Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2008

ТЕМА НОМЕРА: ЗАМЕСТИТЕЛЮ ДИРЕКТОРА ПО ВР.
СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ

Центр образования
«Бронная слобода» № 1441 (112)
(г. Москва)
представляет

«Праздник славянской письменности и культуры»

Автор сценария: методическое объединение учителей начальной школы

Оформление зала: работы учащихся, классные газеты, плакаты с изречениями о русском языке.

Пролог

(На сцене ведущие.)

I ведущий: (торжественно) Как мы говорим?

II ведущий: (грустно) Как мы говори-и-им…

III ведущий: (в ужасе) Ка-а-к мы говорим!!!

IV ведущий: (иронично) И как мы пишем!!!

Хором: А потому, что мало читаем.

I ведущий:

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, дни злобы и
Страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Инсценированное житие Святых Кирилла и Мефодия

(Открывается занавес.)

Климент: Я, Климент Орхидский, ученик святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских, расскажу вам житие сих великих мужей, чтобы тот, кто хочет, услышав это, стал подражать им, принимая бодрость и отметая лень.

Мефодий: Я, Мефодий, и брат мой Кирилл родились в граде Солуни. Отец наш был муж богатый и доброго рода, по имени Лев. Имел он сан военачальника, а детей нас было семеро. Я – старший, а самый младший – Кирилл.

Климент: Было Константину семь лет, когда увидел он сон.

Кирилл: Брате мой, видел я сон: стратиг наш, собрав всех девушек града, сказал мне: «Избери себе любую из них на помощь тебе». Я же, рассмотрев всех, увидел одну всех прекраснее, с сияющим ликом. Имя же ее было София, то есть мудрость.

Мефодий: И взялся Кирилл за учение. И овладел всей грамматикой, учился геометрии и риторике, астрономии, музыке.

Климент: И еще больше, чем способность к учению, проявлял он кроткий нрав. И известен стал всем Кирилл как самый мудрый философ. А Мефодий, старший брат его, правил в это время славянским княжеством.

Мефодий: Когда же провел я в том княжении много лет, увидел многие беспорядочные волнения этой жизни, то сменил стремление к земной тьме на мысли о Небе. Найдя удобное время, постригся и облекся в черные ризы.

Климент: И случилось в те дни, что Ростислав, князь славянский, послал послов к греческому царю Михаилу.

Посол: Мы, Божию милостью, здоровы, и вот пришли к нам учителя многие и от итальянцев, и от греков, и от немцев и учат нас по-разному. А мы, славяне, люди простые, и нет у нас никого, кто бы наставил нас истине и дал нам знание. Так пошли нам такого мужа, который нас наставит всякой правде.

Михаил: Слышишь ли, философе, эту речь? Никто другой не сможет этого сделать, кроме тебя. Знаю, что ты утомлен, но подобает тебе туда идти, взяв с собой брата игумена Мефодия.

Кирилл: Тело мое утомлено, и я болен, но пойду туда с радостью, если есть у них буквы для их языка.

Михаил: Дед мой Михаил и отец мой Феофил, и иные многие искали их и не обрели, как же я могу их обрести?

Кирилл: Кто может написать на воде беседу? Как же без букв?

Михаил: Но если ты захочешь, то может тебе дать их Бог, который открывает стучащим и дает всем, кто просит с верою.

Климент: И пошли Кирилл и Мефодий с иными помощниками и стали на молитву. И явил Бог философу славянское письмо. И сложил Кирилл письмена и стал писать слова Евангелия.

Ведущий на авансцене:

В главе первой Евангелия от Иоанна значится:
В начале было Слово...
И Слово это было у Бога, и Слово было Богом...
Все, что существует, было сотворено через Него...
В Нем заключена жизнь, и эта жизнь – свет для человечества.
Свет этот светит во тьме, и тьма Его не поглотит.

Зал поет гимн Святым Кириллу и Мефодию:

Слава Вам, братья, славян Церкви Славянской Святы
Слава Вам, правды Христовой учители,
Слава Вам, грамоты нашей творцы! (2 раза).
Будьте ж славянству звеном единения,
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! (2 раза).

I ведущий: Хлынул на нашу землю живительный поток, имя которому Слово.

II ведущий: Встали великие просветители и понесли Свет просвещения от края и до края Руси.

(Дети выходят с портретами известных писателей и поэтов, и звучат стихи: отрывок из «Слова о полку Игореве», М.В. Ломоносов «Кузнечик дорогой, коль много...», А.С. Пушкин и т.д. (выбор зависит от предпочтений учителя), А.А. Ахматова «Мы знаем, что ныне лежит на весах...»)

Игровой этап

III ведущий: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты – один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Так писал о нашем языке великий писатель Иван Сергеевич Тургенев. Мы – наследники этого великого богатства. Мы живем с этим языком, изучаем его, храним, чтобы передать другим поколениям.

IV ведущий: И сейчас давайте проверим, как мы владеем родной речью. Для этого разделимся на две команды. Одна команда – «Слово», другая – «Предложение».

I ведущий: Условия нашего конкурса такие:

1. Отвечает на вопрос тот, кого называет ведущий.

2. За выкрик вопрос переходит к другой команде.

3. Награда за правильный ответ – бублик. Кто больше наберет – победитель.

4. Действует «правило поднятой руки».

Разминка «Топай-хлопай»

I ведущий: Проверяем, как вы знаете части речи. Если я называю существительное – топай, прилагательное – хлопай. Итак: Родина, речь, богатая, награда, веселье, пролетели, осенняя, могучие, любим, живем, любимая, страна.

Конкурс «Назови одним словом»

II ведущий: Используем только имя существительное. Храбрый человек (храбрец), болтливый человек (болтун), веселый человек (весельчак), мудрый человек (мудрец), ленивый человек (лентяй), богатый человек (богач), сильный человек (силач), грубый человек (грубиян).

Конкурс «Найди слово по частям»

III ведущий: Его корень в слове «лесной», приставка в слове «перелет», суффикс в слове «грибок», окончание в слове «волк» (перелесок).

IV ведущий: Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «заяц» (подорожник).

Конкурс «Назови автора»

I ведущий:

Ехали медведи
На велосипеде,
А за ними кот
Задом наперед.

II ведущий:

Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать вчера недаром
Кошка умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело,
видно есть мороз.

III ведущий:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.

III ведущий:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.

I ведущий:

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу.
Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду.

II ведущий:

Спи, дитя мое, усни!
Крепкий сон к себе мани.
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Конкурс «Кто такой? Что за зверь?»

III ведущий: Угадай животное по прилагательному: косой (заяц), колючий (еж), рогатый (олень), косолапая (медведица), хитрая (лиса), ядовитая (змея), сохатый (лось), пушистая (белка).

Конкурс «Вспомни высказывания великих мыслителей о языке»

Ведущий-учитель: Все, кто получил бублики, выходят к сцене и нанизывают их на тесьму. Определяем победителя.

(Звучит музыкальная заставка, ведущие-ученики выходят на сцену.)

I ученик:

В страницах книг – десятилетья, миги,
Событья, судьбы,
Пестрой жизни дань.

II ученик:

Пусть множатся, живут крепчают
Книги –
Веков соединительная ткань.

(Дети под музыку уходят из зала.)

В композиции использованы стихи: А.Л. Барто, И.А. Бунина, А.Н. Майкова, А.С. Пушкина, А.А. Фета, К.И. Чуковского.

Рейтинг@Mail.ru