Семья
Ювелирная работа
Очевидно, что причиной возникновения
профильности в системе общего образования
послужили внутренние факторы: различие в
потребностях и возможностях самих учащихся по
отношению к содержанию обучения. Наша школа
третий год организует занятия на старшей
ступени, привлекая помощь родителей.
«Город деловых людей»
Особенностью Емельяновской СОШ № 1 является
то, что содержание образования программируется
здесь ребятами 8–11-х классов на условиях
свободного выбора его конкретных форм. То есть
профиля обучения, факультативных и
дополнительных занятий, элективных курсов,
творческих объединений и др. Оно строится в виде
разнообразной деятельности с обязательной
обратной связью, информирующей о ходе целостного
образовательного процесса.
Мне бы хотелось остановиться только на
одном аспекте нашей работы – участии родителей и
общественности в организации
учебно-воспитательного процесса и управлении
старшей ступенью.
Сегодня в нашей школе, как, впрочем, и
во многих других учебных заведениях, достаточно
органично происходит выстраивание отношений с
родителями учащихся. С одной стороны, они
соизмеряют собственные возможности со
способностями своего ребенка как по определению
индивидуального учебного плана, так и
относительно приобретения будущей профессии. С
другой стороны, именно родители выступают
реальными заказчиками образовательных услуг,
предоставляемых ОУ.
Подготовка учащихся и их пап и мам к
непростой работе по составлению ИУП на старшей
ступени начинается еще в 8-м классе с
традиционной в нашей школе игры «Город деловых
людей». Здесь ребятам предоставляется
возможность определить индивидуальный
профессиональный путь, попытаться устроиться на
работу, пусть пока и условно, и, объединившись под
вывеской той или иной компании, предложить к
реализации проект по развитию своего поселка.
Игру проводит творческая группа
педагогов, психологов и родителей. Последние
выступают в качестве представителей предприятий
и учреждений. Ценность такой игры заключается в
том, что и учащиеся, и их родители начинают
задумываться об осуществлении
профессионального выбора. Взрослые, так или
иначе определяющие развитие своего предприятия,
играют роль специалистов кадровой службы. Они
получают шанс оценить интерес детей к той или
иной профессии и предъявляют к ним требования,
необходимые соответствующим сотрудникам.
Поставленная перед командой
психологов задача – помочь родителям разглядеть
те черты и качества, которые не всегда
учитываются старшими при профессиональной
ориентации собственного ребенка, а также
предостеречь от стремления совершить выбор за
детей.
Классные руководители вместе с
родителями включаются и в работу с портфолио
учащегося, проводят презентации курсов по
выбору, определяют содержание школьного
компонента.
«Лист о намерениях»
В 9-м классе родители имеют возможность
участвовать в проведении ориентационных курсов,
готовят с педагогами занятия по профориентации в
рамках программы «Мой выбор», привлекаются в
качестве узких специалистов при проведении
социальной практики, во время которой на их плечи
ложится наибольшая нагрузка. После долгих
поисков педагогического коллектива школы стало
ясно, что социальная практика девятиклассников
оказалась более эффективной на рабочих местах их
родителей. Это помогло снять многие
организационные вопросы и разгрузить
администрацию, а также учащиеся теперь могут
лучше ознакомиться с профессиями взрослых
членов семьи.
В пакет документов, который
представляют учащиеся по итогам социальной
практики, входит «Лист о намерениях»,
заполняемый кадровой службой предприятия. В нем
указывается, через какое время и с каким
профессиональным образованием данное
предприятие готово принять сегодняшнего ученика
на работу.
После долгих поисков
педагогического коллектива школы стало ясно, что
социальная практика девятиклассников оказалась
более эффективной на рабочих местах их
родителей.
|
По итогам практики в классах
совместно с родителями девятиклассников
проводятся отчетные конференции. И те, и другие
получают необходимую информацию о
востребованности рабочих мест, перспективности
профессии, возможности получения
профессионального образования и личностного
самоопределения. Ребята делятся своими
наблюдениями и впечатлениями о проведенной
практике. Администрация школы договаривается с
родителями о дальнейшей работе в классе по
профориентации. Так родительские собрания и
совместные классные мероприятия наполняются
новым содержанием.
Если возникают какие-либо затруднения
с воспитанием или проблемы у самих детей, то в их
решении родителям помогает школьный психолог и
специалисты районного Центра диагностики и
консультирования.
Следующий этап взаимодействия с
родителями осуществляет завуч, который
организует поистине ювелирную работу с каждой
семьей девятиклассников по поводу формирования
индивидуального учебного плана. Только через
собеседование с учеником, его родителями,
предварительными консультациями с психологом,
изучением портфолио ребенка рождаются
индивидуальные учебные планы.
Таким образом, родительская
общественность приходит к процессу управления
школой естественным путем. Созданный два года
назад управляющий совет реально способствует
такой организации образовательного процесса,
которая востребована всеми заказчиками
образовательных услуг.
В роли студентов
Еще одним моментом в управлении
старшей школы, органично вписавшимся в
образовательный процесс, является сетевое
взаимодействие нескольких образовательных
учреждений. Реализация индивидуальных учебных
планов в отдельно взятой сельской школе не
эффективна. Недостаток кадров, материальных и
финансовых ресурсов не могут гарантировать
качественный образовательный процесс.
На основании договоров о
сотрудничестве нескольких ОУ района нам удалось
предоставить детям большой выбор в наполнении
ИУП элективными курсами, которые проводятся в
рамках сетевого расписания. Таким образом,
каждый школьник, обучаясь то в одном учреждении,
то в другом, может удовлетворять свои
образовательные потребности.
Еще одним мощным ресурсом в
образовательной сети стали сессии учащихся
профильного обучения, которые мы проводим трижды
в год.
Сессия – это организация
образовательного процесса старшеклассников
сразу нескольких школ на одной площадке. Что это
дает? В первую очередь, ребята вправе выбрать
себе учителя, способ обучения, технологии,
современное оснащение учебного процесса. И,
конечно же, всегда можно пообщаться в среде
сверстников, имеющих схожие интересы.
На специально подготовленной площадке
сосредотачиваются ресурсы нескольких школ. Она
проектируется на сетевых педагогических
советах. Занятия проводят
высококвалифицированные педагоги. При
отсутствии таковых в сети – специалисты
приглашаются извне.
На этих площадках учащиеся имеют
доступ к современному оборудованию для
проведения экспериментов и опытов, в том числе в
лабораториях педагогического университета.
Лекции и семинарские занятия проводятся не
только силами учителей школ, но и
преподавателями вузов, музейными работниками,
представителями законодательной и
исполнительной власти. По насыщенности учебного
материала, формам организации учебного процесса,
временным рамкам занятия приближены к вузовским,
что дает возможность ребятам почувствовать себя
в роли студентов.
По данным соцопроса старшеклассники с
удовольствием занимаются в период сессии,
приобретая не только новые знания, но и опыт
общения со сверстниками других школ.
Людмила ПОДУС,
директор Емельяновской
СОШ № 1,
член клуба молодых
директоров «Радуга»,
Красноярский край
|