Дети-сироты
Без семьи
Тема, которую комиссия Общественной
палаты РФ по вопросам социального развития
выбрала для своих очередных слушаний, идеально
«вписывается» в объявленный в нашей стране Год
семьи. «Приоритетные национальные проекты и дети
России» – за этими словами стояло обсуждение
проблем социального сиротства.
Лишение родительских прав является у
нас фактически единственной мерой вмешательства
и воздействия государства на частное поведение
граждан в семейно-бытовой сфере. Причина
подобного разрушительного подхода – в пробелах
и недостатках действующего законодательства.
Семейный кодекс РФ не содержит норм, которые
позволяли бы осуществлять раннюю профилактику
сиротства (социальный патронат) и устраивать
детей в профессиональные (патронатные)
замещающие семьи.
С описания этой ситуации и начались
слушания. «Мы говорим сегодня о том, как
сократить число детей, находящихся в интернатных
учреждениях, какие механизмы должны быть
задействованы», – так перевела в конкретную
плоскость эту встречу председатель Комиссии
Общественной палаты РФ по вопросам социального
развития Александра Очирова.
Серьезный фактор, который тормозит
передачу детей в приемные семьи, заключается в
принципе работы органов опеки и попечительства.
Лишая родителей их родительских прав, сотрудники
впоследствии не прилагают усилий к тому, чтобы
найти ребенку семью. Кроме того, учреждения
органов социальной защиты не ориентированы на
восстановительную работу с семьями и детьми,
оказавшимися в социально-опасном положении.
Другой источник бед – совмещение в
одном исполнительном органе государственной
власти субъекта РФ управления семейным
устройством детей, оставшихся без попечения
родителей и управления учреждениями, где эти
дети содержатся, что приводит к неизбежному
«дозированию» семейного устройства в целях
сохранения контингента воспитанников.
На патронат может быть
устроен любой ребенок независимо от его
юридического статуса.
|
Тем не менее, некоторые перемены
все-таки не за горами. «Внедрение в практику
патронатных и приемных семей дает свои
результаты, – констатировал заместитель
председателя комиссии Палаты по вопросам
развития благотворительности, милосердия и
волонтерства Сергей Абакумов. – С принятием
федерального закона № 275 «О порядке формирования
и использования целевого капитала
некоммерческих организаций», появляется новая
возможность для разработки и реализации
долгосрочных программ некоммерческих
организаций, направленных на помощь
детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения
родителей, а также приемным и патронатным семьям.
В одной из статей закона указано, что
формирование целевого капитала и использование
дохода от него может осуществляться в сфере
социальной помощи. Это означает, что в России
правомерны и уже появляются фонды, которые
формируют целевой капитал для некоммерческих
организаций, работающих с приемными и
патронатными семьями.
Мы также думаем над тем, чтобы внести
поправки в законодательство, предусматривающие
предоставление социальных налоговых вычетов в
отношении физических лиц, передающих денежные
средства на формирование и пополнение целевого
капитала. То есть у граждан, некоммерческих
организаций, различных фондов, заинтересованных
в решении проблем детства, появится
экономический стимул».
Как выяснилось в ходе этой встречи,
опыт многих некоммерческих негосударственных
организаций показал, что они действуют гибко,
мобильно, имеют больше возможностей для контакта
с конкретным ребенком, конкретной семьей,
оказывают адресную психологическую поддержку и
материальную помощь, и главное – у них
отсутствуют формализм и бюрократия.
Некоммерческий сектор также активизирует
социальную инициативу людей, привлекая их к
сотрудничеству. По мнению А. Очировой, крайне
важно сделать заботу о брошенных детях
престижной в нашем обществе, а этого можно
добиться, только найдя технологии, близкие и
понятные людям.
Воодушевляющую статистику привела
директор Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной защиты детей
Минобрнауки России Алина Левицкая. По ее данным,
в 2000-м году в приемных семьях в нашей стране
проживало около 4-х тысяч детей, а в 2006-м – уже 20 с
лишним тысяч. За 10 месяцев 2007 года в приемные
семьи было передано 12 тысяч ребят. «Сейчас мы
разрабатываем примерные программы обучения тех
людей, которые подготавливают семьи к воспитанию
приемных детей, – призналась госпожа Левицкая. –
Кроме того, в фокусе нашего внимания – создание
модульных проектов по организации патронатных
семей. Бывая в регионах, мы видим, какие непохожие
схемы взаимодействия выстраиваются там с
замещающими родителями. И эти примеры нас
вдохновляют».
Но, пожалуй, самое светлое впечатление
осталось у участников слушаний от рассказа Марии
Терновской, директора московского детского дома
№ 19. Это первое учреждение в России,
предоставляющее патронатное воспитание. С
момента его открытия в нем создан и
благотворительный фонд «Наша Семья» –
профессиональная служба по защите прав детей, по
их устройству в семьи, по сопровождению семьи и
ребенка, помощи семьям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации. 90% детей этого детского дома
воспитываются в семьях (помещены в новые семьи
или возвращены домой).
Сам проект реализуется с 1996 года и за
это время прошел путь от экспериментальной
площадки, в успехе которой сомневались почти все,
до уполномоченной организации органа опеки и
попечительства, работающей на основании Закона
города Москвы. Таким образом, это первая в России
профессиональная служба по устройству детей,
оставшихся без попечения родителей, в замещающую
семью.
Как рассказала М. Терновская, их опыт
доказывает, что в семью можно устроить:
– маленьких детей и подростков;
– круглых сирот и детей, чьи родители
живы, но не могут (или не хотят) о них заботиться;
– детей с особыми потребностями в
развитии;
– братьев и сестер, не разлучая их;
– детей, которых впоследствии можно
усыновить;
– детей, нуждающихся во временной
заботе.
Здесь утверждают, что на патронат
может быть устроен любой ребенок независимо от
его юридического статуса (как при временном
изъятии из семьи, так и при наличии документов,
подтверждающих отсутствие родительского
попечения). Этот срок зависит от индивидуальных
потребностей конкретного ребенка и может
варьироваться от нескольких дней (например,
когда кровные родители находятся в больнице) до
достижения ребенком совершеннолетия.
Директор детского дома также вкратце
описала созданный в их учреждении модуль
семейного устройства детей и особо подчеркнула,
что «конек» этой модели состоит в выстраивании
системы, цепочки работы с ребенком, приемными
родителями и органами опеки и попечительства.
«По сути, мы представляем сегодня собой уже не
детский дом, а социальный комплекс, – пояснила М.
Терновская. – Решая данные вопросы не один год,
мы поняли, что добиться качественно новой жизни
для детей можно только обеспечив их комплексом
услуг и непременным сопровождением в приемной
семье. Уберите одно из звеньев в нашей цепи – все
разрушится».
Эта модель сегодня успешно
реализуется в 39-ти регионах России*.
Жаль только, что пока в бочке меда не
обходится без ложки дегтя. Около 50-ти родителей в
настоящее время подготовлены сотрудниками этой
уникальной службы к тому, чтобы взять себе детей
на воспитание. Но – увы – их намерения пока
остаются лишь намерениями. Органы опеки и
попечительства не горят желанием передать детей
в семьи. Бюрократия или боязнь остаться без
работы – искать причины, объясняющие поступки
чиновников, можно долго.
А сколько времени могут ждать счастья
обрести полноценную семью дети-сироты?.. Им ведь
не понять взрослых проблем и бумажной волокиты.
___________
* Те, кто заинтересовался опытом работы
службы по устройству детей в семью, могут найти
подробности на сайте: www.pro-mama.ru.
Подготовила
Елизавета РОМАНОВА
|