Альтернативное оценивание
Сайт Издательского дома «Первое
сентября» www.1september.ru предлагает вам знакомиться с
реакцией ваших коллег на различные события и
явления школьной жизни в обзоре «Образование в
блогах». Недавно в обзор попало обсуждение на
сайте ИнтерГУ.ru, как раз совпавшее с нашей «Темой
номера».
Безотметочное обучение в начальной
школе
У нас уже был такой эксперимент.
Оценки не выставлялись по музыке, ИЗО и
физкультуре. Сначала детям и родителям это
нравилось, но потом интерес стал спадать, так как
ребятам все-таки хотелось получить именно
«пять». Да и солнышко, веселые рожицы, квадратики
– тоже ведь оценивание. Для некоторых учеников
зачет-незачет по итогам четверти особо ничего не
значил. Они постоянно спрашивали: «Это сколько?»
Более того, из-за такого нововведения
на педагогов обрушился ворох бумаг. Вместо того
чтобы готовиться к урокам, мы оформляли какие-то
документы, и на это уходила куча времени.
В общем, результат был такой: мы
получили опыт и поняли, что нам это не подходит.
По итогам эксперимента вернулись к традиционной
оценке.
Ребенок с детских лет привыкает к
оценке «хорошо-плохо». И когда она отсутствует,
не может понять, правильно ли он поступает, или
вообще перестает учиться, так как нет мотивации.
Поэтому оценка знаний нужна, чтобы ученик мог
ориентироваться, что он знает, а что – нет.
В подавляющем большинстве школ, где
придерживаются безотметочного обучения,
балльные оценки все равно заменяются значками
или фигурками. Родители не готовы к этому –
требуют разъяснить, что это значит. То же самое
касается и детей, которые не перестают задавать
вопросы: «Вот такой значок – это “пять”?»
Гороно по итогам полугодия требует
статистику. Как туда первые классы втиснуть?
Традиционный текст завуча на педсовете: «В
первом классе у нас безотметочное обучение, но
если бы мы выставляли оценки, то могли бы сказать,
что такой-то ребенок учится без “троек”...»
Какая-то игра получается. Играть всем
неудобно, но почему-то надо. Для некоторых
предметов мне кажется разумным ввести систему
зачетов. Например, по музыке, изо и физкультуре.
Конечно, в них есть теоретическая часть, но это
такие предметы, которые все-таки требуют
некоторых способностей, а способности в баллах
оценивать, на мой взгляд, некорректно.
Всякие ухищрения в выставлении
отметок ученикам младших классов приводят к
тому, что старшеклассники превращаются
буквально в наркоманов отметок! Или, в лучшем
случае, в шахтеров по их добыче. Отметка как
мерка, как ярлык только вредит. Мы, учителя, своим
поведением и поступками убеждаем учеников и
родителей (а заодно и себя) в ее необходимости.
Так удобно!
Введение ЕГЭ дает педагогам шанс
отказаться от отметок (текущих, в процессе
уроков). Убрать отметку из школьной жизни!
Оставить ее для ЕГЭ!
О чем спор? Кто кого и с какой целью
хочет обмануть (перехитрить)? Если лишить ребенка
обратной связи в виде информации о качестве
(результатах) его обучения, то одновременно с
этим и учитель останется совершенно без рычагов,
позволяющих ему направлять этот процесс.
Безотметочная система оценивания – по
меньшей мере, лукавство. Другое дело, что
пятибалльная система – далеко не идеал.
Однако долгий опыт ее использования не позволит
беспроблемно от нее отказаться.
Мы сами признаем неэффективность системы
отметки за знания учеников, а еще спрашиваем о ее
необходимости. Давайте хоть начальную школу
оставим в покое от лукавства. В нашем
муниципальном районе до 3-го класса отметочная
система отменена. Учитель сам вправе решать, как
он будет отмечать успехи своих воспитанников.
Все доводы, что ребенок должен с 1-го
класса привыкнуть к этой системе, неубедительны.
У меня дочь вполне адекватно восприняла то, что
ей перестали выдавать «ромашки» и стали ставить
«три», «четыре» или «пять». Она повзрослела. В 9–10
лет получать отметки уже нормально.
А чем принципиально отличается
«пятерка» от «ромашки», а «тройка» от
«репейника»? И будут ребенка дразнить не
«троечником», так «репейником». В чем же
безотметочность, в смене названия? Быть или не
быть школьной отметке? В любом случае она есть.
Получается, что вопрос лишь в том, как она
называется или чем ее заменяют. «Называй хоть
горшком, только в печь не сажай». А здесь – все
равно. «Называй, как хочешь, а в печь полезай»!
|