Альтернативное оценивание
Формирование самооценки во
внеурочной деятельности
Дети ходят в школу с желанием
Светлана СМИРНОВА, учитель начальных
классов:
– Наблюдая за отношениями в классе, я
заметила, что большим авторитетом и влиянием на
окружающих обладают дети, которые учатся
успешно. А те, кто не успешен в учении, зачастую
выпадает из круга общения, или с их мнением не
считаются.
Как изменить отрицательное отношение
одноклассников к таким ребятам? Задумываясь над
этим вопросом, я пришла к выводу, что следует
демонстрировать успешность детей не только в
учебной деятельности. Все положительные
внеурочные дела нужно отмечать и поощрять.
Еще во втором классе мы проводили
выставку личных достижений, на которой каждый
ребенок демонстрировал свои успехи в различных
видах внеурочной деятельности. Многие принесли
рисунки, выполненные дома, грамоты и похвальные
листы, полученные за работу в кружках, чем
вызвали неподдельный интерес одноклассников к
себе. Например, Женя Макаров, который слабо
успевал по русскому языку и очень плохо читал,
поразил всех медалью и кубком, врученными за
первое место в соревнованиях по классической
борьбе, а Таня Крючкова, на уроках малоактивная и
незаметная, удивила друзей грамотами за победу в
танцевальных конкурсах.
Все свои грамоты, похвальные листы и
благодарственные письма родителям дети бережно
хранят в личных папках, так называемых
«портфолио», в отличие от других выпусков,
которые просто теряли свои детские награды.
Самыми объективными и требовательными
оценщиками работ являются сами школьники.
Скажем, им было предложено оценить свою
внеурочную деятельность в этом году. У каждого
ребенка имеется в дневнике вкладыш, где он
фиксирует уровень обученности по предметам и
умениям. Мы отвели в нем страницу для того, чтобы
отмечать все школьные и классные дела,
отслеживать участие в них и достижения каждого (см.
образец в табл. 1).
Таблица 1
Школьные
и классные дела |
Четверти |
Итог за год |
I |
II |
III |
IV |
Дежурство |
|
|
|
|
|
Спортивные
соревнования |
|
|
|
|
|
Конкурсы рисунков
и поделок |
|
|
|
|
|
Выступления
и участие в концертах |
|
|
|
|
|
Сбор макулатуры |
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
Например, прошли в школе
соревнования по бегу. Дети самостоятельно
оценили свое участие в них. Проводится праздник
«Золотая осень» по номинациям (рисунок, конкурс
стихов, поделка из природного материала,
выступление в концертной программе) – каждый
ученик может отличиться, принять участие и
оценить свой труд. Даже простое дежурство по
классу дети оценивают и сами ставят себе значки.
В конце каждой четверти и за год мы
стараемся подвести итоги и выявить самых
активных, умелых, спортивных, трудолюбивых и т.д.
Это формирует ответственность за порученное
дело. Учитель ведет свой рейтинговый учет,
который помогает отследить объективное
награждение грамотами в конце года.
В нашей школе разработана целая
система и положение о рейтинге участника
внеурочной деятельности. Этот индивидуальный
числовой показатель является основанием для
зачисления старшеклассников в профильные
классы. Цель введения системы рейтингов –
создание условий для формирования папки личных
достижений. Мы с детьми тоже работаем над
«портфолио». Я пробую и ввожу свою объективную
схему исчисления рейтинга (см. табл. 2).
Таблица 2
№ |
Название
документов |
Число
баллов |
1 |
Почетная грамота
школы |
10 |
2 |
Почетная грамота
кружка, секции |
9 |
3 |
Сертификат
победителя |
9 |
4 |
Диплом |
7 |
5 |
Сертификат
участника |
5 |
Альтернативной системой оценивания мы
пользуемся уже несколько лет. Положительные
моменты, которые были достигнуты в учебной
деятельности, проецируются на внеурочную работу.
Наш опыт подтверждает: дети ходят в школу с
желанием и способны адекватно себя оценивать в
любых жизненных ситуациях. |