Гимназия № 1520 им. Капцовых
(г. Москва)
приглашает зрителей
на театрализованное представление
«Ученые – фронту»
Авторы сценария:
Ольга Ширинская, заведующая кафедрой математики,
Татьяна Кузнецова, учитель математики
Дидактический театр –
современная форма обучения в образовательной
области
В нашей гимназии на кафедре
математики, физики и информатики как одну из форм
обучения мы стали использовать дидактический
театр. Коллектив кафедры пришел к выводу, что
такая форма работы с детьми открывает много
возможностей для творческого подхода к обучению.
Каждый раз, приступая к созданию спектакля, наши
учителя могут попробовать себя не только в роли
обучающего взрослого, но и в роли сценариста и
режиссера. Все это сближает учителя и учеников и
помогает, по нашему мнению, решать следующие
задачи:
повышение мотивации к обучению;
духовно-нравственное воспитание;
патриотическое воспитание;
интеллектуальное и творческое
развитие;
поддержка высокомотивированных и
одаренных детей;
повышение интереса к обучению у
неуспешных детей;
социализация учащихся;
модернизация образования;
внедрение современных технологий в
обучение.
Дидактика означает обучение. И мы на
кафедре считаем, что некоторые разделы школьной
программы могут быть инсценированы, чтобы
учащиеся могли глубже вникнуть в историю
развития математики и физики и лучше понять суть
явлений.
В рамках нашего дидактического театра,
который пока не имеет названия, был поставлен
спектакль «История открытий в математике и
физике от античных времен до наших дней».
В честь празднования годовщины Победы
в Великой Отечественной войне в гимназии
состоялось выступление «Ученые – фронту. Победе
в Великой Отечественной войне посвящается…»
Форма «дидактический театр» была
выбрана неслучайно. Сложный научный материал
хотелось представить так, чтобы он не оказался
для детей скучным и непонятным. Учащиеся 7–10-х
классов в течение 40 минут были вовлечены в
эмоциональное представление об истории открытий
советских ученых в годы Великой Отечественной
войны, сопровождающееся военными песнями,
танцами, стихами, фронтовыми частушками,
театрализованными сценами из жизни морских
офицеров и партизан, документальной
кинохроникой, фронтовыми фотографиями,
представленными с использованием
мультимедийной техники. После спектакля у ребят
возникло желание создать электронную версию
этой композиции, для того чтобы можно было
обращаться к этим материалам вновь и вновь. Мы
надеемся, наш опыт будет успешно использоваться
другими школами и станет той нитью, которая может
связать столь полярные, но в то же время столь
неразрывные предметы, как математика, физика и
история.
Мультимедиа оборудование:
компьютер, проектор, экран.
(Видео: последние мирные дни –
танцует Г. Уланова, дети качаются на качелях,
улица Горького, счастливые лица…)
Ведущий 1: Последние мирные дни…
Предвоенная музыка.
(Все прерывается взрывами
летящих самолетов, бомбящих мирные города…)
Ведущий 2: 22 июня 1941 года. Война!..
Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь
миллионов людей нашей страны.
Ведущий 3: Вроде бы все знали об
опасности войны, готовились к ней. И все-таки она
нагрянула, как неожиданная великая беда.
(Фонограмма «Вставай страна
огромная…» (1-й куплет); видео: молодые жители
Москвы идут добровольцами на фронт.)
Ведущий 1: Слова песни звучали как
призыв. На защиту Родины встала вся страна.
(Видео: фашистские самолеты,
бомбящие советские аэродромы, воздушный бой.)
Ведущий 3: Уже 22 июня немцы
уничтожили более тысячи двухсот советских
самолетов, большую часть – на земле. Тем самым
они обеспечили себе полное господство в воздухе.
Всего за первые сто дней войны Красная армия
потеряла 96 процентов имевшейся авиации –
более восьми тысяч самолетов.
Ведущий 2: Уже за первые три недели
войны противник продвинулся вглубь нашей страны
на 500–600 километров.
Ведущий 4: К августу 1941 года в
стране был разработан первый план работы
Академии наук в условиях войны. Он включал в себя
более двухсот тем, связанных с обороной страны.
(Видео: летящие советские
самолеты.)
Ведущий 1: Война потребовала от
авиации больших скоростей самолетов. Но при
увеличении скорости возникла новая
проблема – разрушение самолета из-за вибрации
особого рода, так называемого явления –
«флаттера».
(Фото М.В. Келдыша.)
Ведущий 2: Раньше других «флаттер»
был преодолен у нас в стране, благодаря работам
ученого Мстислава Всеволодовича Келдыша и
его коллег. Самолеты были обеспечены надежной
защитой от появления вибраций.
Сценка «Самолеты»
(Стол. Трое мальчиков выбегают,
держа в руках модели самолетов.)
Мальчик 1: А мой самолет быстрее
ваших летает. У него – супермощный двигатель.
Мальчик 2: Вот твой самолет на
запчасти прямо в воздухе и разлетится.
Мальчик 3: А ты откуда знаешь?
Мальчик 2: Я читал, что во время
Великой Отечественной войны требовались
самолеты с большими скоростями для выполнения
боевых заданий.
Мальчик 3: Я тоже слышал о том, что
возникала вибрация, из-за которой самолеты
разрушались.
Мальчик 1: И что, ничего нельзя
было сделать?
Мальчик 2: Эта проблема была
решена советским ученым Келдышем. На основании
сложных математических расчетов он предложил
приемы, которые исключали возникновение
вибрации.
Мальчик 1: Здорово. Это, наверное,
очень помогло нашим летчикам.
Мальчик 3: А еще я читал, что при
увеличении взлетно-посадочных скоростей у
самолетов ломалась передняя стойка шасси.
Мальчик 2: Это явление получило
название «шимми».
Мальчик 1: И решил эту проблему
тоже Келдыш?
Мальчик 3: Да.
Мальчик 1: Конструирование
самолетов – это моя мечта. Я очень хочу
выучиться и заниматься именно этим.
Мальчик 3 и Мальчик 2: Тогда
полетели в библиотеку. Будем штудировать книги
по физике и математике. |
(Видео: взлет самолета.)
Ведущий 3: В тяжелые годы войны
Келдыш в своей научной работе полностью
решает проблему появления колебаний у шасси и
как всегда дает практические инженерные
рекомендации, избавляющие конструкцию шасси от
этого опасного явления.
(Видео: морской бой.)
Ведущий 4: Ведя оборонительные бои,
наши войска отбивались от врага на суше, в
воздухе и на море. Красная армия и партизанские
отряды наносили фашистским захватчикам
громаднейший урон.
(Видео: похороны бойца.)
(Фонограмма: В. Высоцкий «Он не вернулся из боя» (2
куплета).)
(Видео: сброс мин с корабля в море.)
Ведущий 6: Уже в первые дни войны
противник создал серьезную минную угрозу у
выхода из советских военно-морских баз.
(Фото А.П. Александрова, Б.А.
Гаева.)
Ведущий 5: Разработать методы
защиты кораблей от минного и торпедного оружия
было поручено Ленинградскому
физико-техническому институту. За выполнение
взялись Анатолий Петрович Александров и Борис
Александрович Гаев.
Сценка «Корабли»
(Стол, белая доска, на ней плакат.
Карта Финского залива. Главком, вице-адмирал
Степанов, ученые Александров, Гаев.)
Главком: Товарищ Степанов,
доложите обстановку в Финском заливе.
Степанов: 24 июня 1941 года в 2 часа 41
минуту в устье Финского залива подорвался на
мине эсминец «Гневный». В 4 часа 21 минуту в этом же
районе подорвался крейсер «Максим Горький».
Финский залив кишит минами. Несем большие потери.
Главком: Товарищ Александров, в
чем причина взрывов кораблей?
Александров: Предполагаем, что
эти мины – магнитные. Для взрыва магнитной
мины не требуется непосредственного
соприкосновения ее с корпусом корабля.
Взрыватель срабатывает от воздействия на него
магнитного поля судна.
Главком: Значит, мина
срабатывает в тот момент, когда корабль окажется
над ней? Поражается самая незащищенная часть
судна – днище.
Александров: К сожалению, да.
Степанов: А существуют методы
защиты кораблей?
Александров: Товарищ
главнокомандующий, нашему Ленинградскому
физико-техническому институту было поручено
разработать методы защиты. О них доложит товарищ
Гаев.
Гаев (выходит к плакату): На днище
корабля закрепляется специальная обмотка, через
нее мы пропускаем постоянный электрический ток.
При прохождении корабля над миной взрыватель не
срабатывает, поскольку отсутствует магнитное
поле судна.
Главком: Так просто… (задумчиво).
А сколько спасенных жизней…
(Фото: корабль, снабженный системой
противоминной защиты.) |
Ведущий 6: Задача
противоминной защиты была успешно решена.
Известно, что ни один наш корабль, снабженный
системой противоминной защиты, не подорвался на
вражеских минах.
(Фото А.Н. Крылова и корабля.)
Ведущий 5: Выдающийся математик
Алексей Николаевич Крылов создал «таблицу
непотопляемости», по которой можно было
рассчитать, как повлияет на корабль затопление
тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно
затопить, чтобы ликвидировать крен и насколько
это затопление может улучшить устойчивость
корабля.
Ведущий 3: Использование таблиц
спасло жизнь многим людям, помогло сберечь
огромные материальные ценности.
(Видео: работа ученых в
лаборатории.)
Ведущий 4: Специальные бригады
ученых-математиков занимались только расчетами.
Сложнейшие задачи решались лишь с помощью
логарифмических линеек и арифмометра.
(Видео: минирование
железнодорожного полотна партизанами.
Фонограмма «Бьется в тесной печурке огонь…»)
Ведущий 3: В тылу врага, в лесах
Белоруссии и на Украине уверенно действовали
партизаны. Сначала их были сотни, затем тысячи.
Леса были их владениями, и немцы не
смели войти туда, не подтянув значительные
вооруженные силы.
Сценка
«Партизаны»
(На сцене три бойца партизанского
отряда. Горит огонь, висит котелок. Тихая музыка.)
Дядя Миша: Трудный был день,
ребята. Пустили под откос вражеский поезд с
боеприпасами и техникой, взорвали мост. Наши
потери небольшие – двоих ранило.
А вы, ребятки, молодцы, ценные
сведения доставили командиру отряда от связного.
Егор: Дядя Миша, какая вкусная
каша, положи мне еще, пожалуйста.
Дядя Миша: Нет больше каши,
Егорка. Вот кончится война, тогда вдоволь
наешься.
Иван: А почему мы котелок не
снимаем с огня? Там что-то кипит.
Дядя Миша: А потому, Ванюша, что
котелок этот непростой. Кипит в нем вода, а мы с
вами должны следить, чтобы она не выкипала.
Иван: И что в нем необычного?
Дядя Миша: А необычное в нем то,
что котелок этот имеет двойное дно. Если
поставить его на костер, то котелок нагреется и
будет работать как электрическая батарея для
рации, а радист сможет передать сообщение в
центр. |
(Фото А.Ф. Иоффе.)
Ведущий 4: Так называемый
«партизанский котелок» был создан учеными
Ленинградского физико-технического института
под руководством Абрама Федоровича Иоффе. Во
время войны он предназначался для питания
радиостанций в партизанских отрядах и
разведывательных группах.
(Фото радиста.)
Ведущий 1: При изготовлении
«партизанского котелка» использовалось
соединение двух различных металлов. При
нагревании места соединения они становились
источником электрического тока. Ученые
выполнили корпус в виде котелка, и получилась
надежная и удобная батарейка.
(Фоном фонограмма «Мы за ценой не
постоим…»)
Ведущий 4: Основные институты
Академии наук были эвакуированы на восток
страны. В тяжелых условиях, порой без света и
тепла, ученые продолжали свои работы.
(Фото П.Л. Капицы.)
Ведущий 2: В Казани, в условиях
эвакуации, Петр Леонидович Капица работает над
новыми методами достижения низких температур и
создает самую мощную в мире установку для
получения жидкого кислорода в больших
количествах. И уже к концу 1941 года кислород
стал поступать в госпитали для лечения раненых
бойцов.
(Фото С.И. Вавилова.)
Ведущий 3: В 1942 году сотрудники
лаборатории люминесценции, которой руководил
Сергей Иванович Вавилов, разработали методы и
средства светомаскировки военных объектов.
Новые средства отправлялись на авиационные и
пороховые заводы. Использовались при маскировке
пристаней на Волге. Были изготовлены специальные
оптические устройства для ведения прицельного
огня в ночное время.
(Фото Н.Г. Четаева.)
Ведущий 4: В это же время появилась
и такая проблема, как обеспечение кучности
стрельбы и устойчивости снарядов при полете.
Член-корреспондент Академии наук СССР Николай
Гурьевич Четаев рассчитал наивыгоднейшую
крутизну нарезки стволов орудий, что позволило
решить и эту проблему.
Ведущий 5: Работая в области теории
вероятностей, ученые-математики определили
размеры каравана судов и частоту их отправления,
при которых потери были бы наименьшими.
(Фото А.Н. Колмогорова.)
Ведущий 6: Во время войны академик
Андрей Николаевич Колмогоров дал определение
радиуса рассеивания артиллерийских снарядов. Он
указал методы нахождения самолетов и подводных
лодок противника, позволяющие избежать встречи с
врагом.
(Фото группы ученых.)
Ведущий 1: Другая группа ученых
помогла рассчитать, сколько нужно сделать
одновременных выстрелов по самолетам противника
для того, чтобы иметь наибольшую вероятность
попадания в них.
(Фото строительства заграждений,
погрузки угля и т.п.)
Ведущий 2: Всеми силами ученые
стремились помогать фронту. И не только своей
научной работой в институтах и лабораториях. Все,
начиная с лаборанта и заканчивая академиком,
были постоянными участниками многочисленных
субботников и воскресников: грузили уголь,
разгружали вагоны и баржи, расчищали от снега
посадочные полосы аэродромов.
(Фото солдат на отдыхе. Звучит
вальс. На сцене танцевальная пара: юноша в
военной форме, девушка в платье. Фонограмма «Ночь
коротка, спят облака...»)
(Видео: заводы, мартеновские цеха.
Звучит фонограмма «День Победы» (без текста).)
Чтец 2:
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем, таял уголек.
Были версты обгорелые в пыли, –
Этот день мы приближали, как могли.
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели –
Этот день мы приближали, как могли.
(Видео: «Катюша».)
Ведущий 1: В годы войны впервые в
истории заявили о себе «Катюши» – чудо-оружие
русских.
(Видео: залпы «Катюш».)
Ведущий 2: Из текста донесения в
немецкий Генеральный штаб: «Русские применили
батарею с небывалым числом орудий. Снаряды
фугасно-зажигательные, но необычного действия.
Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют:
огневой налет подобен урагану. Снаряды
разрываются одновременно. Потери в людях
огромные».
Ведущий 3: Непосредственно над
ракетами работал Юрий Победоносцев, которому
ныне и принадлежит честь называться их автором.
(Фото «Катюши».)
Ведущий 4: Вся реактивная установка
монтировалась на грузовике «ЗИС-5». Эту задачу
выполнил коллектив под руководством Ивана Гвая.
Ведущий 5: Реактивная установка
стала официально именоваться «БМ-13», а в народе
ее нежно называли «Катюшей».
(Видео: бой, разрушенные города.)
Ведущий 6: В 1943 году советские
войска начинают наступление под Сталинградом.
Прорвана блокада Ленинграда. В жестоких боях
нашим солдатам удается освободить Белгород,
Орел, Смоленск и Киев.
(Фото Б.М. Вула.)
Ведущий 1: А в это время в лаборатории
Физического института Академии наук, которой
руководил Бенцион Моисеевич Вул, был
сконструирован стилоскоп – специальный прибор
для борьбы с обледенением самолетов.
(Видео: летящие советские
самолеты.)
Ведущий 2: Математический институт
Академии наук СССР разработал штурманские
таблицы. Уже в 1943 году расчеты всех дальних
полетов авиации, выполняемые по этим таблицам,
значительно повысили точность самолетовождения.
(Фото И.Н. Назарова.)
Ведущий 3: В Институте органической
химии профессором Иваном Николаевичем Назаровым
был разработан карбинольный клей, нашедший
широкое применение в ремонте боевой техники на
заводах и в полевых условиях.
(Фото С.Л. Соболева.)
Ведущий 4: В то время еще молодой,
академик Сергей Львович Соболев занимался
задачей по расчету артиллерийской стрельбы и
бомбометания. Вместе с коллегами он теоретически
обосновывает изменение формы снаряда, что
позволило увеличить дальность стрельбы примерно
на 10 процентов.
(Видео: наступательные бои.)
Ведущий 5: Теперь Красная армия
только наступала – то на одном, то на другом
участке фронта. Весной и летом 1944 года она
отвоевала почти всю оккупированную территорию.
Советская граница была восстановлена
практически на всем своем протяжении. Бои теперь
шли на земле других стран Европы.
(Фото: выступление творческих
коллективов для фронтовиков.)
Ведущий 6: Частушки из фронтового
фольклора.
(Исполняются частушки под
аккомпанемент фортепиано, аккордеона, баяна (на
выбор).)
Фрицы летом наступали,
Они пели и плясали:
– Война чудо, война гут,
Фрау дома, сало тут.
Фрицы нынче отступают,
Фрицы плача распевают:
– Война гадость, война жуть,
Фрау горе, мне капут.
Гоним фрицев дни и ночки,
Настигаем их огнем.
Это только лишь цветочки,
Будут ягодки потом.
(Фото Курчатова, Флёрова, Иоффе,
Вернадского, Хлопина, Капицы. Следующие фото:
атомная бомба, ядерные взрывы.)
Ведущий 2: В условиях войны ученые
Курчатов, Флёров, Иоффе, Вернадский, Хлопин,
Капица и другие работают над созданием
принципиально нового уранового оружия,
невиданной разрушительной силы. В обстановке
глубочайшей секретности велись интенсивные
работы по созданию атомного щита страны.
(Фото всех упоминавшихся ученых.)
Ведущий 3: История военных лет
показала, что ученые сыграли большую роль в
укреплении оборонной мощи нашей страны во время
Великой Отечественной войны и сохранили тысячи
жизней.
(Фонограмма «Бери шинель,
пошли домой…» (1-й куплет). Фото: флаг над
Рейхстагом, победное шествие советских солдат.)
Чтец 3:
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
(Фото русского солдата,
возвращающегося с фронта).
Чтец 3:
И вот дорогою обратной
Непокоряемый вовек
Идет свершивший подвиг ратный
Великий русский человек.
Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.
(Видео: летчик, завершивший полет,
идет по аэродрому. Встреча ветеранов.
Финальная фонограмма: «День победы» (3-й куплет).
Все участники спектакля на сцене.) |