Повышение квалификации
Гора из компетенций
К вопросу о выборе программ
повышения квалификации педагогов
По роду своей деятельности мне
приходится довольно часто бывать на различных
педагогических мероприятиях. Не так давно на
одной из конференций от школьного преподавателя
услышала следующее суждение: «Очень хорошо,
когда у тебя за спиной есть гора. Она защитит от
разных бед и несчастий. Лучше, если эта гора – из
денег, что станет страховкой от возможных
неприятностей. Но еще лучше, если она состоит из
профессиональных компетенций. В этом случае ты
полностью защищен».
Сначала такое вольное переложение
китайской мудрости показалось мне довольно
необычным. Но, размышляя над услышанным, я нашла в
нем ту идею, которая всегда являлась для меня
основанием собственной профессиональной
деятельности, в частности, в организации
повышения квалификации педагогов.
Общеизвестно, что в жизни человека, в
том числе и профессиональной, постоянно
происходят самые разнообразные, порой
непредсказуемые события, возникают ситуации,
требующие быстрого и нетрадиционного решения. Но
при поиске выхода из любых трудностей опираться
можно лишь на свой собственный личностный и
профессиональный опыт, и, принимая решение,
советоваться прежде всего с самим собой. Поэтому
не зря в последнее время столь популярным стало
понятие «человеческий капитал». Этот термин
обозначает накопленные знания, умения и
мастерство, которыми обладает работник. И
приобретаются они благодаря общему и
специальному образованию, профессиональной
подготовке, производственному опыту.
Однако проблема, на наш взгляд,
заключается в том, насколько личностный и
профессиональный опыт позволяет человеку быть
гибким, мобильным, креативным, и насколько
профессиональная составляющая соответствует
реалиям настоящего момента.
Официально принято, что не реже одного
раза в 5 лет специалист должен повышать
квалификацию по своему профилю. Исследованиями
последних лет установлено, что после окончания
вуза ежегодно в среднем теряется 20% знаний. Их
быстрое устаревание отмечается в различных
сферах. Например, в металлургии знания
устаревают каждые 3,9 года; в машиностроении –
5,2 года; в химической промышленности –
4,8 года; в рекламе – 5 лет; в бизнесе – 2 года и
т.д.
Сегодня в андрагогике принята позиция,
согласно которой для поддержания знаний на
уровне требований современности, специалист
должен не менее 4–6 часов в неделю уделять
изучению последних достижений в своей области.
Для директора школы это означает
переосмысление целей и задач повышения
квалификации педагогов, а также необходимость
внесения соответствующих изменений в
организацию научно-методической работы.
На наш взгляд, отправляя учителя на
курсы повышения квалификации, руководитель
образовательного учреждения должен ответить, в
частности, на следующие вопросы:
с какой целью учитель должен повысить
свою квалификацию;
что будет изучать учитель и как;
на какой основе ведется обучение.
В этом директору школы и, конечно,
самому педагогу может помочь таблица.
Таблица
C
какой целью учитель должен пройти курсы
повышения квалификации? |
Для
обеспечения выполнения задач программы развития
ОУ |
Для
обновления теоретических и практических
знаний |
Для
обеспечения готовности к выполнению новых
трудовых функций |
Другое |
|
|
|
|
Что
изучать? |
Содержание
предмета |
Новые
образовательные технологии |
Новые
воспитательные технологии |
Компьютерная
грамотность |
Другое |
|
|
|
|
|
Как
изучать? |
Очно, с
отрывом от производства |
Очно,
только в каникулярное время |
Заочно,
без отрыва от производства |
Без отрыва
от производства в форме самообразования |
Другое |
|
|
|
|
|
Где
изучать? |
Академия
повышения квалификации |
ИПКРО |
Педагогический
университет |
Университет |
Школа |
Другое |
|
|
|
|
|
|
На
какой основе ведется обучение? |
Бюджетное
финансирование |
Внебюджетное
финансирование |
|
|
Приведем пример логики такого
рассуждения.
В связи с переходом к единым
государственным экзаменам в 9-м и 11-м классах, как
новой форме государственной итоговой
аттестации, актуальным для педагогов становится
освоение и внедрение в учебный процесс тестовых
технологий обучения. Соответственно для
обеспечения качественной подготовки и сдачи
выпускниками школ ЕГЭ и ЕМЭ учителю необходимо
пройти курсы повышение квалификации по данной
проблематике, что, по нашему мнению, является
одним из безусловных приоритетов развития школы.
В этом случае учитель должен познакомиться с
новой для него образовательной технологией –
технологией тестирования. Выбор формы обучения
(очно, заочно, самообразование, дистанционное
обучение и т.п.) будет зависеть от программ,
предлагаемых различными учреждениями
дополнительного профессионального образования,
как на уровне региона, так и на уровне федерации.
Например, в нашем регионе, Омской
области, подобные программы реализуются
Институтом развития образования, Омским
государственным педагогическим университетом,
Омским государственным университетом, а также
включены в план работы предметных методических
объединений учителей.
Для того чтобы сделать выбор, в каком
учреждении дополнительного профессионального
образования учитель будет повышать
квалификацию, директор школы должен иметь
представление о содержании и структуре
программы повышения квалификации,
профессорско-преподавательском составе, форме
реализации и конечном результате. А также
обращать внимание на обеспечение слушателей
курсов необходимыми учебно-методическими
материалами (на печатных или электронных
носителях), которые можно будет использовать на
занятиях со школьниками.
Мы должны указать и еще на один аспект
выбора программы курсов повышения квалификации
– наличие «обратной связи» с учреждением,
реализующим данную программу, то есть
возможность в дальнейшем получать необходимые
консультации и обеспечивать профессиональный
рост учителя в рамках выбранного направления. И,
конечно, немаловажным фактом для руководителя
образовательного учреждения становятся условия
финансирования программы – за счет бюджетных
или внебюджетных средств.
Предложений разнообразных
программ повышения квалификации – великое
множество. Но не стоит разрываться на части.
Выберете такие курсы, где полученные знания
станут впоследствии средством саморазвития.
Проиллюстрируем процесс выбора на
примере программы повышения квалификации
«Использование тестовых методик при обучении
школьников», успешно реализующейся Центром
образовательных инициатив Омского
государственного педагогического университета
в течение последних шести лет.
Руководители школ и педагоги города и
области знакомятся с задачами программы,
которыми являются:
освоение и внедрение тестовых
технологий обучения учащихся;
анализ структуры и содержания
тестовых заданий по предметам, применяемым в
контрольно-измерительных материалах единых
государственных экзаменов;
рассмотрение общих подходов к
разработке констатирующих, промежуточных и
итоговых тестов по предмету в формате ЕГЭ;
разработка мониторинга уровня
обученности учащихся выпускных классов;
разработка корректирующей методики с
учетом типологии пробелов в знаниях учащихся, а
также с результатами ее освоения.
В процессе обучения (с октября по
май) слушатели должны приобрести следующие
умения:
использовать тестовые методики при
обучении учащихся;
применять знания о современных
формах и приемах оценивания на уроках;
грамотно, с учетом всех требований,
разрабатывать тесты для учащихся;
анализировать и корректировать
результаты, полученные после применения тестов в
процессе обучения.
В программе четко выделены три
модуля: теоретический, практический,
консультационный. Содержание теоретического
модуля предполагает знакомство слушателей с
общепедагогическими подходами к использованию
тестов в учебном процессе, основами тестологии,
вопросами организационного и методического
обеспечения, а также социально-педагогического
сопровождения подготовки учащихся к ЕГЭ. Форма
организации занятий лекционная, групповая. На
занятия приглашаются все слушатели программы
независимо от их предметной специализации.
Практический модуль включает в
себя работу слушателей с дидактическими
материалами (базового, высокого и повышенного
уровня) для подготовки к ЕГЭ по конкретному
предмету. Форма организации – профессиональные
методические сообщества. Особенности обучения:
слушатели выполняют практические действия,
учатся в группах и друг у друга, преподаватель
выступает в роли проводника (гида) по источникам
знаний. Программы данного модуля – авторские.
Они разрабатываются преподавателями различных
кафедр педагогического университета, которые,
встречаясь со слушателями, получают возможность
внедрения своих научных разработок в
образовательную практику.
Занятия в рамках теоретического и
практического модулей проходят только в
каникулярное время. При этом школьная
администрация не испытывает проблем с заменой
уроков.
Занятия в рамках консультационного
модуля проходят ежемесячно. Слушатели по
договоренности с преподавателями формируют его
содержание. Степень участия в данном модуле
каждый слушатель определяет сам.
Полученные на курсах повышения
квалификации знания учитель может использовать
сразу после их посещения, а качество обучения
легко проверяется по результатам сдачи единых
государственных экзаменов учениками этого
педагога.
В процессе обучения школьные
преподаватели имеют реальную возможность
разработать авторские дидактические материалы,
технологические карты, методики обучения, а
затем представить их сообществу. Если все это
будет представлять интерес для
профессионального сообщества, Центр
образовательных инициатив приглашает их автора
к участию в различных проектах, в том числе и в
качестве преподавателя на курсах повышения
квалификации. В процессе этой деятельности
происходит становление различных видов
взаимодействий в системе повышения квалификации
педагогов: участие в разработке образовательных
проектов, презентация образовательных
достижений, формирование портфолио педагога,
подготовка документов к участию в приоритетном
национальном проекте «Образование».
Вышеизложенный подход к организации
программы повышения квалификации делает ее
устойчиво конкурентоспособной на рынке
образовательных услуг дополнительного
профессионального образования нашего региона.
Любой директор школы и учитель легко увидят ее
преимущества. Во-первых, педагог повышает свою
квалификацию без отрыва от работы; во-вторых, он
сразу может использовать полученные знания на
практике; в-третьих, у учителя появляется
возможность разработки авторских дидактических
материалов в процессе курсовой подготовки при
научном сопровождении преподавателей курсов;
в-четвертых, в дальнейшем педагог может
принимать участие в различных проектах Центра
образовательных инициатив; и, наконец, в-пятых,
содержание программы отвечает задачам
реформирования образования.
После детального знакомства с
программой наступает момент осознанного выбора.
Если такой сделан, то для участника программы
полученные знания станут средством
саморазвития, переосмысления собственной
профессиональной позиции.
Мы начали нашу статью с того, что самой
надежной опорой для человека является «гора,
состоящая из профессиональных компетенций». Но
эти компетенции сегодня необходимо осваивать на
протяжении всей трудовой деятельности. Подобно
ученикам, учителя также должны постоянно
учиться. Им обязательно нужно практиковаться в
применении методик, которые они будут
использовать в классе, анализировать полученные
результаты, всегда находиться в состоянии
творческого поиска. Правильный выбор программ
повышения квалификации должен помочь им в этом.
Наталия БУГРОВА,
Омский государственный педагогический
университет
|