Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2008

ТЕМА НОМЕРА: ЗАМЕСТИТЕЛЮ ДИРЕКТОРА ПО ВР.
СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ

Гимназия № 1520 им. Капцовых
(г. Москва)
приглашает зрителей
на театрализованное представление

«Ученые – фронту»

Авторы сценария:
Ольга Ширинская, заведующая кафедрой математики,
Татьяна Кузнецова, учитель математики

Дидактический театр – современная форма обучения в образовательной области

В нашей гимназии на кафедре математики, физики и информатики как одну из форм обучения мы стали использовать дидактический театр. Коллектив кафедры пришел к выводу, что такая форма работы с детьми открывает много возможностей для творческого подхода к обучению. Каждый раз, приступая к созданию спектакля, наши учителя могут попробовать себя не только в роли обучающего взрослого, но и в роли сценариста и режиссера. Все это сближает учителя и учеников и помогает, по нашему мнению, решать следующие задачи:

  • повышение мотивации к обучению;

  • духовно-нравственное воспитание;

  • патриотическое воспитание;

  • интеллектуальное и творческое развитие;

  • поддержка высокомотивированных и одаренных детей;

  • повышение интереса к обучению у неуспешных детей;

  • социализация учащихся;

  • модернизация образования;

  • внедрение современных технологий в обучение.

Дидактика означает обучение. И мы на кафедре считаем, что некоторые разделы школьной программы могут быть инсценированы, чтобы учащиеся могли глубже вникнуть в историю развития математики и физики и лучше понять суть явлений.

В рамках нашего дидактического театра, который пока не имеет названия, был поставлен спектакль «История открытий в математике и физике от античных времен до наших дней».

В честь празднования годовщины Победы в Великой Отечественной войне в гимназии состоялось выступление «Ученые – фронту. Победе в Великой Отечественной войне посвящается…»

Форма «дидактический театр» была выбрана неслучайно. Сложный научный материал хотелось представить так, чтобы он не оказался для детей скучным и непонятным. Учащиеся 7–10-х классов в течение 40 минут были вовлечены в эмоциональное представление об истории открытий советских ученых в годы Великой Отечественной войны, сопровождающееся военными песнями, танцами, стихами, фронтовыми частушками, театрализованными сценами из жизни морских офицеров и партизан, документальной кинохроникой, фронтовыми фотографиями, представленными с использованием мультимедийной техники. После спектакля у ребят возникло желание создать электронную версию этой композиции, для того чтобы можно было обращаться к этим материалам вновь и вновь. Мы надеемся, наш опыт будет успешно использоваться другими школами и станет той нитью, которая может связать столь полярные, но в то же время столь неразрывные предметы, как математика, физика и история.

Мультимедиа оборудование: компьютер, проектор, экран.

(Видео: последние мирные дни – танцует Г. Уланова, дети качаются на качелях, улица Горького, счастливые лица…)

Ведущий 1: Последние мирные дни… Предвоенная музыка.

(Все прерывается взрывами летящих самолетов, бомбящих мирные города…)

Ведущий 2: 22 июня 1941 года. Война!.. Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей нашей страны.

Ведущий 3: Вроде бы все знали об опасности войны, готовились к ней. И все-таки она нагрянула, как неожиданная великая беда.

(Фонограмма «Вставай страна огромная…»  (1-й куплет); видео: молодые жители Москвы идут добровольцами на фронт.)

Ведущий 1: Слова песни звучали как призыв. На защиту Родины встала вся страна.

(Видео: фашистские самолеты, бомбящие советские аэродромы, воздушный бой.)

Ведущий 3: Уже 22 июня немцы уничтожили более тысячи двухсот советских самолетов, большую часть – на земле. Тем самым они обеспечили себе полное господство в воздухе. Всего за первые сто дней войны Красная армия потеряла 96 процентов имевшейся авиации – более восьми тысяч самолетов.

Ведущий 2: Уже за первые три недели войны противник продвинулся вглубь нашей страны на 500–600 километров.

Ведущий 4: К августу 1941 года в стране был разработан первый план работы Академии наук в условиях войны. Он включал в себя более двухсот тем, связанных с обороной страны.

(Видео: летящие советские самолеты.)

Ведущий 1: Война потребовала от авиации больших скоростей самолетов. Но при увеличении скорости возникла новая проблема – разрушение самолета из-за вибрации особого рода, так называемого явления – «флаттера».

(Фото М.В. Келдыша.)

Ведущий 2: Раньше других «флаттер» был преодолен у нас в стране, благодаря работам ученого Мстислава Всеволодовича Келдыша и его коллег. Самолеты были обеспечены надежной защитой от появления вибраций.

Сценка «Самолеты»

(Стол. Трое мальчиков выбегают, держа в руках модели самолетов.)

Мальчик 1: А мой самолет быстрее ваших летает. У него – супермощный двигатель.

Мальчик 2: Вот твой самолет на запчасти прямо в воздухе и разлетится.

Мальчик 3: А ты откуда знаешь?

Мальчик 2: Я читал, что во время Великой Отечественной войны требовались самолеты с большими скоростями для выполнения боевых заданий.

Мальчик 3: Я тоже слышал о том, что возникала вибрация, из-за которой самолеты разрушались.

Мальчик 1: И что, ничего нельзя было сделать?

Мальчик 2: Эта проблема была решена советским ученым Келдышем. На основании сложных математических расчетов он предложил приемы, которые исключали возникновение вибрации.

Мальчик 1: Здорово. Это, наверное, очень помогло нашим летчикам.

Мальчик 3: А еще я читал, что при увеличении взлетно-посадочных скоростей у самолетов ломалась передняя стойка шасси.

Мальчик 2: Это явление получило название «шимми».

Мальчик 1: И решил эту проблему тоже Келдыш?

Мальчик 3: Да.

Мальчик 1: Конструирование самолетов – это моя мечта. Я очень хочу выучиться и заниматься именно этим.

Мальчик 3 и Мальчик 2: Тогда полетели в библиотеку. Будем штудировать книги по физике и математике.

(Видео: взлет самолета.)

Ведущий 3: В тяжелые годы войны Келдыш в своей научной работе полностью решает проблему появления колебаний у шасси и как всегда дает практические инженерные рекомендации, избавляющие конструкцию шасси от этого опасного явления.

(Видео: морской бой.)

Ведущий 4: Ведя оборонительные бои, наши войска отбивались от врага на суше, в воздухе и на море. Красная армия и партизанские отряды наносили фашистским захватчикам громаднейший урон.

(Видео: похороны бойца.)
(Фонограмма: В. Высоцкий «Он не вернулся из боя» (2 куплета).)
(Видео: сброс мин с корабля в море.)

Ведущий 6: Уже в первые дни войны противник создал серьезную минную угрозу у выхода из советских военно-морских баз.

(Фото А.П. Александрова, Б.А. Гаева.)

Ведущий 5: Разработать методы защиты кораблей от минного и торпедного оружия было поручено Ленинградскому физико-техническому институту. За выполнение взялись Анатолий Петрович Александров и Борис Александрович Гаев.

Сценка «Корабли»

(Стол, белая доска, на ней плакат. Карта Финского залива. Главком, вице-адмирал Степанов, ученые Александров, Гаев.)

Главком: Товарищ Степанов, доложите обстановку в Финском заливе.

Степанов: 24 июня 1941 года в 2 часа 41 минуту в устье Финского залива подорвался на мине эсминец «Гневный». В 4 часа 21 минуту в этом же районе подорвался крейсер «Максим Горький». Финский залив кишит минами. Несем большие потери.

Главком: Товарищ Александров, в чем причина взрывов кораблей?

Александров: Предполагаем, что эти мины – магнитные. Для взрыва магнитной мины не требуется непосредственного соприкосновения ее с корпусом корабля. Взрыватель срабатывает от воздействия на него магнитного поля судна.

Главком: Значит, мина срабатывает в тот момент, когда корабль окажется над ней? Поражается самая незащищенная часть судна – днище.

Александров: К сожалению, да.

Степанов: А существуют методы защиты кораблей?

Александров: Товарищ главнокомандующий, нашему Ленинградскому физико-техническому институту было поручено разработать методы защиты. О них доложит товарищ Гаев.

Гаев (выходит к плакату): На днище корабля закрепляется специальная обмотка, через нее мы пропускаем постоянный электрический ток. При прохождении корабля над миной взрыватель не срабатывает, поскольку отсутствует магнитное поле судна.

Главком: Так просто… (задумчиво). А сколько спасенных жизней…

(Фото: корабль, снабженный системой противоминной защиты.)

Ведущий 6: Задача противоминной защиты была успешно решена. Известно, что ни один наш корабль, снабженный системой противоминной защиты, не подорвался на вражеских минах.

(Фото А.Н. Крылова и корабля.)

Ведущий 5: Выдающийся математик Алексей Николаевич Крылов создал «таблицу непотопляемости», по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля.

Ведущий 3: Использование таблиц спасло жизнь многим людям, помогло сберечь огромные материальные ценности.

(Видео: работа ученых в лаборатории.)

Ведущий 4: Специальные бригады ученых-математиков занимались только расчетами. Сложнейшие задачи решались лишь с помощью логарифмических линеек и арифмометра.

(Видео: минирование железнодорожного полотна партизанами. Фонограмма «Бьется в тесной печурке огонь…»)

Ведущий 3: В тылу врага, в лесах Белоруссии и на Украине уверенно действовали партизаны. Сначала их были сотни, затем тысячи.

Леса были их владениями, и немцы не смели войти туда, не подтянув значительные вооруженные силы.

Сценка «Партизаны»

(На сцене три бойца партизанского отряда. Горит огонь, висит котелок. Тихая музыка.)

Дядя Миша: Трудный был день, ребята. Пустили под откос вражеский поезд с боеприпасами и техникой, взорвали мост. Наши потери небольшие – двоих ранило.

А вы, ребятки, молодцы, ценные сведения доставили командиру отряда от связного.

Егор: Дядя Миша, какая вкусная каша, положи мне еще, пожалуйста.

Дядя Миша: Нет больше каши, Егорка. Вот кончится война, тогда вдоволь наешься.

Иван: А почему мы котелок не снимаем с огня? Там что-то кипит.

Дядя Миша: А потому, Ванюша, что котелок этот непростой. Кипит в нем вода, а мы с вами должны следить, чтобы она не выкипала.

Иван: И что в нем необычного?

Дядя Миша: А необычное в нем то, что котелок этот имеет двойное дно. Если поставить его на костер, то котелок нагреется и будет работать как электрическая батарея для рации, а радист сможет передать сообщение в центр.

(Фото А.Ф. Иоффе.)

Ведущий 4: Так называемый «партизанский котелок» был создан учеными Ленинградского физико-технического института под руководством Абрама Федоровича Иоффе. Во время войны он предназначался для питания радиостанций в партизанских отрядах и разведывательных группах.

(Фото радиста.)

Ведущий 1: При изготовлении «партизанского котелка» использовалось соединение двух различных металлов. При нагревании места соединения они становились источником электрического тока. Ученые выполнили корпус в виде котелка, и получилась надежная и удобная батарейка.

(Фоном фонограмма «Мы за ценой не постоим…»)

Ведущий 4: Основные институты Академии наук были эвакуированы на восток страны. В тяжелых условиях, порой без света и тепла, ученые продолжали свои работы.

(Фото П.Л. Капицы.)

Ведущий 2: В Казани, в условиях эвакуации, Петр Леонидович Капица работает над новыми методами достижения низких температур и создает самую мощную в мире установку для получения жидкого кислорода в больших количествах. И уже к концу 1941 года кислород стал поступать в госпитали для лечения раненых бойцов.

(Фото С.И. Вавилова.)

Ведущий 3: В 1942 году сотрудники лаборатории люминесценции, которой руководил Сергей Иванович Вавилов, разработали методы и средства светомаскировки военных объектов. Новые средства отправлялись на авиационные и пороховые заводы. Использовались при маскировке пристаней на Волге. Были изготовлены специальные оптические устройства для ведения прицельного огня в ночное время.

(Фото Н.Г. Четаева.)

Ведущий 4: В это же время появилась и такая проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете. Член-корреспондент Академии наук СССР Николай Гурьевич Четаев рассчитал наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило решить и эту проблему.

Ведущий 5: Работая в области теории вероятностей, ученые-математики определили размеры каравана судов и частоту их отправления, при которых потери были бы наименьшими.

(Фото А.Н. Колмогорова.)

Ведущий 6: Во время войны академик Андрей Николаевич Колмогоров дал определение радиуса рассеивания артиллерийских снарядов. Он указал методы нахождения самолетов и подводных лодок противника, позволяющие избежать встречи с врагом.

(Фото группы ученых.)

Ведущий 1: Другая группа ученых помогла рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолетам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания в них.

(Фото строительства заграждений, погрузки угля и т.п.)

Ведущий 2: Всеми силами ученые стремились помогать фронту. И не только своей научной работой в институтах и лабораториях. Все, начиная с лаборанта и заканчивая академиком, были постоянными участниками многочисленных субботников и воскресников: грузили уголь, разгружали вагоны и баржи, расчищали от снега посадочные полосы аэродромов.

(Фото солдат на отдыхе. Звучит вальс. На сцене танцевальная пара: юноша в военной форме, девушка в платье. Фонограмма «Ночь коротка, спят облака...»)

(Видео: заводы, мартеновские цеха. Звучит фонограмма «День Победы» (без текста).)

Чтец 2:

День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем, таял уголек.

Были версты обгорелые в пыли, –
Этот день мы приближали, как могли.

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели –
Этот день мы приближали, как могли.

(Видео: «Катюша».)

Ведущий 1: В годы войны впервые в истории заявили о себе «Катюши» – чудо-оружие русских.

(Видео: залпы «Катюш».)

Ведущий 2: Из текста донесения в немецкий Генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».

Ведущий 3: Непосредственно над ракетами работал Юрий Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором.

(Фото «Катюши».)

Ведущий 4: Вся реактивная установка монтировалась на грузовике «ЗИС-5». Эту задачу выполнил коллектив под руководством Ивана Гвая.

Ведущий 5: Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».

(Видео: бой, разрушенные города.)

Ведущий 6: В 1943 году советские войска начинают наступление под Сталинградом. Прорвана блокада Ленинграда. В жестоких боях нашим солдатам удается освободить Белгород, Орел, Смоленск и Киев.

(Фото Б.М. Вула.)

Ведущий 1: А в это время в лаборатории Физического института Академии наук, которой руководил Бенцион Моисеевич Вул, был сконструирован стилоскоп – специальный прибор для борьбы с обледенением самолетов.

(Видео: летящие советские самолеты.)

Ведущий 2: Математический институт Академии наук СССР разработал штурманские таблицы. Уже в 1943 году расчеты всех дальних полетов авиации, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения.

(Фото И.Н. Назарова.)

Ведущий 3: В Институте органической химии профессором Иваном Николаевичем Назаровым был разработан карбинольный клей, нашедший широкое применение в ремонте боевой техники на заводах и в полевых условиях.

(Фото С.Л. Соболева.)

Ведущий 4: В то время еще молодой, академик Сергей Львович Соболев занимался задачей по расчету артиллерийской стрельбы и бомбометания. Вместе с коллегами он теоретически обосновывает изменение формы снаряда, что позволило увеличить дальность стрельбы примерно на 10 процентов.

(Видео: наступательные бои.)

Ведущий 5: Теперь Красная армия только наступала – то на одном, то на другом участке фронта. Весной и летом 1944 года она отвоевала почти всю оккупированную территорию. Советская граница была восстановлена практически на всем своем протяжении. Бои теперь шли на земле других стран Европы.

(Фото: выступление творческих коллективов для фронтовиков.)

Ведущий 6: Частушки из фронтового фольклора.

(Исполняются частушки под аккомпанемент фортепиано, аккордеона, баяна (на выбор).)

Фрицы летом наступали,
Они пели и плясали:
– Война чудо, война гут,
Фрау дома, сало тут.

Фрицы нынче отступают,
Фрицы плача распевают:
– Война гадость, война жуть,
Фрау горе, мне капут.

Гоним фрицев дни и ночки,
Настигаем их огнем.
Это только лишь цветочки,
Будут ягодки потом.

(Фото Курчатова, Флёрова, Иоффе, Вернадского, Хлопина, Капицы. Следующие фото: атомная бомба, ядерные взрывы.)

Ведущий 2: В условиях войны ученые Курчатов, Флёров, Иоффе, Вернадский, Хлопин, Капица и другие работают над созданием принципиально нового уранового оружия, невиданной разрушительной силы. В обстановке глубочайшей секретности велись интенсивные работы по созданию атомного щита страны.

(Фото всех упоминавшихся ученых.)

Ведущий 3: История военных лет показала, что ученые сыграли большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и сохранили тысячи жизней.

(Фонограмма «Бери шинель, пошли домой…» (1-й куплет). Фото: флаг над Рейхстагом, победное шествие советских солдат.)

Чтец 3:

Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.

(Фото русского солдата, возвращающегося с фронта).

Чтец 3:

И вот дорогою обратной
Непокоряемый вовек
Идет свершивший подвиг ратный
Великий русский человек.

Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствует сейчас.

(Видео: летчик, завершивший полет,   идет по аэродрому. Встреча ветеранов. Финальная фонограмма: «День победы» (3-й куплет). Все участники спектакля на сцене.)

Рейтинг@Mail.ru