Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2008

ТЕМА НОМЕРА: АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Альтернативное оценивание

Сайт Издательского дома «Первое сентября» www.1september.ru предлагает вам знакомиться с реакцией ваших коллег на различные события и явления школьной жизни в обзоре «Образование в блогах». Недавно в обзор попало обсуждение на сайте ИнтерГУ.ru, как раз совпавшее с нашей «Темой номера».

Безотметочное обучение в начальной школе

  • У нас уже был такой эксперимент. Оценки не выставлялись по музыке, ИЗО и физкультуре. Сначала детям и родителям это нравилось, но потом интерес стал спадать, так как ребятам все-таки хотелось получить именно «пять». Да и солнышко, веселые рожицы, квадратики – тоже ведь оценивание. Для некоторых учеников зачет-незачет по итогам четверти особо ничего не значил. Они постоянно спрашивали: «Это сколько?»

Более того, из-за такого нововведения на педагогов обрушился ворох бумаг. Вместо того чтобы готовиться к урокам, мы оформляли какие-то документы, и на это уходила куча времени.

В общем, результат был такой: мы получили опыт и поняли, что нам это не подходит. По итогам эксперимента вернулись к традиционной оценке.

  • Ребенок с детских лет привыкает к оценке «хорошо-плохо». И когда она отсутствует, не может понять, правильно ли он поступает, или вообще перестает учиться, так как нет мотивации. Поэтому оценка знаний нужна, чтобы ученик мог ориентироваться, что он знает, а что – нет.

  • В подавляющем большинстве школ, где придерживаются безотметочного обучения, балльные оценки все равно заменяются значками или фигурками. Родители не готовы к этому – требуют разъяснить, что это значит. То же самое касается и детей, которые не перестают задавать вопросы: «Вот такой значок – это “пять”?»

Гороно по итогам полугодия требует статистику. Как туда первые классы втиснуть? Традиционный текст завуча на педсовете: «В первом классе у нас безотметочное обучение, но если бы мы выставляли оценки, то могли бы сказать, что такой-то ребенок учится без “троек”...»

Какая-то игра получается. Играть всем неудобно, но почему-то надо. Для некоторых предметов мне кажется разумным ввести систему зачетов. Например, по музыке, изо и физкультуре. Конечно, в них есть теоретическая часть, но это такие предметы, которые все-таки требуют некоторых способностей, а способности в баллах оценивать, на мой взгляд, некорректно.

  • Всякие ухищрения в выставлении отметок ученикам младших классов приводят к тому, что старшеклассники превращаются буквально в наркоманов отметок! Или, в лучшем случае, в шахтеров по их добыче. Отметка как мерка, как ярлык только вредит. Мы, учителя, своим поведением и поступками убеждаем учеников и родителей (а заодно и себя) в ее необходимости. Так удобно!

Введение ЕГЭ дает педагогам шанс отказаться от отметок (текущих, в процессе уроков). Убрать отметку из школьной жизни! Оставить ее для ЕГЭ!

  • О чем спор? Кто кого и с какой целью хочет обмануть (перехитрить)? Если лишить ребенка обратной связи в виде информации о качестве (результатах) его обучения, то одновременно с этим и учитель останется совершенно без рычагов, позволяющих ему направлять этот процесс. Безотметочная система оценивания – по меньшей мере, лукавство. Другое дело, что пятибалльная система – далеко не идеал. Однако долгий опыт ее использования не позволит беспроблемно от нее отказаться.

Мы сами признаем неэффективность системы отметки за знания учеников, а еще спрашиваем о ее необходимости. Давайте хоть начальную школу оставим в покое от лукавства. В нашем муниципальном районе до 3-го класса отметочная система отменена. Учитель сам вправе решать, как он будет отмечать успехи своих воспитанников.

Все доводы, что ребенок должен с 1-го класса привыкнуть к этой системе, неубедительны. У меня дочь вполне адекватно восприняла то, что ей перестали выдавать «ромашки» и стали ставить «три», «четыре» или «пять». Она повзрослела. В 9–10 лет получать отметки уже нормально.

  • А чем принципиально отличается «пятерка» от «ромашки», а «тройка» от «репейника»? И будут ребенка дразнить не «троечником», так «репейником». В чем же безотметочность, в смене названия? Быть или не быть школьной отметке? В любом случае она есть. Получается, что вопрос лишь в том, как она называется или чем ее заменяют. «Называй хоть горшком, только в печь не сажай». А здесь – все равно. «Называй, как хочешь, а в печь полезай»!

Рейтинг@Mail.ru