Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2008

ТЕМА НОМЕРА:
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Путешествие

Медвежий угол

Эта старая прусская дорога узка, как замковая аллея. Раньше она связывала Кенигсберг и Инстербург, а сейчас ведет из Калининграда в Черняховск. По ее обочинам километрами тянутся шеренги лип. Из тумана выплывают то вывеска ресторана с готическими буквами, то покрытый мхом фундамент кирхи, то рыбак, бредущий по обочине с длинной щукой, перекинутой через плечо. Иногда среди дубовой заросли мелькает остов остроконечной арки. На прибитой доске крупными буквами выведено: «ПРОДАЕТСЯ»…

Замок Георгенбург

Столетия назад старинный рыцарский город Инстербург окружали леса. Недаром на его гербе изображен медведь. Сегодня медвежьих угодий вокруг реки Анграпы нет и в помине.

По равнинам вокруг дороги разбросаны небольшие селения. Живут здесь выходцы со всех концов бывшего СССР. Одни были привезены сюда детьми в 1945 году, другие приехали в советское время, третьи, этнические россияне, прибыли в самую западную часть России из бывших советских республик. Переселенцев в этих краях много. Не всем повезло с работой и жильем. Некоторые семьи ютятся по заброшенным домам, которые встречаются в районе на каждом шагу.

Развалины, перекопанные предприимчивыми кладоискателями, остались здесь с довоенных времен. По обочинам узкой прусской дороги можно найти все – золотые монеты эпохи викингов, тевтонские мечи, солдатские пряжки XVIII века, немецкие клады 1945 года, зарытые хозяевами в надежде на скорое возвращение. Вернуться удалось не скоро и не многим…

Лишь после 1991 года Калининградская область была открыта для иностранцев. Бывшие жители приезжают сюда для того, чтобы бросить взгляд на свои дома. Или – оплакать их развалины. Или – оплатить новым хозяевам капитальный ремонт. Когда, конечно, российские законы эту благотворительную акцию позволяют. А позволяют не всегда.

– Сейчас за поворотом будет старый замок, – объясняет водитель. – Здесь до сих пор живут люди.

Водитель Миша Саркисян родом из Армении. Он приехал в Калининград в молодости и с тех пор стал патриотом этих мест. На дорогах области Мише ведом каждый придорожный амбар. Он охотно расскажет путешественнику историю любых прусских развалин, если, конечно, сам когда-нибудь слышал ее.

Величественный епископский замок называется Георгенбург. Во двор можно въехать через средневековые ворота с опускающейся решеткой. Крыша замка во многих местах провалилась. Только оконные проемы с готическими розами XV века еще сохранились в своем прежнем великолепии.

Замок Георгенбург был возведен рыцарями немецкого ордена в 1350 году. Так выглядела наружная стена замка на немецких довоенных открытках

Замковый дворик напоминает заброшенный огород. Не одно поколение кладоискателей мечтало выкопать здесь если не епископский крест времен Тевтонского ордена, то хотя бы золотую сережку эпохи Третьего рейха. Единственным хозяином этого места выглядит каштан у крепостной стены.

«Посмотрите на черные ромбы на кладке башни, – говорит журналист и краевед Галина Каштанова-Ерофеева, заместитель главного редактора альманаха «Берега Анграпы». – Таким узором украшались все постройки тевтонских рыцарей. Это их фирменный знак. Двор когда-то был замощен, но теперь он перекопан археологами-любителями. К сожалению, они часто приходят в эти места, опережая настоящих археологов…»

…В зарослях прошлогодней крапивы – обугленный чайник. Пугливые обитатели замка, попрятавшиеся при звуке мотора, готовили себе обед на костре.

Много лет идет тяжба о передаче Георгенбурга с федерального уровня на местный. Только тогда немецкие строительные фирмы получат право отреставрировать строение: замостить двор, починить крышу, восстановить окна. Беспризорные семейства можно будет переселить в квартиры, а замок превратить в музей.

Пока же процветает только конезавод Георгенбурга, расположенный по соседству. Поскольку он не является памятником федерального значения, инвесторы сделали из него игрушку. Полюбоваться на георгенбургских лошадок съезжаются любители со всего мира. Учителя с удовольствием привозят туда школьные экскурсии.

А епископская резиденция в ожидании реставраторов мокнет под дождем.

…Когда машина выезжает за средневековые ворота, кто-то из обитателей замка на цыпочках выбирается во двор за своим чайником.

Сердце Барклая

9_23.jpg (9508 bytes)

Памятник Барклаю де Толли был открыт в Черняховске 31 марта 2007 года. Скульптор В. Суровцев, архитектор В. Пасенко. Фото Г. Каштановой-Ерофеевой

Старинная рыцарская крепость Инстербург еще древнее, чем Кенигсберг и не менее знаменита. По сей день в 49-ти немецких городах есть Инстербургская улица, а в Берлине – даже Инстербургская аллея. Сам город Инстербург давно исчез с карты: в 1946 году ему сменили имя и назвали в честь дважды героя Советского Союза генерала Ивана Даниловича Черняховского.

В Черняховске, как и во всей Калининградской области, по-прежнему почитаемы места, связанные с героями Великой Отечественной войны. Но в 90-е годы жители стали искать новых героев. Несколько лет здесь готовились к установке памятника фельдмаршалу князю Барклаю де Толли, герою войны 1812 года. Прославленный генерал скончался в Инстербурге в 1818 году по дороге Висбаден. Здесь он завещал похоронить свое сердце.

Обелиск на месте смерти фельдмаршала Барклая де Толли в пос. Нагорное (бывш. Штилитцен). Автор – Карл Фридрих Шинкель (1821). Фото В. Васильева

«Это было действительно всенародное строительство, – рассказывает Галина Каштанова-Ерофеева. – Деньги собирали с миру по нитке. Муниципалитет смог выделить только 600 тысяч, а памятник стоил много миллионов рублей».

Облик героя войны 1812 года тоже воссоздавали всем миром. Черняховцам хотелось, чтобы каждая деталь барклаевского мундира соответствовала исторической действительности. Не менее тщательно выбирали лошадь для фельдмаршала – учитывая, что скакунов с соседнего георгенбургского конезавода традиционно поставляли в элитные гвардейские полки. Скульптор Владимир Суровцев провел немало времени, наблюдая и зарисовывая породистых животных.

Новый монумент установили на центральной площади города, почти напротив памятника Ленину. Вождя мирового пролетариата хотели было убрать. Пенсионеры не позволили.

Конная статуя Барклая де Толли, ставшая символом нового Черняховска, смотрится на площади, как на военном параде. Ганноверская лошадка фельдмаршала бьет копытом, султан на шляпе как будто развевает ветер. С высоты своего постамента народный герой даже не смотрит на сникшего вождя мирового пролетариата.

А в глубине темной рощи, недалеко от старой прусской дороги, прячется скромный обелиск, к которому по выходным дням приезжают праздничные свадебные кортежи. Молодожены приносят к нему цветы. Там похоронено сердце Барклая.

В школе пос. Междуречье работают 26 педагогов: 2 учителя высшей категории, 3 «Отличника народного просвещения», 7 учителей I категории, 1 учитель-методист, 11 учителей II категории

Поселок с библейским названием

Множество названий на карте области хранит память о знаменитых баталиях.

Сражение при Гросс-Егерсдорфе 19 августа 1757 года, в котором российские войска одержали блестящую победу, было решающим в ходе Семилетней войны. Сегодня на заросшем поле стоит скромный памятник русским воинам.

Поблизости расположено село Междуречье. Там есть школа, открывшаяся в 1946 году. В ней находится единственный музей Гросс-Егерсдорфского сражения. Одноэтажное школьное здание стоит на холме. Сегодня оно выглядит немного грустным.

«Два года назад ураганным ветром снесло крышу, – объясняет директор Лариса Викторовна Ильина. – Поэтому на фасаде остаются потеки. Конечно, ремонт будет. И дорога к нам тоже будет. Но – не все сразу. Для нас главное то, что у школы внутри».

А внутри – четыре интерактивных класса. Полностью оборудованный новенькими реактивами кабинет химии. Сверкающий зеркалами холл. Современный спортивный зал. Тренажерный зал, куда могут прийти все желающие. Для родителей уже определен отдельный день. Можно заниматься под музыку. Гордость спортивного инструктора – мешок для бокса.

– А вы попробуйте. Сам выбирал и покупал! – говорит он.

– Я работаю директором уже двадцать лет, – признается Лариса Ильина. – Но такого в моей практике не было никогда. Сейчас нам дают участвовать в проектах и зарабатывать деньги. За два года материально-техническая база школы улучшилась так, что это – фантастика!

…В 2006 году ОУ получило президентский миллион, а в 2007 – победило в региональном конкурсе «Местные инициативы» и выиграло 859 тысяч рублей.

Сегодня в поселок с библейским названием Междуречье на четырех школьных автобусах из 12 поселков съезжаются 180 детей.

– К нам всегда ездили ребята из соседних поселков, – соглашаются учителя. – Ведь директора и завучи соседних учебных заведений – выпускники нашей, междуреченской школы. Наш авторитет, уважение к педагогам – многое значат. Так что развитие образовательной сети было для нас естественным процессом .

За последние годы, в ходе развития образовательной сети, подвозить детей стало значительно легче. Теперь автоуслугами занимается лицензированное муниципальное предприятие. Директор вместе с автопредприятием составляет график. Муниципалитет оплачивает счет.

Ульяна заводит трактор

Междуречье лежит на дороге, связывающей Калининград с Черняховском. По этой трассе можно ездить либо в областной, либо в районный центр.

Сегодня Черняховск – третий по величине город в Калининградской области и второй в области район. Рабочих мест здесь немало: есть мясокомбинат, молочный и комбикормовый завод, мебельная и конфетная фабрика, предприятие по изготовлению пластиковых окон, знаменитый конезавод и даже винно-коньячный завод, разливающий коньяк «Старый Кенигсберг».

Но стремятся выпускники междуреченской школы все-таки в Калининград. Уровень учебного заведения им это позволяет.

Иностранные языки и компьютер здесь изучают с раннего возраста. Читается множество спецкурсов. Налажена довузовская подготовка по математике, физике, литературе, русскому и немецкому языкам (школьники района изучают, главным образом, немецкий язык).

Зачем девушке осваивать современный трактор? «Чтобы быть более интересным человеком!» - отвечают школьницы

Из 23 выпускников прошлого года 13 поступили на бюджетные отделения вузов по результатам ЕГЭ.

– Но через 5–10 лет треть наших ребят, уехавших в Калининград, все равно возвращается в село, – с грустью подводят итог учителя. – Живут они там на съемных квартирах, переезжают с места на место, устают от такой жизни. Не нужны они городу…

…Не нужны – даже со знанием компьютера и иностранных языков.

Можно ли понемногу приучить их к мысли, что остаться в селе – это вовсе не трагедия?

– Примеров крепких фермеров у нас в округе, к сожалению, немного, – констатирует директор. – Но они есть! И производственную практику ребята в состоянии проходить в этих хозяйствах. Могут учиться, присматриваться. Для агротехнологического профиля мы закупили самую современную технику.

Новенький школьный трактор – не белорусский, а Липецкого тракторного завода. Так что здесь уверены: российского производителя они поддержали. Теперь с машиной возятся специалисты – делают вторую педаль управления для инструктора.

– Вроде бы всю жизнь провели в селе, а сами не знали раньше, что учебному транспорту нужно второе управление для инструктора, – удивляются педагоги. – Раньше мы на этих тракторах просто катались – и все. Век живи – век учись!

Элегантный вид новой техники воодушевил школьников. Школьниц – тоже. Впервые три девочки – Ульяна Банель, Света Кузнецова и Аня Иванова – решили обучаться на трактористок.

Для чего им водить трактор? Ульяна сформулировала, не задумываясь: «Чтобы быть более интересным человеком!»

Галстук-бабочка

В 2007 году Междуреченская школа стала опорной для своего района. Готовы ехать сюда и дети соседей.

– В прошлом году мы приняли 30 детей из других районов, – говорит директор. – Хотя подвоз оплачивает наш район! Конечно, это радостно, это значит – школу знают. Но… мы опасаемся, что у нас не будет хватать мест. ОУ было рассчитано на 280 детей, а сейчас, с учениками из филиалов, их у нас 345. А потом рано или поздно начнется прирост рождаемости…

 

Кабинеты с интерактивным оборудованием стали частью школьной жизни в пос. Междуречье

Почему родители хотят, чтобы их дети учились именно в Междуречье? Из-за того, что высокие результаты ЕГЭ дали возможность быстро поступить в калининградские вузы? Нет, здраво отвечают учителя, до последнего года еще мало кто умел извлечь пользу из свидетельств ЕГЭ: из прошлых выпусков ими смогли воспользоваться по 2–3 человека.

Чтобы разгадать загадку, надо пройтись по школе. Почему-то не сразу обращаешь внимание на то, как одеты эти сельские ребятишки, которые каждый день приезжают сюда на автобусе. Даже младшеклассники носят строгие костюмчики и хорошо подобранные галстуки. У некоторых мальчиков – галстуки-бабочки. Эта форма не сразу заметна, потому что для детей она естественна.

– У нас нет обязательной школьной формы, – объясняют учителя. – Это вообще не школьная форма. Это – так называемый деловой костюм.

Оказалось, что теперь для учебы нужна особая одежда. В Междуречье ее можно купить, заказать, сшить. Родителям и детям это нравится. В конце концов, школа – единственное место в селе, куда можно явиться в галстуке.

Когда ребенку больше не надо идти несколько километров по грязи, когда автобус забирает его от калитки, а впереди его ждут внимательные учителя, интерактивное оборудование, тренажерные, спортивные залы, цветы и зеркала – в нем просыпается желание быть элегантным. Когда школа превращается в храм образования, галстуки и начищенные ботинки становятся естественными. Сначала – для детей. А потом и для взрослых.

Самым трудным контингентом для администрации междуреченской школы в 2007 году стали странные люди, проживавшие в маленьком соседнем поселке, где недавно пришлось закрыть школу. Называя себя изидами, они жили замкнутой общиной, не пользовались современной техникой, не получали высшее образование, не пускали девочек в школу. Девушки этой общины, получая образование в несколько классов, обычно начинали заниматься домашней работой.

– Не нужны нашим детям ваши компьютеры и интерактивные доски, – возмущались представители общины. – Закроете школу в нашем поселке – к вам мы детей не пустим. Нечего им у вас делать, к компьютерам приучаться!

– Но ведь современной техникой вы пользуетесь: ездите не на телеге, а на автомобиле, – доказывали им в школе. – Что плохого, если ваши дети будут заниматься в современных условиях?

В конце концов руководители образовательного округа переубедили упрямых родителей.

Мальчики из общины стали учиться в Междуречье. На то, что в поселке отпустят в школу девушек, никто не надеялся. Но недавно один из упрямых отцов пришел к директору.

– Я обещал моей дочери, что она будет учиться в десятом классе, – заявил он.

Директор подумала, что ослышалась.

Но он твердо повторил:

– Я ей обещал.

Рейтинг@Mail.ru