Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2008

СОБЫТИЯ

Мнения

Восток – дело школьное

В информационном агентстве «РИА-новости» состоялся круглый стол, участники которого обменивались мнениями по поводу распространенности, роли и места арабского языка в сегодняшней России. Обсуждалось, какие слои населения заинтересованы в увеличении числа людей, владеющих арабским языком; кто будет учиться в школах, где он преподается; какова позиция арабской диаспоры в России. Был дан анализ потребности в этом языке в различных сферах жизнедеятельности страны.

Нельзя сказать, что школьники Москвы совершенно лишены возможности погружаться в смысл загадочных переплетений арабской вязи. В настоящее время в городе существует несколько школ с изучением этого языка на разных уровнях – углубленный арабский язык в одной из гимназий; факультативные занятия; изучение его как второго или третьего иностранного языка. Большинство учащихся – представители младшего поколения арабской диаспоры в Москве.

Но почему бы и русскоязычным детям не окунуться в новую для себя культуру? В частности, это могло бы стать попыткой избавиться от последствий того, что именуется «столкновение цивилизаций». Как известно, изучение языка предполагает не только овладение навыками разговорной и письменной речи. Дети попутно узнают арабо-исламскую историю, традиции, обычаи... Не секрет, что часть российских средств массовой информации необъективно оценивает те или иные события за счет незнания предыстории этих событий или по причинам политической «ангажированности». И чем больше выпускников выйдет из школ со знанием языка, культуры, истории, религии, тем выше вероятность объективного взгляда общественности на происходящее.

Президент Ассоциации арабской диаспоры в Москве Юсеф Абу Бакр:

– Нужна ли школа, где арабский язык изучают углубленно? Естественно. По-моему, тут двух мнений не может быть. И нужна по многим причинам.

Арабы сейчас в России составляют часть населения. Если раньше, в 60–70-е годы, они работали и учились здесь как иностранцы, то теперь только в Москве около 15 тысяч арабских граждан, которые имеют российское гражданство. Таким образом, они равноправные россияне, имеющие право на удовлетворение «национальных» потребностей.

Вторая причина в том, что после прекращения существования Советского Союза произошел разрыв культурных, экономических, политических отношений между странами бывшего СССР и арабскими государствами. И, к примеру, целое поколение российской молодежи не читало арабской литературы, поскольку издательств, выпускавших переводы, не существует в прежнем виде. Я бы назвал это культурным потрясением. К счастью, вопрос решается: внешняя политика Российской Федерации восполняет пробел, что мы, конечно, должны поощрять и всячески поддерживать.

Президент Центра арабской культуры в Москве «Арабский дом» Али Али Салех:

– Вопрос о необходимости открытия в Москве такой школы в нашей организации изучается уже два года. Мы ходим на разные семинары, изучаем опыт этнокультурных школ, которые я считаю одной из гениальных находок московского правительства: здесь сплетаются вопросы эмиграции и культуры – никто не мешает приезжим изучать и свою национальную культуру, и русский язык.

Но пока, на мой взгляд, очередь арабской школы как этнокультурного образовательного учреждения наступит немного позже. А сейчас мы бы очень хотели не только попросить, а и доказать столичному правительству, что в Москве нужна школа, где бы арабский язык преподавался с детства, типа спецшкол с английским, немецким и французским языком.

Тут я могу привести очень много факторов в поддержку этой идеи.

Директор школы посольства Саудовской Аравии в Москве Адам Туаини:

Я как директор хотел бы отметить огромный приток представителей арабской общины в столице, которые хотели бы учиться в саудовских школах. Невиданный спрос! И не только они. Даже российские семьи проявляют большой интерес к изучению арабского языка.

Мы должны исходить из стратегических задач, которые решаются не за два-три года. Это институциональная идея – начать работу с самых ранних этапов, то есть с преподавания языка в начальной школе. А плоды будут пожинаться через много лет.

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Борис Долгов:

– Я хочу поддержать стратегическую составляющую идеи. Да, изучение арабского языка в школе с детских лет необходимо, и школа нужна. Но важно просчитать, сколько потенциальных учащихся будет учиться в этой школе, кто станет ее финансировать, какова дальнейшая судьба этих выпускников…

К примеру, очевидно, что выпускник такой школы с очень хорошим знанием арабского языка получит преимущество при поступлении, скажем, в Институт стран Азии и Африки. И тут же встает вопрос: а что с правами того абитуриента, который еще не знает этот язык?

Такие моменты, мне кажется, – вопросы для обсуждения в конкретных инстанциях.

Инна АЛЕЙНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru