Аккредитация школы
Проверка под аплодисменты
А для вашей школы аккредитация уже
стала праздником, когда шоу, гости, улыбки?.. Все
больше и больше директоров принимает решение
самую сложную в своей практике проверку заменять
на День общественной аккредитации. «Управление
школой» побывало на таком мероприятии, чтобы
потом показать вам, как наиболее полно можно
рассказать о школьных достижениях.
Начать стоит с перечисления пунктов
программы, организованной в московском НОУ
«Школа Сотрудничества».
11.00 – встреча гостей (родители,
чиновники, пресса, выпускники прошлых лет и др.).
11.15 – открытие церемонии (презентация
школы в виде театрализованного представления
учителей и учеников, затем премьерный показ
фильма об учреждении).
11.40 – «Панорама. 25 увлекательных
уроков» (возможность увидеть процесс обучения на
блиц-занятиях).
12.10 – перерыв на кофе и одновременно
трансляция записанных видеоинтервью с
учениками, выпускниками и родителями.
12.25 – представление студий школы
(перед зрителями открывается уникальный мир
английского театра, фольклорного и
танцевального коллективов).
12.45 – презентация образовательной
программы (выступление директора) и слова гостей
о школе.
13.15 – закрытие церемонии.
Надо отметить, что продолжительность
мероприятий была оптимальной. Заметьте, сколько
времени организаторы отвели на выступления.
Обычно концерты и открытые уроки проводят не по
20–25 минут, а значительно дольше. Но именно в
динамике происходящего и можно разглядеть
сильный ход: как только зрители получали
впечатление от одного номера, его сразу же
подхватывал другой, тем самым неизменно держа
гостей в восхищении. Прямо хитрости шоу-бизнеса
(в хорошем смысле, разумеется)!
Кроме того, шло безукоризненное
следование графику по времени. Видимо, заранее не
раз просчитывался хронометраж выступлений, если
ни на минуту не произошло сбоя.
Каждый гость получал при входе папку, в
которой он находил программу праздника, именное
(!) приглашение на открытые уроки, темы этих
уроков и буклет о школе.
Год рождения «Школы Сотрудничества» –
1990-й. Начиналась, как авторское ОУ, пережила
бурную, драматическую историю. А сегодня она –
крупнейшая частная школа Москвы. Безусловно, в
ней наблюдаются атрибуты элитного образования:
комфортные условия обучения; небольшая
наполняемость классов; «угроза» затеряться в
многообразии элективных курсов; дети носят форму
от знаменитого модельера и воочию наблюдают
легендарного автора учебников математики
Людмилу Петерсон…
Можно долго заниматься перечислением
того, чем «Школа Сотрудничества» конкурирует с
государственными образовательными
учреждениями, но задачи у директора и учителей
стоят точно такие же, как у всех остальных коллег:
научить и воспитать. Стоило посетить на
общественной аккредитации хотя бы один урок из
предлагаемых 25-ти, чтобы увидеть: эти дети так же
могли бы отвлекаться, перекидываться записками и
не слушать учителя, как и любой их сверстник, ведь
усидчивость и работоспособность не
воспитываются родительскими деньгами. И только
профессионализм педагога в состоянии увлечь так,
что до звонка не оторваться от темы по геометрии
«Аспект перпендикулярности» или урока «Рельеф
Африки».
Отличительная черта занятий:
формально учитель, конечно, в классе главный, и
все-таки дети будто бы сами шаг за шагом
осваивают тему, направляемые едва заметными
подсказками учителя. В начале урока
четвероклассники смеялись над песенкой: «Как-то
рано поутру с другом сели мы в метру…», а в конце
уже открыли все секреты несклоняемых имен
существительных, хотя от педагога получали лишь
вопросы.
А все потому, что каждого ребенка
ежеминутно призывают: «Думайте сами, пробуйте и
ошибайтесь!». Также не боятся в «Школе
Сотрудничества» перехвалить и наделяют детей
почетным званием «зубр», что расшифровывается
«знающий ученик большая редкость». Вам любой
споет на мотив «Беловежской пущи» песню о себе:
Это место давно заповедным зовут,
Здесь течет своя жизнь за оградой чугунной.
Заповедной тропой к нему утром идут
Молодые могучие мудрые «зубры».
Возможно, к рискованному шагу
учиться на собственных ошибках администрацию
подтолкнуло то, что негосударственные школы
раньше многих столкнулись с необходимостью
изучения запроса на образовательные услуги и
выхода на образовательный рынок со своим
предложением: интересно ли оно ученикам,
родителям, государству? Неизменный рост
численности учащихся, уровня успеваемости и
другие успехи, подтверждаемые внешней
экспертизой, убедили администрацию в
правильности выбранного направления.
C каких бы сторон на аккредитации ни
показывали школу, главное внимание было
приковано к стержневому блоку образовательной
программы – учебному плану. Но и к нему в «Школе
Сотрудничества» не придерешься! В венчавшем
общественную аккредитацию докладе директора
Татьяны Викторовны Стрункиной, снабженном для
наглядности компьютерной презентацией, учебный
план удостоился немногословного, но тем самым
нисколько не умаляющего его неоспоримых
достоинств описания.
Федеральный компонент представлен
полностью и во всех классах.
А региональный и школьный компоненты
отражают особенности столичного образования и
непосредственно ОУ. Так, выделяются часы для
повышения уровня владения иностранными языками,
время на модернизацию математического
образования и под информационные и
коммуникационные технологии.
В начальной школе добавлено время для
двигательной активности. С 5-го по 7-й класс дети
повышают экологическую компетентность. С 5-го по
11-й – изучают второй иностранный язык. В 8–9-х
классах успешно действует предпрофильная
подготовка.
А одиннадцатиклассники готовятся к
ЕГЭ и получают профильное образование (в школе
предлагаются экономический, технический,
технологический, правовой, психологический,
естественно-научный, социально-исторический,
лингвистический, филологический и
культурологический профили).
«Почему мы пошли на такую форму
аккредитации? – сказала директор на прощание. –
Во-первых, подключение общественности к оценке
качества образования – одно из ключевых
направлений нацпроекта. Во-вторых, нам есть что
рассказать. В-третьих, такая форма не сводится к
подготовке документов, а несет в себе большой
потенциал. Главное, мы хотели оставить
впечатления о нашей атмосфере».
Фоторепортаж см. здесь
Гость
|
Ольга Волкова,
актриса:
– Я была потрясена, думала, это сон, потому что
таких школ не бывает! У меня об учебе остались
горькие воспоминания, хотя я училась в
знаменитой школе, но столько там пришлось
пережить и перестрадать, что возникло отвращение
к таким предметам, как история, литература,
география.
И вдруг тут я увидела школу своей мечты! Привела
сюда учиться внучку. Она талантливый человек, но
для школы – не подарок (это особый сорт
творческих людей, которые отдадут потом, а пока
только накапливают). Но она уже сейчас так
рассуждает о литературе, искусстве, что взрослые
рот раскрывают!
– На какой открытый урок пойдете,
Ольга Владимировна?
– Я иду на урок химии по теме «Электролиз»,
потому что химию я никогда не знала, и для меня
это был самый сложный предмет. Уверена, теперь
что-то пойму. |
Инна АЛЕЙНИКОВА
|