Научная деятельность
Школа и наука. Эти слова все чаще стоят
рядом в тех или иных словосочетаниях и формах.
Могут ли учителя всерьез заниматься
научно-исследовательской работой? Нужно ли
вовлекать детей в научную деятельность?
Правомерно ли рефераты, которые делают дети,
называть научными докладами? Эта тема интересна
всем и обсуждается она в школьных стенах все
чаще. Мы решили узнать позицию по этим вопросам у
двух успешных школ. Своими соображениями делятся
Лицей города Троицка и Усть-Илимский
экспериментальный лицей.
Научная работа учителя – не
самоцель
В 2006 г. лицей подмосковного города
Троицка вошел в число победителей конкурса
«Лучшие школы России». Кроме того, по результатам
исследования PISA–2003 эксперты РАО включили его в
список пяти российских школ, старшеклассники
которых ответили на вопросы международного
исследования PISA лучше, чем школьники Финляндии,
занявшие в рейтинге первое место. По мнению
директора лицея Николая КУЧЕРА, такому высокому
результату способствовали научные занятия,
воспитывающие умение мыслить и находить
самостоятельное решение в любой ситуации.
– Наш лицей тесно сотрудничает с
вузами (МИФИ, МФТИ, РУДН и другими) и научными
учреждениями города Троицка, – рассказывает
Николай Кучер, – среди родителей наших
школьников немало сотрудников академических
НИИ. Дети видят, что взрослые вокруг них
занимаются наукой, и сами хотят себя в этом
попробовать. При этом хочу подчеркнуть, что у
нас – обычная муниципальная школа, хотя и с
развитым школьным самоуправлением. В лицее давно
уже работает школьный парламент. Уровень его
решений меняется год от года, и не всегда в лучшую
сторону. Но мы, учителя, стараемся не вмешиваться.
Парламент должен быть более самостоятельным.
В 90-е годы в школе работали несколько
учителей, которые занимались научной
деятельностью, направляли свои статьи на
конференции всероссийского и международного
уровней. Они зажгли своим энтузиазмом нескольких
старшеклассников. В 1998 году мы поняли, что
необходимо создать нормативный документ,
который регулировал бы занятия наукой внутри
школы. Так было создано Положение о научном
обществе. Сегодня в нем три секции –
математическая, естественно-научная и
гуманитарная. Круг детей, которые хотели бы
заниматься наукой, год от года расширяется.
– Есть разные точки зрения на то, с
какого возраста школьники могут заниматься
наукой. Что говорит ваш опыт?
– Мне приходилось слышать, как кто-то в
СМИ всерьез говорил о научном обществе в…
начальной школе. Такие заявления, на мой взгляд,
свидетельствуют о том, что говорящие вообще не
понимают специфики научных занятий. Меня глубоко
огорчает, когда результатом научной работы в
школе самоуверенно называют то, что даже не тянет
на обычный школьный реферат!
Я сам учитель физики, некоторое время
был сотрудником академического физического
института. В нашей школе немало коллег, которые
имеют опыт реальной научной работы (например,
являются совместителями и преподают в вузах,
трудятся в исследовательских институтах города).
Поэтому к научной деятельности мы относимся
серьезно и учащихся младших классов (для нас это
5–7-е) в нее не вовлекаем. Действительно, бывали
случаи, когда мы приглашали на заседания
научного общества даже пятиклассников. Они были
в восторге и слушали с открытыми ртами. Мы видели,
что у детей повышается мотивация. И это
замечательно. Но – для занятий научной
деятельностью слишком рано! Иначе, это просто
профанация науки или желание показать то, чего
нет.
Профилизация у нас начинается с 8-го
класса, и за весь предшествующий год проводится
не менее трех собраний родителей, на которых
обсуждаются все подробности поступления в
лицейские классы, проходит поименное
голосование. Решение, какие профили будут
введены на будущий год, принимают родители
письменным поименным голосованием. Первое
собрание этого года прошло 29 ноября и было очень
содержательным. Родители внесли целый ряд
предложений, которые педагогический коллектив
очень внимательно изучит.
С моей точки зрения, школьники могут
начать занятия наукой (мы говорим скромнее,
«элементами научной деятельности») только с
8–9-го класса. Основной интерес к ним приходится,
конечно, на 10–11-е классы.
Н. Кучер: «Если учитель достигает
результатов в своей педагогической
деятельности, ничего иного от него нельзя
требовать»
– Как вы относитесь к тому, что
школьники все чаще используют Интернет для
написания различных работ и рефератов?
Существует ли в вашем лицее процедура проверки
научной работы на аутентичность?
– На мой взгляд, для школы такая
процедура неактуальна. Во-первых, всегда видно,
есть ли в работе самостоятельная мысль и
обобщение. Если школьник взял два–три фрагмента
из Интернета, осмыслил и обобщил их – это, на
мой взгляд, уже может называться самостоятельной
работой. Во-вторых, активное копирование
рефератов из Интернета идет только тогда, когда
написание подобной работы является
обязательным. Для вуза такая проблема,
действительно, существует. А у нас занятия
научной деятельностью– дело добровольное.
Поэтому детям не приходит в голову копировать
стандартные рефераты и заниматься плагиатом.
Особенно ценятся научным сообществом Лицея
работы, в которых имеется экспериментальная
часть, выполненная самими ребятами (физический
или химический опыт, компьютерная программа,
социологическое исследование и др.).
– В вашей школе каждый год проходит
традиционная «нобелевская конференция». Что это
такое?
– Во время этой конференции дети
делают сообщения обо всех нобелевских премиях
текущего года. Например, на этот раз премия по
физике была присуждена за исследования в области
нанотехнологий. Доступного печатного материала
по этой теме не так уж много. В основном детям
приходится пользоваться Интернетом. В том
числе – англоязычным. С доступом к
Всемирной паутине в школе проблем нет, с
английским языком у многих учащихся тоже.
А разобраться в вопросе и подготовить доклады
школьникам обычно помогают учителя.
Факт
|
Несколько
лет назад серьезные споры вызвал в России провал
российских школьников на международном
исследовании PISA–2003 (демонстрирующем, как
приспособлены 15-летние школьники в той или иной
стране ко взрослой жизни). Эксперты РАО,
анализировавшие полученные результаты,
подчеркивали, что PISA в действительности является
индикатором не знаний (они в наших школах
сравнительно высокие, что показывает
международное исследование TIMSS), а
образовательной среды. В это понятие ими были
включены: благоприятный школьный климат, хорошая
дисциплина на уроках, доверительные отношения с
учителями, участие родителей в управлении
школой, образовательный уровень родителей,
наличие книг дома…
Только при этих условиях дети успешно
справляются с заданиями PISA, даже если
предложенные им тесты принципиально выходят за
пределы школьной программы страны.
Анализируя результаты PISA–2003, эксперты РАО
выделили пять самых сильных школ России. Среди
них оказался и лицей г. Троицка.
Вот какой портрет победителя нарисовала руководитель
Центра оценки качества образования Института
содержания и методов обучения (ИСМО) РАО Галина
КОВАЛЕВА.
– Это крупные школы с приличной материальной
базой. Но я бы подчеркнула другое: это школы с
нормальным климатом. В них доверительные
отношения между учителями и директорами, хорошая
дисциплина на уроке. Повышенные требования к
учащимся подкреплены уважительным отношением к
детям. Программы обучения формируются с учетом
интересов родителей. Они принимают участие в
решении многих вопросов, касающихся
жизнедеятельности школы. В лицее г. Троицка даже
профили формируются с учетом интересов
родителей. Учебный процесс ориентирован на
индивидуальную траекторию развития ребенка, а не
на деление детей по принципу образовательных
достижений (классы коррекции,
общеобразовательные или углубленные). В целом,
лучшие результаты по исследованию PISA показали
элитные образовательные учреждения, с высоким
социальным статусом родителей. |
– За то, что учителя
исполняют роль тьюторов, им положена надбавка к
зарплате?
– Мы используем более традиционное
слово «научный руководитель». Руководители
секций научного общества получают надбавку к
зарплате. Надбавка начисляется, исходя из
размера ставки педагога дополнительного
образования. Кроме того, научную работу учителя
мы поощряем из стимулирующего фонда. Количество
научных публикаций – один из критериев,
который в нашей школе учитывается при аттестации
учителя и влияет на стимулирующие выплаты.
Положение о стимулирующем фонде обсуждено на
педсовете, утверждено управляющим советом и
доступно для всех желающих в читальном зале.
Скоро оно в числе прочих школьных документов
будет выложено на нашем сайте.
– У вас в Троицком лицее очень
сильные учителя. А как вы их отбираете?
– Сильный учитель – главное
условие образования высокого уровня. Но как мы их
отбираем… Ситуация не такая, чтобы мы могли
придирчиво выбирать учителей. Повторяю: у нас
обычное общеобразовательное муниципальное
учреждение. Я очень доволен тем, что в Троицком
лицее в последние годы нет вакансий. Этому много
причин: удалось сохранить костяк
высококвалифицированных, мотивированных на
работу педагогов, которые остались в образовании
вопреки всему.
Мы стараемся увлечь и молодые кадры,
сделать так, чтобы начинающему учителю было
интересно. Для этого нужен коллектив, который
человеку нравится, атмосфера, в которой ему
приятно. Конечно, это не всегда удается. Но бывают
ситуации, когда хорошему учителю приходится
уходить из профессии по причинам материального
характера, ему нужен другой уровень доходов для
решения каких-то проблем. Вот это очень грустный
момент в моей директорской жизни!
– Как, по-вашему, возможно ли
существование школы, в которой все учителя будут
вовлечены в научную деятельность?
– Я считаю недопустимым требовать,
чтобы все педагоги занимались наукой. Когда наши
чиновники включали в перечень требований для
аттестации научные публикации, я был
категорически против. Если учитель достигает
результатов в своей педагогической
деятельности, ничего иного от него нельзя
требовать. Именно успехи в обучении детей для
меня, как директора, стоят на первом месте.
Впрочем, то, что сегодня около трети
педагогов нашего лицея имеют публикации, –
приятный факт. Только за последние пять лет у нас
вышло около 50-ти публикаций в самых разных
изданиях. Среди них – журнал «Национальные
проекты», газеты Издательского дома «Первое
сентября», материалы международных конференций
(в том числе международной конференции по
проблемам информатизации образования,
проходившей в г. Троицке). А обилие научных
публикаций приводит к тому, что научные статьи
нашим учителям сегодня уже заказывают. И это
естественный процесс.
– Однако в подмосковном Троицке
опубликовать научную статью для учителя гораздо
легче, чем в отдаленном российском регионе…
– Согласен. Чем дальше от Москвы –
тем больше проблем. Но не забывайте, что сегодня
материалы многих конференций и форумов
выкладываются в Интернете. На мой взгляд,
интернет-публикации тоже должны учитываться при
аттестации учителя (именно учитываться, а не
являться обязательным требованием). Ведь если
учитель согласен выйти со своими наработками в
Интернет – это значит, что он за них отвечает,
он готов отстаивать свою позицию.
Интернет-пространство для учителей – это
очень важная вещь, стимулирующая научную и
педагогическую мысль в школе.
Но еще раз подчеркиваю: научная работа
учителя – не цель. Это – средство для
повышения его мотивации. Кстати, то же самое
относится к детям. Как только научная
деятельность учителей или школьников становится
обязательной – это уже профанация идеи.
– А ваши школьники публикуют свои
научные статьи?
– Это еще одна приятная тенденция
последних лет – соавторами некоторых
публикаций являются наши ученики. Кстати, у меня
тоже есть соавторы. Сейчас они студенты, но наши
научные публикации, посвященные применению
информационных технологий в образовательном
процессе, вышли, когда они еще учились в школе.
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА
|