Новая иерархия
Государственно-общественное
управление вошло во все уровни власти
Хабаровский край в конкурсе
Комплексных проектов модернизации образования
участия не принимал. Справедливости ради нужно
отметить, что развитие по конкурсным
направлениям в регионе идет, в том числе, по
государственно-общественному управлению. Тогда
в чем же дело? Как водится, в деньгах. КПМО
предусматривали софинансирование с регионом.
Сумма от края для него потребовалась
непосильная, и он не смог включиться в проекты.
Тем не менее «бесприданница» работает в рамках
заданных направлений и содержательно кое-что
предпринимает. К примеру, система управляющих
советов не сосредоточилась исключительно в
школах, а развернулась гораздо шире.
В регионе…
По словам заместителя начальника
управления общего образования Министерства
образования Хабаровского края Валентины
Антюховой *, край только
начинает движение к полноценному
государственно-общественному управлению. Но
ответы на имеющиеся вопросы ищутся параллельно с
зародившейся практикой. Иначе к 2010 г. не удастся
решить поставленную задачу: представить в
решении проблем образования в равной мере
государственную и общественную составляющие.
Сделано главное: общественное
управление закрепило позиции за совершенно
разными представителями системы образования
«Мы прекрасно понимаем, – говорит
Валентина Алексеевна, – что сегодня задачи
перед образованием стоят гораздо шире и сложнее,
нежели раньше. Помимо знаний, умений, навыков мы
должны обеспечить ребенку гарантии быть
востребованным в обществе, показать себя хорошим
семьянином, иметь профессиональный успех и т. д.
Для этого образованию важен заказ и государства,
и общества, и родителей».
Чтобы создать новую систему
управления, на заседании Правительства
Хабаровского края утвердили
Государственно-общественный совет по вопросам
образования. В него вошли родительская
общественность, члены попечительских советов,
предприниматели, ученые, студенты, учителя,
директора школ, представители культуры и органов
социальной сферы…
Основной задачей совета определили
«развитие сферы образования в интересах как
общества, так и государства». Если заглянуть
вглубь этой формулировки, то проявится целая
палитра рабочих моментов.
На сегодняшний день в 55% школ
края есть попечительские советы, зачастую
ограничивающиеся функцией
материально-технического обеспечения. Но здесь
хотят наделить общественный орган и функцией
управления. Для этого в уставах
общеобразовательных школ появляются новые
строки.
|
Во-первых, совет участвует в
определении приоритетных направлений развития
образовательной системы.
Во-вторых, он заслушивает и утверждает
отчет министра.
В-третьих, участвует в формировании
краевого бюджета, решает вопрос ресурсного
обеспечения образования.
Также на плечах совета лежит
организация изучения общественного мнения по
качеству условий и процессов, которые идут в
образовательных учреждениях. Общественность
привлекается к наблюдению за процедурой
аттестации ОУ и проведением государственной
итоговой аттестации.
Для обсуждения плановых вопросов
совет заседает раз в квартал.
Кроме того, при этом органе созданы
четыре постоянных комиссии. «Они не
надуманные, – уверяет Валентина
Антюхова, – а выросли из имеющихся проблем:
Комиссия развития инновационных процессов в
сфере образования, Комиссия подготовки
квалифицированных кадров в соответствии с
запросами и потребностями рынка труда, Комиссия
по становлению гражданской позиции и Комиссия по
развитию общественной составляющей».
Остановимся подробнее на последней из
перечисленных. Она призвана создавать
управляющие советы. На сегодняшний день в 55% школ
есть попечительские советы, зачастую
ограничивающиеся функцией
материально-технического обеспечения. Но в крае
хотят наделить общественный орган и функцией
управления. Для этого в уставах
общеобразовательных школ появляются новые
строки.
«Вопросов много, – делится
замначальника управления общего
образования. – Скажем, каким образом
разделить функции между этим
государственно-общественным советом и
Министерством образования? Ведь, по сути дела,
функция совета своеобразная: с одной стороны,
оппонировать министерству, отслеживать, как люди
выстраивают политику, с другой – они вместе
должны выполнять региональные задачи в области
образования».
Нужны
эффективные механизмы
|
Алексей СУРИН,
декан Факультета государственного управления
МГУ им. М.В. Ломоносова:
– Нельзя выносить ребенка за один день,
хочешь – не хочешь, для этого нужно девять
месяцев. Попытка ускорить процесс ни к чему
хорошему не приведет. То, что мы с вами называем
гражданским обществом и его атрибутами, тоже не
может появиться по указу. Требуется длительная
работа (кстати, схожая в этом с системой
образования и воспитания). И очень важно, чтобы мы
начинали что-то делать.
Каким образом общество должно участвовать в
процессе формирования школьного образования?..
Какие механизмы для этого нужны?.. Все ответы
пока – на уровне нашего мнения. То есть о
происходящем мы говорим: это нравится, а это не
нравится. Но никаких эффективных механизмов в
явной форме у нас почти не существует. |
В муниципалитете…
На муниципальном уровне новая система
управления представлена аналогичными советами
при главах муниципальных образований.
Дополняет их краевой родительский
совет, созданный в 2004 г. Он, как и «старший
брат» – Государственно-общественный совет по
вопросам образования, – собирается
ежеквартально. Входят в него представители всех
19-ти муниципальных образований, представляющих
интересы родительской общественности на краевом
уровне. В Министерстве образования выделен
специалист, который отвечает за вовлечение
родителей в управление.
Одной из форм этого родительского
совета является проведение ежегодных краевых
родительских собраний, когда в городах края все
они идут по единой тематике дня.
Регион также претворил в жизнь идею
присутствия общественных организаций при оценке
документов учителей и школ во время участия в
нацпроектах. В этом задействованы уже восемь
организаций.
Труд
учителя оценит общество
|
Сергей НАМСАРАЕВ,
Министр образования и науки Республики
Бурятия:
– Когда федеральный центр объявил
конкурс между субъектами Российской Федерации
по комплексной модернизации образования,
республика расписала свои соображения и подала
заявку. Став пилотным регионом, Бурятия, конечно,
немедленно приступила к реализации своего
проекта.
Основные направления были заданы, и мы
за рамки не выходили. Но основной упор сделали на
внедрение новой системы оплаты труда учителям,
причем сразу с 1 сентября 2007 года. На нее перешли
общеобразовательные школы, лицеи, гимназии. Есть
известная шутка о «средней температуре по
больнице». Так вот «средняя зарплата по школе»
дает нам право говорить об увеличении доходов
учителей на 25–30 процентов.
Влиять на зарплату, в частности, должно
качество труда учителя. «Опять к этому приложат
руку чиновники?!» – звучали гневные реплики.
Ничего подобного! Чиновники здесь ни при чем. Они
занимаются организацией, всеми управленческими
делами, следят за соблюдением нормативов и
вообще всей правовой базы, а оценивать труд
учителя прежде всего будет общество. |
В школе…
А что же происходит в образовательных
учреждениях?
«У нас есть опыт по управляющим
советам, – рассказывает Валентина
Антюхова. – К сожалению, их всего восемь. Но
функции этих УС уже прописаны в уставах
образовательных учреждений. Яркий пример –
школа в Комсомольске-на-Амуре».
Управляющие органы могут иметь
непохожие по масштабу полномочия, но действуют
они ради общей цели
УС устанавливает в ней режим занятий,
осуществляет контроль за соблюдением условий
обучения детей и работы педагогов, согласовывает
школьный компонент государственного
образовательного стандарта и профили обучения в
старшей школе, содействует привлечению
внебюджетных средств, заслушивает и утверждает
доклад директора.
Знаменательна школа масштабом
изменений, внесенных управляющим советом. Только
за два последних года он привлек в школу
2 млн 218 тысяч рублей, оказал помощь в
проведении ремонта, но самое главное –
наладил школьный «быт». Были оборудованы
видеостудия, лекционный и компьютерный залы;
поддержана работа школьного издательского дома,
виртуального музея, пришкольного летнего лагеря;
не остались без внимания совета и проводимые
мероприятия; дети и педагоги получают специально
учрежденную премию.
«Советы возникают, поэтому нужно
скорее прописать, что они могут делать, а что
нет, – считает Антюхова. – И для того чтобы
у них была первоначальная нормативная база,
распоряжением правительства края утверждено
Положение об управляющем совете
общеобразовательного учреждения. Помимо этого
мы еще утвердили Положение о публичном докладе
школы, где четко расписано, что он должен
содержать. И губернатор края поставил перед нами
задачу в 2008-м году ввести публичные доклады ОУ.
Для этого мы расширяем школьные сайты, где
планируем выставлять отчеты. Пока же директора
школ выступают с ними на родительских собраниях,
а главы муниципальных образований и заведующие
органами образования – на районных».
Инна АЛЕЙНИКОВА
___________________
* Участник
межрегиональной конференции «Расширение
общественного участия в модернизации школьного
образования: проблемы и перспективы» (г. Москва,
МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет
государственного управления). |