоты, школьные принадлежности (авторучки, линейки, пеналы и т.д.) и даже шпаргалки. Возможно, есть какие-то предметы, связанные с жизнью всего класса: стенгазеты, фотографии, грамоты, рисунки…

Следует дать поручение ученикам провести беседы со своими родителями с целью выяснения того, в какой школе они учились. Если они выпускники той же школы, пусть дети проведут изыскания на дальних полках семейных архивов.

Необходимо, чтобы учащиеся осознали важность создания школьного музея не только собственно для школы, но и для себя лично. Каждый из них или их родителей может стать частью истории ОУ, родного края. Пройдут годы, но память об их пребывании в этих стенах будет храниться в музее. До учащихся нужно довести простую мысль: если вы хотите остаться в истории школы – сделайте ей подарок, принесите какие-нибудь экспонаты.

Сложнейшим вопросом создания музея школы, конечно же, является поиск источников финансирования этой работы. Они могут быть разными: прямое финансирование местных органов власти, которые являются учредителями школы; спонсорство бизнес-структур; частные пожертвования; гранты благотворительных фондов; средства ОУ. Отдельно следует отметить возможность использования волонтеров.

Уровень технической подготовки учеников часто выше, чем учителей. В любой школе можно найти детей, которые с интересом поучаствуют в музейной работе. Это не принесет материальных выгод, но даст им ценный жизненный опыт.

2. Сбор сведений о выпускниках школы.

Желательно собрать следующую информацию: какое учебное заведение окончил; каких трудовых успехов добился (должность, квалификация, награды, почетные звания); какие общественные обязанности выполнял в школе; где сейчас живет и кем работает.

3. Воспоминания о школьных годах.

Воспоминания записываются в произвольной форме в тетрадь с обязательным указанием их автора, времени записи и ФИО записывающего. Предметом изучения могут быть рассказы об учителях, о классе (дружный ли он был, самые запомнившиеся одноклассники, отношение к учебе и т.д.); забавные эпизоды; школьные праздники, вечера, спортивные состязания, памятные мероприятия, конкурсы; походы; школьные кружки; выпускной вечер.

4. Сбор экспонатов.

Вещи:

– к каждому предмету необходимо приложить его описание: у кого и когда он взят;

– краткая история предмета (когда и кем использовался).

Фотографии:

– обязательно написать карандашом на оборотной стороне год, место, событие, имя изображенных, имя дарителя;

– снимки никуда не приклеивать, а положить в конверт или папку;

– те фото, что вам не могут отдать насовсем, желательно попросить для снятия копии.

5. Электронный образ школы.

Информация и умение работать с ней – культурная норма современной эпохи. Одним из важнейших направлений развития любой школы является разработка ее электронного образа. Речь идет не просто о переходе от бумажной к цифровой информации, а о новом образе жизни, более высоком уровне культуры, новом качестве развития. «Электронный вес» школы повышает ее престиж, привлекает внимание, может помочь ученикам, учителям и родителям в решении насущных проблем.

Юрий ШОРИН,
Владимир ПУЧКОВ,
Сафоново,
Смоленская область
Рейтинг@Mail.ru