Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2007

ТЕМА НОМЕРА

Альтернативное оценивание

Формирование самооценки во внеурочной деятельности

Дети ходят в школу с желанием

Светлана СМИРНОВА, учитель начальных классов:

– Наблюдая за отношениями в классе, я заметила, что большим авторитетом и влиянием на окружающих обладают дети, которые учатся успешно. А те, кто не успешен в учении, зачастую выпадает из круга общения, или с их мнением не считаются.

Как изменить отрицательное отношение одноклассников к таким ребятам? Задумываясь над этим вопросом, я пришла к выводу, что следует демонстрировать успешность детей не только в учебной деятельности. Все положительные внеурочные дела нужно отмечать и поощрять.

Еще во втором классе мы проводили выставку личных достижений, на которой каждый ребенок демонстрировал свои успехи в различных видах внеурочной деятельности. Многие принесли рисунки, выполненные дома, грамоты и похвальные листы, полученные за работу в кружках, чем вызвали неподдельный интерес одноклассников к себе. Например, Женя Макаров, который слабо успевал по русскому языку и очень плохо читал, поразил всех медалью и кубком, врученными за первое место в соревнованиях по классической борьбе, а Таня Крючкова, на уроках малоактивная и незаметная, удивила друзей грамотами за победу в танцевальных конкурсах.

Все свои грамоты, похвальные листы и благодарственные письма родителям дети бережно хранят в личных папках, так называемых «портфолио», в отличие от других выпусков, которые просто теряли свои детские награды.

Самыми объективными и требовательными оценщиками работ являются сами школьники. Скажем, им было предложено оценить свою внеурочную деятельность в этом году. У каждого ребенка имеется в дневнике вкладыш, где он фиксирует уровень обученности по предметам и умениям. Мы отвели в нем страницу для того, чтобы отмечать все школьные и классные дела, отслеживать участие в них и достижения каждого (см. образец в табл. 1).

Таблица 1

Школьные

и классные дела

Четверти

Итог за год

I

II

III

IV

Дежурство

Спортивные соревнования

Конкурсы рисунков и поделок

Выступления и участие в концертах

Сбор макулатуры

Другое

Например, прошли в школе соревнования по бегу. Дети самостоятельно оценили свое участие в них. Проводится праздник «Золотая осень» по номинациям (рисунок, конкурс стихов, поделка из природного материала, выступление в концертной программе) – каждый ученик может отличиться, принять участие и оценить свой труд. Даже простое дежурство по классу дети оценивают и сами ставят себе значки.

В конце каждой четверти и за год мы стараемся подвести итоги и выявить самых активных, умелых, спортивных, трудолюбивых и т.д. Это формирует ответственность за порученное дело. Учитель ведет свой рейтинговый учет, который помогает отследить объективное награждение грамотами в конце года.

В нашей школе разработана целая система и положение о рейтинге участника внеурочной деятельности. Этот индивидуальный числовой показатель является основанием для зачисления старшеклассников в профильные классы. Цель введения системы рейтингов – создание условий для формирования папки личных достижений. Мы с детьми тоже работаем над «портфолио». Я пробую и ввожу свою объективную схему исчисления рейтинга (см. табл. 2).

Таблица 2

Название документов

Число баллов

1

Почетная грамота школы

10

2

Почетная грамота кружка, секции

9

3

Сертификат победителя

9

4

Диплом

7

5

Сертификат участника

5

Альтернативной системой оценивания мы пользуемся уже несколько лет. Положительные моменты, которые были достигнуты в учебной деятельности, проецируются на внеурочную работу. Наш опыт подтверждает: дети ходят в школу с желанием и способны адекватно себя оценивать в любых жизненных ситуациях.

Рейтинг@Mail.ru