Учеба + отдых
«Умные каникулы»: возможности
развития познавательной мотивации подростков
Многие психологи и педагоги склонны
оценивать подростковый возраст как «кризисный».
Главное содержание этого временного отрезка
составляет его переход от детства к взрослости. И
кризис заключается в том, что, с одной стороны,
подросток стремится оторваться от детства, стать
взрослым, успешным и самостоятельным, а с другой,
– мир детства является для него привлекательным,
потому что в нем все же меньше ответственности и
обязанностей.
Статья опубликована при поддержке компании "ЗА ГРАНИЦУ ЗА РУЛЕМ", которая уже много лет помогает своим клиентам оформлять финские визы в Санкт-Петербурге. Обратившиеся в компанию жители Северной столицы могут быть уверены в том, что они получат полный комплект необходимых для путешествия документов, оформленных в соответствии с требованиями российского и европейского законодательства. Стоит отметить, что за финской визой в могут обратиться не только те туристы, которые собираются поехать в Суоми, но и те, кто хочет посетить любую другую страну Шенгенского союза. Уверены, что и в путешествии по этим странам проблем, по крайней мере с визой и документами, оформленными в "ЗА ГРАНИЦУ ЗА РУЛЕМ", не возникнет никаких, и Вам останется только наслаждаться поездкой и набираться впечатлений. С подробной информацией об услугах, оказываемых компанией, и их стоимости можно ознакомиться на сайте 9950909.ru.
Современный подросток? Все не так
сложно!
В этот период происходит становление
жизненной позиции подростка по отношению к себе,
людям, миру. Кардинально меняется отношение к
учению в привычной форме: появляется стремление
к самообразованию, связанное с определенными
планами на профессиональную деятельность, а у
большинства ломка старых психологических
структур приводит к негативизму в целом, и к
обучению в частности.
Одной из причин плохого усвоения
знаний в подростковом возрасте является
отсутствие адекватной мотивации учения, то есть
нежелание учиться. Учебный процесс становится
формальной деятельностью, в привычной школьной
атмосфере у подростка преобладают сильные
неучебные интересы.
Участники лагерной смены «Где
водятся волшебники», весна, 2006 г.
Особенностью данного возраста
является любознательность, стремление к
восприятию нового и интересного, выходящего за
рамки школьной программы.
В процессе работы с подростками
психологи обычно рекомендуют:
предоставить ребятам возможность
быть задействованными в различных видах работы;
создать условия для участия в
процессе принятия решений;
познакомить детей с разными
культурами;
вовлекать ребят в проектную
деятельность (важен конкретный результат);
организовывать работу в смешанных
группах;
хвалить детей чаще;
дать возможность побыть лидерами, но
быть рядом;
чаще говорить о принципах и
непреходящих ценностях.
Что такое «Умные каникулы»?
Размышляя над этими проблемами,
санкт-петербургское предприятие «Книжный Дом»
пришло к идее создания комплекса развивающих
программ для школьников «Умные каникулы».
Заметим, что вообще-то основным направлением
работы этой фирмы является обеспечение школ
города и регионов учебными пособиями
европейских издательств для изучения
иностранных языков.
Все программы «Умных каникул»
проходят в загородных лагерях, где сочетается
обучающее, развивающее и оздоровительное
направления каникулярного отдыха подростков.
Хотя первоначально основной задачей проекта
позиционировалось знакомство школьников и
педагогов с альтернативными учебными пособиями
для изучения английского языка, повышение
мотивации к его изучению. Эту идею поддержали
педагоги петербургских школ, и в 2000 г. состоялся
первый выезд. Количество участников программы
насчитывало тогда всего 20 человек. Но довольно
быстро число выезжающих детей достигло 600
человек за смену, поскольку педагоги в школах
оценили развивающий и образовательный эффект
участия учащихся в «Умных каникулах».
Постепенно цель проекта стала гораздо
шире, чем просто разговорная практика
английского языка с использованием учебных
пособий европейских издательств. Сегодня, спустя
семь лет, в рамках проекта «Умные каникулы»
действуют несколько различных тематических
программ для школьников разного возраста. Их
цели и задачи, кроме уже описанных выше, такие:
– воспитание социально активной
личности ребенка;
– раскрытие творческого потенциала
детей;
– развитие общеучебных навыков и
повышение мотивации к обучению.
Раскрытие творческого потенциала
детей – «Умные каникулы» делают это легко и
непринужденно!
Как работает лагерь
Концепция работы лагеря представляет
собой синтез учебного центра дополнительного
образования и загородного лагеря отдыха,
основными параметрами которого являются
следующие составляющие:
– безопасный, оздоровительный и
полезный отдых организован профессионально;
– созданы условия, в которых
интеллектуальный багаж ребенка пополняется
знаниями и умениями, необходимыми для успешности
в современном мире;
– созданы условия для развития
коммуникативных навыков и творческих качеств
личности участника программы;
– выстроены эмоционально комфортные
взаимоотношения между педагогами и детьми.
Любая программа «Умных каникул»
преследует цель оказать помощь учащимся в
постижении целеполагания школьного учебного
процесса, настроить детей на активную жизненную
позицию в ходе получения новых знаний. В рамках
лагеря мы стараемся работать так, чтобы ребята
попадали в ситуацию:
необходимости получения новых знаний
из различных областей;
практического применения знаний,
умений и навыков, уже полученных в школе.
Средством достижения поставленных
целей и задач выступает учебная ролевая игра.
Это основной вид организации учебных и
творческих мероприятий на любой из программ
«Умные каникулы».
Для учебной ролевой игры характерны
составляющие, напрямую связанные с
образовательным процессом. На учебных занятиях
участники получают сведения, необходимые для
успешного преодоления этапов игры. Также это
дополнительные занятия, студии, в ходе которых
учащиеся получают новые и используют уже
имеющиеся знания в практическом приложении, что
необходимо для победы в продуманном ролевом
состязании. Тематические мероприятия опять-таки
требуют от подростков проявления
интеллектуальных и творческих способностей.
Таким образом, на протяжении всего игрового
процесса участник игры, стремясь проявить себя с
лучшей стороны и заработав тем самым как можно
больше игровых баллов в финале, получает новые
знания и использует уже имеющиеся.
Участники программы «Саммит
большой восьмерки»
Ролевая игра
Остановимся подробнее на ролевой игре
с учебными и культмассовыми мероприятиями во
время проведения шестидневной программы с
названием «Саммит большой восьмерки»,
организованной для учащихся средней и старшей
школы во время осенних каникул 2006 г. Предложенная
тематика данной ролевой игры большинством ребят
была воспринята с воодушевлением, поскольку
совсем недавно в нашей стране происходило
одноименное событие мирового масштаба, о чем
сообщалось в средствах массовой информации. Ведь
подросток с его желанием приобщиться к миру
взрослых с удовольствием примеряет на себя
предписанные в данном крупном мероприятии роли.
Цели игры
1. Образовательная. Развитие
разговорных навыков владения иностранным
языком; знакомство школьников с полезной
информацией; практическое применение учебного
материала, ранее полученного в школе.
2. Воспитательная. Воспитание
умения жить в коллективе, отвечать за себя и за
свои поступки, развитие навыков социальной
адаптации, формирование активной гражданской
жизненной позиции.
3. Развивающая. Формирование умения
анализировать полученную информацию и навыка
самообразования, профориентация старших
школьников.
4. Оздоровительная. Укрепление
здоровья детей во время школьных каникул путем
организации полноценного режима, включающего
активную деятельность, отдых и пребывание на
свежем воздухе в загородных комфортабельных
условиях.
Эти цели могут быть вписаны в сценарий
любой другой игры, поскольку совпадают с целями
проекта в целом и так или иначе реализуются на
любой другой программе.
Кто играет?
Возраст детей – от 13-ти до 17-ти лет
– выбран неслучайно. Тематика обсуждаемых
вопросов, проблем современности, связанная с
этим лексика и терминология иностранного и
русского языка, вопросы экономики, политики,
культуры и т.п. разных стран, определенные навыки
анализа и синтеза получаемых сведений и
производимых при этом умозаключений не
позволяют детям более раннего возраста активно и
успешно участвовать в проекте.
Содержание игры
«Саммит…» – это соревнование в
решении задач игрового ролевого общения и
имитации предметных действий. Данная
деятельность подчинена подготовке участников
программы к реализации себя в качестве субъектов
социальных отношений.
Общая легенда
Каждая из представленных условных
восьми стран имеет потенциальную возможность
быть признанной Высшим Советом Мира достойной
избавить нашу цивилизацию от некой Виртуальной
Угрозы Человечеству. Угроза тщательно
замаскирована и зашифрована. Уничтожить ее можно
только с помощью Виртуального ключа защиты.
Только той стране, культура, экономика,
политический строй и социальное развитие
которой представляет все самое достойное, что
придумала цивилизация, в финале откроется ключ к
решению поставленной всему человечеству задачи.
Интрига заключается в том, что добровольно ни
одна из существующих стран не расстанется с
накопленным опытом, поскольку каждая из них
хочет обладать условным ключом. Поэтому
отношения между странами натянутые.
Международный язык общения –
английский.
Названия отрядов (коллективы,
сформированные по возрастному принципу) –
страны G8.
Участники
Каждый участник игры – достойный
представитель своей страны, со своим никнеймом.
Никнейм – это игровое имя, которое выбирается из
предложенного перечня или придумывается
самостоятельно. Оно отражает «гражданство», и
другим участникам игры становится понятно, из
какой страны представитель. Новое имя помогает
подростку примерить на себя выбранную игровую
роль: в каждом отряде–стране имеются политики,
юристы, экономисты, разведчики, военные,
коммерсанты, консулы, журналисты, спортсмены,
деятели культуры и искусств. Безусловно,
предписанная роль наделена определенными
функциями игрового взаимодействия. В основном,
эти функции сводятся к упрочению положения своей
страны путем добычи новых ценных сведений,
возможностей и материалов для создания
предписанных технологий (справочный материал,
доступ в интернет, материал для создания макетов
и др.). Все это участники игры получают порциями
по результатам наличия игровых баллов,
заработанных в ходе участия в различных
мероприятиях, прежде всего, учебных. Полученными
сведениями и материалами граждане разных стран
могут обмениваться, если сочтут это необходимым.
Граждане стран, по желанию и возможностям, могут
проигрывать несколько ролей.
В «Саммите большой восьмерки» и
«журналисты», и «спортсмены», и «политики»
работают на одну идею
Ход игры
Каждая страна имеет ряд игровых задач,
выполнение которых является обязательным для
представления страны на завершающем этапе.
Каждому «отряду» нужно разработать и
представить определенные социокультурные
технологии, а именно:
– Книгопечатание. Издание тиражом 10
экземпляров Мифов и Легенд своей страны.
– Зодчество. Изготовление бумажных
макетов пяти зданий.
– Литература. Пять стихотворений о
своей стране.
– Живопись. Участие в конкурсе
рисунков и создание выставки.
– Законодательство. Кодекс законов
своей страны.
– Денежная система. Создание валюты
своей страны.
– Наука. Участие в международной
научной конференции.
– Банковская система. Создание банка.
– СМИ. Ежедневный выпуск стенгазеты –
вестника своей страны.
– Компьютер. Участие в
интеллектуальной игре.
– Телевидение. Участие в
международном конкурсе видеоклипов.
– Бизнес. Участие в экономической игре
«Создай свой бизнес», участие в Международном
аукционе.
– Армия. Участие в международной
зарнице.
– Спорт. Участие в Играх доброй воли,
участие в викторине «История олимпийского
движения».
– Международные связи и мероприятия.
Представление страны на международном конкурсе
«Мистер и миссис G8», участие в шоу «Праздники
стран G8», участие в международных круглых столах
на темы: «Экология и технология. За и против»;
«Образование будущего»; «Участие молодежи в
политической жизни стран», участие в шоу
«Праздники стран G8».
Кроме вышеперечисленных игровых
действий и мероприятий, каждому участнику
ролевой игры предписано посещение занятий в
группе английского языка, а также студий.
В рамках ролевой игры «Саммит G8»
группы английского языка готовят проектные
папки, в которых в красочной форме изложены
политическое устройство, культура, традиции
одной из условных стран G8. Защита проекта
проводится в форме его презентации с
обязательным участием каждого члена группы. По
каждой стране проектов будет несколько
(поскольку групп для занятий больше, чем отрядов,
и, соответственно, стран). В каждом из этих
проектов детально разрабатывается какой-нибудь
из аспектов становления страны.
На дополнительных занятиях – студиях
– участники игры занимаются прикладными видами
деятельности. Именно здесь (среди студий можно
выделить подвижные, творческие,
интеллектуальные и коммуникативные) дети
получают возможность при выполнении
практических заданий заработать игровые баллы.
Тематика студий тесно связана с содержанием
реализуемой учебной ролевой игры. В данном
случае участники игры получали информацию
общеразвивающего характера, необходимую для
разработки социокультурной технологии своей
вымышленной страны.
Расписание работы студий составляется
с учетом необходимости посещения студии каждым
игроком. В ходе игры, имея свою личную игровую
роль, каждый участник черпает из полученных
практических знаний необходимую для себя
информацию. Ниже представлен набор студий для
описываемой игры:
– валюты стран мира;
– кухня стран;
– национальные танцы стран мира;
– фильмы, получившие Оскара;
– виды спорта стран мира;
– экология;
– мировая литература;
– традиции стран.
Важно, чтобы была четкая взаимосвязь
между тематикой и наполнением студий и
реализуемыми задачами игры – подготовкой
социокультурных технологий своих стран.
Например, на студии «Валюты стран мира» участник
игры получает обзорную информацию о
многообразии валют, знакомится с основными их
характеристиками, осмысляет общеэкономическое
значение наличия собственной валюты у страны,
пробует на практике придумать и разработать
собственный вариант. Для тех участников, игровая
роль которых предполагает ответственность за
создание таких технологий, как «денежная
система», «банковская система», «бизнес» и т.д.,
именно эта студия будет наиболее полезна.
Занятия в студиях играют развивающую и
вспомогательную роль – полученные знания
используются в проектной деятельности на уроках
иностранного языка, а также способствуют
деятельному участию в творческих и
интеллектуальных мероприятиях, направленных на
решение отрядами поставленных игровых задач.
Наряду с получением новой информации
ребята мобилизуют уже имеющиеся знания по
школьной программе – по литературе, истории,
географии, иностранному языку, труду, биологии,
математике, физике. Подростки перестают быть
равнодушными при упоминании какого-либо
школьного предмета – ведь становится ясной его
прикладная направленность, а значит, появляется
интерес к дальнейшему изучению.
Подведение итогов
По результатам разработки и
представления в предложенной форме условных
социокультурных технологий происходят
«референдумы» – голосование граждан стран.
Высший совет мира, состоящий из взрослых,
подводит итоги. Победившая страна становится
обладателем виртуального ключа защиты
(специально изготовленного памятного символа).
После веселых и насыщенных
каникул и расставаться не хочется!
Зачем мы играем в игры?
Воспитательные, мотивационные,
социальные и познавательные возможности
описанной ролевой игры основываются на ее
характерных чертах, которыми в той или иной
степени обладают все программы проекта «Умные
каникулы»:
– интенсивность ролевых действий –
мобилизует участника, вызывает произвольную
активность;
– соревновательность – приводит к
актуализации ответственности за выполнение
своих игровых функций; заставляет многократно
переживать радость успеха и горечь поражения;
– коммуникативность – расширяет
представление об оптимальных способах решения
задач общения;
– интерактивность – создает условия
для получения новой информации, требует точности
в выполнении предметно-практических действий,
привлекает все имеющиеся знания, умения и навыки
участника;
– дискретность – стимулирует
самостоятельность, позволяет планировать свои
действия, анализировать и делать выводы на
основании выполненных действий;
– имитационность – снимает
психологические барьеры, поскольку дает
возможность разделять игровые и другие
отношения и действия;
– реальность – вызывает настоящие
переживания, размышления, требует решения
возникающих проблем «здесь и сейчас»;
– историчность – позволяет ощутить
себя творцами истории своей вымышленной страны,
своей игровой профессии и биографии;
– прикладная направленность –
создает реальные условия для применения
накопленного опыта, знаний и умений.
Осознание успешности в ходе
выполнения задач своей игровой роли на программе
помогает ребенку задуматься над своими
возможностями, переосмыслить собственные
стремления и интересы.
Главный результат участия в учебной
ролевой игре – это понимание того, что можно быть
успешным не только в ней, но также, исполняя
разные роли, продиктованные жизненными реалиями.
Таким образом, школьник мотивируется на
дальнейшую учебную деятельность, поскольку
главная подростковая роль – это ученик.
Участие в подобной программе требует
от ребенка активной познавательной
деятельности, работы над собой и достаточно
высокой концентрации физического напряжения,
поскольку активное участие в предложенных
игровых действиях требует колоссальных
умственных и физических затрат. Далеко не все
подростки могут справиться с такой задачей.
Возможны психологические срывы, особенно в
ситуациях, когда по каким-либо причинам не
получается выполнение той или иной игровой
задачи. Представляется реальным риск
возникновения межличностных внутригрупповых и
межотрядных конфликтов, так как в состоянии
увлеченности и заинтересованности в результатах
игры участники могут обвинять друг друга в
коллективных неудачах. В таких условиях
серьезная психологическая роль отводится
взрослым педагогам – кураторам игры.
Индивидуальная помощь и психологическая
поддержка каждого участника игры должна
осуществляться в период проведения любых
игровых действий.
Наши педагоги
Сотрудники комплекса развивающих
программ «Умные каникулы» – кураторы игры – это
молодые, образованные и творческие кадры,
прошедшие конкурсный отбор. Это педагоги школ и
вузов, психологи, студенты театральных и
художественных вузов Санкт-Петербурга. Обычно на
программы их выезжает одновременно 50–70 человек.
Перед каникулами методисты программ проводят
серию подготовительных семинаров по различным
аспектам деятельности сотрудников во время
заезда. Программа семинаров включает в себя
организационные вопросы, специфику учебной и
творческой деятельности, вопросы педагогики,
психологии, воспитания и методики проведения
конкретных занятий. Важнейшим вопросом является
поэтапное обсуждение реализуемой ролевой игры.
Как уже было отмечено, организаторы
программ «Умные каникулы» получают
положительные отзывы от родителей и
администрации школ, в которых учатся участники
смен.
Для родителей крайне важна достойная
репутация, доверие и успешный опыт по
организации безопасного и содержательного
отдыха детей. Для школ большое значение имеет
расширение сферы влияния на деятельность своих
учеников в каникулярное время, поскольку участие
школьника в программе способствуют продолжению
качественного обучения в последующей учебной
четверти. Таким образом, в дополнительной
рекламе проект не нуждается.
Сами участники программ – ребята –
всегда благодарны организаторам за
предоставленную возможность общения в кругу
именно единомышленников, детей разных возрастов,
чего они зачастую бывают лишены в вынужденном
окружении одноклассников и знакомых.
Виктория БОЛОТОВА,
руководитель комплекса развивающих программ для
школьников
«Умные каникулы»,
г. Санкт-Петербург
От редакции. Сделать так,
чтобы дети провели свободное время не просто с
пользой, но увлекательно, весело и интересно –
задача не из простых. Но «Умным каникулам» это
удается. Вы можете на основе описанной выше
ролевой игры сделать свой вариант и провести его
с ребятами в школе, в частности, во время
очередных каникул. А можете попробовать и
посотрудничать с «Умными каникулами» и сделать
жизнь своих учеников ярче. Выбор за вами! |
|