Абсолютно свободный человек
Вспоминает Евгений Бунимович
1
Мы познакомились с Анатолием
Аркадьевичем не так уж давно. Жаль, могли бы и
раньше. Немало в жизни мест и обстоятельств, в
которых мы могли и даже должны были пересечься.
Но — разминулись.
Это было десять лет назад.
Свежеизбранный депутат Московской думы, я пришел
на заседание круглого стола московских
директоров школ. С половиной из них я был так
или иначе знаком — все-таки всю жизнь провел в
системе образования. Слышал, разумеется, и про
Пинского, но никогда с ним не общался. И надо
сказать, что даже в этой среде руководителей
известнейших московских школ, лицеев, гимназий,
где каждый был штучным, ярким, даже на этом фоне
он выделялся. Всякий директор хорошей школы,
который смог в этой жизни сделать что-то
реальное, смотрит на весь остальной мир немножко
как на недоразумение. И не особенно стремится
его преобразовать. Лишь бы ему не мешали делать
то дело, которое он, директор, знает и умеет.
С Анатолием Аркадьевичем дело
обстояло иначе. Было ясно, что ему этого мало. Ему
нужно было, чтобы не только у него все было
складно и разумно, ему было позарез необходимо,
чтобы те вещи, которые самому ему казались
простыми и естественными, поняли, наконец, и
другие.
Впрочем, в образовании немало и таких
мечтателей, которые сами вроде бы что-то там
нашли и очень хотят, чтобы этим воспользовались
другие. Проблема таких мечтателей в том, что,
кроме красивых слов, они ничего предложить не
могут. Пинский был другим. В нем было совершенно
невероятное, даже парадоксальное сочетание
смелых и вроде бы заоблачных идей — и абсолютно
земного, здравого умения их реализовывать. Вроде
бы, если трезво глянуть на то, что происходит
вокруг, ясным становится, что никакие
замечательные, чистые проекты, в центре которых
— ребенок, его интересы и мечты, на нашей грешной
земле реализованы быть не могут. Меня поразила
глубокая убежденность А.А. в том, что эти планы
могут быть реализованы, а главное – его равно
свободное владение абсолютным языком этих идей и
в то же время реальным, вполне материальным
языком, который необходим, чтобы все это
воплотить.
Для меня самого вопрос языка тогда
стоял серьезно. Я пришел в другой мир, мир
чиновный, и для меня было важно сохранить свой
мир, свой язык. Я понимал, что, даже если начать
говорить на этом канцелярите, все равно будет
отчетлив акцент. И вот я увидел человека, который
говорил на своем языке, и, тем не менее, было
совершенно очевидно, что с ним трудно будет не
согласиться даже самым заскорузлым чиновникам,
потому что все было очень внятно, с абсолютной
уверенностью в том, что это выполнимо, и, самое
главное, с убедительными основаниями для того,
чтобы это выполнялось. Вера в то, что можно все
устроить разумно и естественно, отличала А.А. от
других традиционных московских интеллигентов,
которые знают, что вокруг все ужасно, что ничего
сделать нельзя, и потому не отказывают себе в
праве даже не пытаться что-то сделать. Его
убежденность, что все можно обустроить
нормально, по-человечески, сочеталась с тем, что
для этого он предлагал простые и ясные пути.
Когда через некоторое время мне
предложили возглавить комиссию по образованию,
которую создала партия «Яблоко», и я понял, что
обречен ею руководить, то поставил только одно
условие: работать не с партийными функционерами,
а с профессионалами, которые понимают, как надо
преобразовывать наше образование, что нужно
делать со школой. И первый, кого я пригласил,
был Пинский. Надо сказать, что мы плохо понимали
мир политический, но зато хорошо знали, что такое
образование и чего мы хотим добиться. Это была
гремучая смесь политической наивности с
человеческой ответственностью. Раз нужно было
написать программу образования, мы сели ее
писать. Позже, когда я решил поинтересоваться,
что делают остальные партии, другие комиссии, где
их программы, выяснилось то, о чем мы уже начали
догадываться. Никаких реальных программ, в том
числе и образовательных, либо вообще не
существовало, либо они были на полстраницы и
написаны в стилистике «лучше быть здоровым и
богатым, чем бедным и больным, поэтому голосуйте
за нас». На этом безрадостном фоне мы и писали
свою образовательную программу, при этом
обратившись за помощью к лучшим специалистам. Я
помню, с каким удовольствием, с каким упоением мы
все это делали, — и это было самое главное.
При этом мы с А.А. обнаружили одно
существенное расхождение в методах работы со
взрослыми, с теми, кто мешал проводить какие-то
осмысленные идеи. А.А. всегда ужасно удивлялся их
непробиваемости: он считал, что, как любого
ребенка можно научить, развить, так и взрослым
можно доказать, объяснить. Я тоже был уверен, что
детям многое можно объяснить и многому научить, а
вот люди взрослые с их грузом предубеждений и
предрассудков бесперспективны, и работать с ними
практически бесполезно. А он считал, что можно
все всем объяснить, достучаться, надо только
внятно все изложить. И излагал, объяснял, пытался
достучаться…
***
Это было романтическое время, когда
казалось, что многое можно сделать, многое будет
сделано, и что-то, кстати говоря, сделать удалось.
Потом, когда появился новый министр образования
В.М. Филиппов и захотел привлечь специалистов
для осуществления преобразований в области
образования, он пригласил фактически всех членов
моей комиссии, начиная, конечно, с Пинского. Из
чего следовало, что мы с А.А., наверное,
действительно выбрали самых интересных, самых
профессиональных людей, и это хорошо. Но
следовало и то, что других нет, и это плохо.
***
Я упомянул о тоне, об интонации в
разговоре с властью. После моего первого
выступления на заседании правительства Москвы
один депутат удивленно спросил, как это у меня не
дрогнул голос, будто я там выступаю всю жизнь, да
еще говорю своими обычными словами. Я отшутился,
объяснил, что я учитель, стало быть, мои коллеги —
Моисей, Магомет, Христос, Будда, где уж тут робеть
перед мэрами и премьерами. А.А. это было
свойственно в куда большей степени. Его
интонация — а за этим стоит очень многое — была
всегда абсолютно одинаковой. Совершенно не
важно, разговаривал он с первоклашками в школе
или с начальством, — всегда звучала абсолютно
одинаковая, уникальная, только его интонация. Был
ли это еврейский ресторанчик или заседание
департамента образования, урок в пятом классе
или крупное международное совещание — это
всегда была спокойная, естественная и при этом
очень домашняя интонация. И становилось ясно, что
все связанное с его делом, с образованием, со
школой — это не работа. Это его дом, часть его
жизни. Это и была его жизнь.
Иногда это казалось слабостью. Я помню
коллегию министерства, на которой он был
основным докладчиком по очень жестким вопросам.
Несколько членов коллегии, для которых
образование — это ремесло, карьера, диссертации
и уж никак не сущность и смысл жизни, слушая
предложения А.А., почувствовали то единственное,
что, собственно, они и способны чувствовать, —
угрозу того, что от них уплывает часть бюджетного
пирога, что они могут потерять часть силы, власти,
раз появляются какие-то другие, да к тому же
малопонятные им силовые поля. Они стали задавать
вопросы, по сути совершенно абсурдные, но по
форме складные. Это были люди поднаторевшие,
которые многих пересидели, и простодушие
интонации А.А. меня тревожило. Казалось, он не
сможет с ними справиться, он шел с открытым
забралом, а надо было изощренно защищаться и
одновременно нападать. И невозможно было ему
толком помочь, он был разработчик, докладчик, он и
должен был отвечать. И было совершенно
невероятно, как он все на том же своем языке,
совершенно не похожем на язык, которым
пользуются на министерских коллегиях, каким
задавались вопросы, абсолютно определенно и
просто всем все объяснял. И настоял-таки на своем.
Его апелляция к здравому смыслу, к детям, к тому,
для чего все делается (а это он понимал очень
ясно) каким-то удивительным образом
обезоруживала самых изощренных противников,
собаку съевших на такого рода обсуждениях.
Причем это не был вопрос искусства полемики. Он
создавал ощущение «ну о чем еще речь, ведь и так
же все понятно». И это передавалось другим.
Интонация была одинаковой в любых
обстоятельствах. Иногда я находился в позиции
начальника, как в той же комиссии «Яблока», а
иногда наоборот. Так было, например, когда я
работал над новыми экспериментальными заданиями
для экзамена по математике 9-го класса. Я
занимался этой частью общей работы, ибо
математика – моя профессия, и только через
некоторое время узнал, что во главе всего проекта
стоит А.А. Мои коллеги удивились, когда совещание
участников проекта было назначено в его школе.
Ведь начальники обычно всеми силами стараются
«повысить градус», чтобы все понимали, куда, к
кому они пришли. А здесь все было иначе.
И опять я услышал ту же интонацию,
увидел ту же цельность и естественность. Что
могло его заставить быть другим? Наверное,
ничего. Это и есть незаемная, внутренняя свобода.
«Просто абсолютно свободный человек», — уже
потом, на прощании с А.А., сказал о нем Явлинский.
Откуда эта свобода? Можно, как у Чехова,
по капле выдавливать из себя раба. Но это все-таки
видимое усилие, упорная работа. Надо все время
напрягаться, выдавливать чего-то… Я встретил А.А.
человеком зрелым, вполне сформировавшимся, не
знаю, что было до того, но никакого усилия по
самоосвобождению не видел в нем никогда. Думаю,
что это все-таки было даровано ему свыше. Такая
естественность и цельность казалась
беззащитной, но на самом деле абсолютно
несокрушимой. И поскольку было ясно, что сдвинуть
это никуда нельзя, лучше было с этим смириться.
Не хотелось бы, чтобы от всего
сказанного осталось ощущение идиллии. Мы очень
много спорили, в каких-то вещах расходились,
совсем не всегда сходились во мнениях. Вот
конфликтов не помню, трудно представить себе
конфликт с А.А., но, конечно, были разные взгляды,
разные позиции. Да и было бы странно людям,
пытающимся о чем-то задуматься, иметь по всем
вопросам схожие суждения. Помню довольно жесткую
нашу полемику, причем публичную, на слушаниях в
редакции «Известий». Пинский высказывал какие-то
новые идеи, часть из них меня устраивала, часть —
нет, хотя, в принципе, все это можно было
обсуждать, корректировать. Но меня задело не
содержание, а форма. А.А. все время ссылался на
президента, повторил «как сказал президент» раз
пять, если не десять. Притом что, будучи настоящим
профи, А.А. разбирался в вопросах образования
лучше любого президента. Мне эти ссылки казались
особенно нелепыми, ибо мы вместе и порознь не раз
участвовали в разработке всяческих
аналитических документов, с которыми потом
выступали и мэр, и министр, и президент, так что не
исключено, что то, на что он ссылался, он сам и
написал, а уже потом это в какой-то степени было
учтено в послании президента. Я недовольно
перебил его: «Уважаемый Анатолий Аркадьевич, вы
столько лет в образовании. Что же, пока все это не
произнес президент, вы были не в курсе того, о чем
говорите?» Конечно, это было обращение не столько
к А.А., сколько к аудитории, которая ехидно
загудела.
Надо сказать, что, в отличие от
ситуации с коллегией, А.А. мне достойного отпора
не дал. Он посмотрел на меня немного растерянно, и
во взгляде его читалось: «Ну понятно же, что я
ссылаюсь на президента не потому, что не знал
этого сам. Просто у нас теперь есть хотя бы
некоторая поддержка с самого верху. Нам будет
легче проводить разумные идеи. Ради этого можно и
сослаться лишний раз».
Все-таки это была если не публичная
ссора, то намеренное обидное для А.А.
высказывание. И поэтому, когда мы встретились
через несколько дней, у меня, конечно, не было
никаких претензий (я уже говорил, что с Пинским
невозможно было находиться в состоянии ссоры), но
все-таки какое-то послевкусие было. А он, мне
кажется, даже не вспомнил. Забыл или не хотел
помнить. Было ясно, что происшедшее вообще
никакого отношения ни к чему не имеет. С другими
уважаемыми коллегами не так. Бывает и напряжение,
и ссоры, и амбиции. Мы просто сели и продолжили
вместе что-то делать. Как всегда, срочное.
Не случайно на юбилее А.А., рассказав
этот эпизод, я напомнил, как в советское время в
московской синагоге висели две молитвы. Одна за
мир, другая — за советское правительство. И в том,
как он ссылался на президента, было не желание
«задрав штаны, бежать за комсомолом», а вот эта
вековая горькая национальная мудрость.
***
Цитата
|
Анатолий
Аркадьевич Пинский:
– Я был очень бесконфликтным человеком, но у меня
был учитель, которого я боготворил. Это Георгий
Петрович Щедровицкий. Единственное, что я не мог
в нем принять, так это то, что он был очень резким.
Со временем я понял, что он в чем-то прав, хотя его
несдержанность приносила ему много
неприятностей.
Порой мысль вредно маскировать или лакировать. |
Анатолий Аркадьевич был одним из
самых ярких и удивительных людей российского
образования. А может, и самым удивительным.
Удивительным — во всем. Вот мы с женой и
друзьями, сбежав с официозного концерта и
банкета, приехали во всей Москве известный своей
дешевизной и простодушием грузинский
ресторанчик «Мама Зоя». Взяли еще не
запрещенного тогда грузинского вина, боржоми. На
сцене появилось забавное трио со скрипочкой и
гармошкой, затянули хрестоматийное «Тбилисо»,
спустились в зал, направились к нашему столику.
И что я вижу? Один из этой колоритной
троицы, слаще всех выводящий это самое «Тбилисо»,
— не кто иной, как почтенный директор знаменитой
московской школы, автор многих ученых трудов,
советник самого господина министра образования
Анатолий Аркадьевич Пинский. Собственной
персоной!
Любой другой в такой ситуации, пожалуй,
мог бы выглядеть неловко, нелепо, но только не А.А.
Он счастливо улыбался, мы улыбались в ответ,
даже пытались подпевать, он представил своих
друзей-музыкантов и потом еще спел, перейдя на
идиш, колыбельную, ту самую, которую мне когда-то
пела бабушка.
Много, конечно, о чем еще можно
вспомнить и рассказать. Но памяти не приказывают.
Я помню Анатолия Аркадьевича Пинского прежде
всего именно таким — счастливым, домашним,
напевающим бабушкину колыбельную.
______________
1 Евгений
Абрамович Бунимович — депутат Московской
городской думы, возглавляет комиссию по
образованию и культуре. |